Протоиерей Павел Адельгейм. Три тайны Пятидесятницы

by on 19.06.2021 » Add the first comment.

20 июня – день Святой Троицы. Пятидесятница.

Этот день для нас – всегда тот же самый и всегда очень новый. Всегда соответствующий дню святой Пятидесятницы, которая совершилась 2000 лет назад. И нашему сегодняшнему существованию. Потому что Христос вчера, днесь и вовеки един…

Праздник Святой Троицы вводит нас в тайну богопознания. Современный человек много знает. Он проник в сокровенные механизмы бытия.

Эти знания не могут вывести его из круговорота рождения и смерти. Эти знания не могут выделить человека из порядка растительного и животного мира. Эти знания лишь о том, в чём человек подобен животным и растениям. Несмотря на всю мощь современной техники, человека по прежнему убивают болезнь и время. По прежнему «смерть и время царят на земле». По прежнему человек беспомощен перед смертью.

Технический прогресс не может одолеть смерть. Сегодня это очевидно, как никогда. Не на путях технического прогресса победа и величие человека.

Есть только одно знание, которое возвращает человеку его исключительное положение во Вселенной.

Это знание выводит его за пределы круга рождения и смерти, делает венцом и смыслом бытия: познание Бога.

«Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится сильный силою своей, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвались тем, что разумеешь и знаешь Меня, что Я-Господь, творящий милость, суд и правду на земле» (Иер.9, 23-24).

Человек всегда имел понятие о Боге. История не знает народа, который бы не имел никакого понятая о божестве. Отдельные люди бывают глухи к вере и богопознанию. Тем не менее вера в Бога живёт в любую эпоху человеческой истории.

Часто спрашивают: если Бог один у всех, почему столько разных религий? Каждая религия имеет свой опыт богопознания. Люди разные, эпохи разные, культуры разные, и опыт богопознания тоже разный: исламский, буддийский, языческий, гуманистический и атеистический.

Атеизм тоже имеет опыт богопознания. Когда атеист говорит: Бога нет, он утверждает собственную беспомощность и глухоту в богопознании. Он свидетельствует, что богатство и многообразие религиозной жизни можно свести к нулю. Религиозную жизнь можно ограничить до «окамененного нечувствия».

На путях познания человек не всегда достигает успеха. Нередко его ждут разочарование, обольщение, ошибки. Хорошо, что помимо человеческих путей познания есть Божественное Откровение.

Нынешний день радостен, потому что Бог Сам открыл Себя Своей Церкви. Дух Святой, в виде огненных языков почивший на апостолах, открыл полноту богопознания.

Бог открывает три тайны Своего бытия, три истины, которые лежат в основе христианской жизни и которые необходимо знать человеку:

Первая тайна о том, что Бог – это не космическая сила, безличная и не имеющая непосредственного отношения к человеческой личности. Бог – Личность, имеющая имя.

Господь Иисус Христос говорит: «Я открыл имя Твое человекам». Бог – Отец Небесный.

Мы обращаемся к нему: «Отче наш», к Существу, самому близкому для нас. Существу, которому мы можем сказать удивительное слово «Отец». Мы обращаемся к Нему на «ты», потому что Он бесконечно близок нам.

Вторая истина в том, что Бог один, но не одинок. Три Лица Святой Троицы «промышляют» о нас, то есть заботятся. Мы веруем в Промысл Божий. Бог – не просто создатель этого мира, но Бог заботится о нем, любит его и спасает.

Михаил Нестеров. Троица ветозаветная (фрагмент)

Третья истина о том, что Бог связал Себя с человеком и всем творением. Бог не только создал человека и спас его. Он сам вочеловечился, воспринял человеческую природу не на время, а навсегда. Господь Иисус Христос своим изъязвленным и прободенным Телом вознесся в недра Святой Троицы. Он пребывает одесную Отца, не разлучаясь со своей человеческой природой.

Приобщаясь человеческой природе Христа, соединённой с Его Божеством, мы становимся «причастниками божеского естества» (2 Петр. 1,4).

Каждый из нас рождается крещением для жизни во Христе. Каждый из нас принимает Духа Святого в таинстве помазания святым миром.

Каждый из нас приобщается Телу и Крови Христовых, возрождаясь, преображаясь, входя в телесное соединение со Христом, становится одним организмом с Ним.

Открыта возможность войти в вечную жизнь, ибо мы – причастники Тела Христова, участники Его природы, вознесенной к Престолу Славы. Причастники Христа, причастники Святого Духа – удивительными именами называет христиан Божественное Откровение. Мы молимся быть достойными этих имен.

Благодать Святого Духа не напрасно вошла в этот мир. Она преобразила Духом Святым сонмами праведников. Мы тоже молимся Царю Небесному, Утешителю, Духу истины: «Приди и вселись в нас, очисти от всякой скверны и спаси души наши».

***

Каждый из нас принимает дар Святого Духа. Одни этот дар в себе растят и раскрывают во всей своей жизни: в любви и в творчестве. А другие не замечают дар, который приняли. Бездарных христиан не бывает. Каждый получает дар Духа.

Если мы закапываем его в землю, мы виноваты в том, что ленивы, виноваты в том, что лукавы, виноваты в том, что не хотим отдавать себя Богу всем своим существом, стараемся что-то утаить и спрятать для себя, стараемся жить спокойно и беззаботно. Дар остаётся неосуществлённым. Пренебрегая данным нам даром, мы не умеем состояться и реализовать себя в жизни, стать достойными принятых даров.

Как же узнать, обитает ли в нашей душе Святой Дух? Является ли наша душа Царством Божиим? Апостол Павел говорит, что «Царство Божие есть правда, мир и радость о Святом Духе». Если в нашей душе живут правда, мир и радость о Духе Святом, значит, душа наша соделалась храмом Святого Духа.

Правда – это желание праведной жизни в единении с Богом. Мир – это умирение совести, примирение с Богом и людьми.

***

Смотрите также:
Отринувший страх

В духовной жизни христианина всегда действуют двое: Бог и человек, вступая в отношения между собою. Подвиг мученичества утверждает такое единство, которое не может разорвать смерть. Одновременно исполняются две воли: воля Божия и послушающаяся ей воля человеческая. «Послушлив быв даже до смерти».

Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствуют о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека.

На анонсе: Святая Троица. Картина Гиви Сипрошвили

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *