7 декабря в городе Александрове Владимирской области прошла церемония открытия памятника Ивану Грозному…
В Александрове завершили эпопею с бронзовым Грозным — памятник царю-тирану наконец нашел свою «прописку» на постаменте, пустовавшем с апреля 2017 года, на набережной реки Серой, на том месте, где во время опричнины находилась царская резиденция...
Напомним, памятник был установлен 26 апреля 2017 года, но спустя час его демонтировали и увезли… Но, как говорится, «I’ll be back». И вот, он вернулся…
Событие, безусловно, не рядовое. Даже на знаменитом монументе “1000-летие России” этого персонажа русской истории изображено не было. Думается, что историки еще скажут свое слово.
Об этом событии с точки зрения русской церковной истории и агиографии рассказывает Виктор Судариков. Здесь царь Иоанн Грозный является настоящим рекордсменом по числу житий святых, в которых он выведен как действующее лицо.
К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557)
После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: “— Почему я тебя в храме не видел, государь?!”
“— Откуда же я иду?” – удивился царь.
“— Идешь ты из храма,” — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!”
Царь тогда планировал построить свой новый дворец…
По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать.
С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется…
Святитель Герман Казанский (+1567) – монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы “убеждал царя обратиться к праведной жизни”. Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена.
Петр Михайлов. Святой митрополит Филипп укоряет царя Ивана Грозного
Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю:
“О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!“
После этого, царь пытал и казнил многих приближенных митрополита Филиппа и его родственников из рода Колычевых.
В том же году состоялся беззаконный суд, лишивший святителя сана и отправивший его в ссылку.
В 1569 году по приказу царя свт. Филипп был задушен в Твери Малютой Скуратовым, ближайшим сподвижником Иоанна Грозного.
Памятник преподобному Корнилию у стен Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря
Преподобный Корнилий Псково-Печерский (+1570). Аскет, иконописец, многолетний игумен Псково-Печерского монастыря. Число монастырской братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек. Строитель храмов, собиратель древне-русской книжности. В 1570 он встречал царя в воротах монастыря. Царь, увидев мощные монастырские стены, заподозрил игумена в измене и тут же собственноручно убил. В летописи пишется, что царь тут же раскаялся и понес тело убиенного в монастырский Успенский собор. Это дорога до сих пор носит название “Кровавый путь” и на маленький желобок в ее центре богомольцы не наступают – там текла кровь св. Корнилия, который, как написано в той же летописи, «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».
Эта дорога называется Кровавый путь. Происхождение столь мрачного названия связано с Иваном Грозным, который под этой аркой убил игумена Корнилия
В том же 1570 году, как свидетельствует Псковская летопись,
“Прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. На одной из улиц Пскова навстречу ему выбежал блаженный Николай (Никола Саллос) верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: “Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови”.
Андрей Рябушкин. Иоанн Грозный с приближенными (1903)
Когда царь пришел в келью блаженного, тот предложил царю на угощение кусок сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в пост”, – сказал ему Иоанн. – “Ты пьешь кровь человеческую”, – отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Только после того, как по слову юродивого, под царем пал его лучший конь, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города.
Список можно было бы продолжать и далее…
По сути, Иоанн Грозный выступает в житиях как жестокий и безрассудный правитель, внешне исполняющий церковные обряды и установления, по сути же попирающий все Божии и человеческие законы.
Установка памятника исторической личности – знак почитания и уважения совершенных поступков. Думаю, даже приведенных свидетельств русской церковной истории достаточно, чтобы понять какие поступки почитают и уважают наши современники, увековечившие память царя Ивана Грозного.
Виктор Судариков
Find more like this: АНАЛИТИКА