День 21 (8 ст. ст.) сентября 862 г., приходящийся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днём начала Русского государства

by on 21.09.2016 » Add the first comment.

Вычислить с арифметической точностью начало русской государственности невозможно. Существует несколько теорий. Так, талантливый русский историк Василий Никитич Татищев говорит о словенских князьях, которые правили до Рюрика. Вывод этот он делает на основе Иоакимовской летописи, которую Карамзин считал мистификацией историка.

Сам же Карамзин началом отсчета истории русской государственности считал 862 год, когда, согласно «Повести временных лет», чудь, словене, кривичи и весь пригласили варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение. Они не отказались и стали править в Великом Новгороде. «Те варяги назывались русью и от тех варягов прозвалась русская земля». Много идет споров по этому поводу, но мы не будем в них вдаваться, речь у нас совсем не о том. Тем более что, когда решили праздновать тысячелетие России, в этом не сомневались.

Да, дата условная, но она превратилась в национальный символ. Именно с этого времени идёт непрерывная линия русского народа. Отсюда началось образование сильного государства и русского народа из разных племён.

150 лет назад этому событию был поставлен памятник «Тысячелетие России». Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. Памятник решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства. Он стоит в новгородском кремле, на площади между Софийским собором и музеем истории Новгорода (бывшим зданием Присутственных мест).

Празднование Тысячелетия России состоялось 21 сентября (8 сентября по ст. ст.) 1862 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.  Средства на создание этого памятника собирались по всей России.

Авторы памятника — скульптор Михаил Осипович Микешин, Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Гартман — удачно воплотили в жизнь великолепную идею объединить в одном сооружении два важнейших символа российской истории — шапку Мономаха как атрибут царской власти и Вечевой колокол, олицетворяющий свободу и независимость.

Монумент разделён на три уровня, каждый из которых символизирует слагаемые знаменитой формулы официальной доктрины того времени — «Православие, самодержавие, народность».

Композицию памятника венчает группа из двух фигур, расположенных на огромном шаре-державе. Это Ангел с крестом (символ Православия) и коленопреклонённая женщина, олицетворяющая собой Россию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения Церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Второй уровень «Тысячелетия» составляют семнадцать фигур, объединённых в шесть групп. Каждая из них символизирует определённый этап истории России — от призвания варягов на Русь (Рюрик на южной стороне) до образования Российской империи (Пётр I на северной). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году.

На горельефе памятника — скульптурные изображения 109 великих сынов и дочерей России, составивших честь и славу отечественной истории и культуры.

Мы видим святых Кирилла и Мефодия — просветителей славян и родоначальников славянской православной культуры, святую княгиню Ольгу, подавшую Древней Руси пример крещения, святого великого князя Владимира — крестителя Руси, преподобного Нестора Летописца — одного из родоначальников российской истории, святого князя Александра Невского — славного защитника Руси, преподобного Сергия Радонежского — великого подвижника Русской земли и целый ряд других святых, прославивших землю Русскую. Рядом с этими святыми людьми великие русские поэты, писатели, учёные, художники, архитекторы, скульпторы, композиторы, педагоги — цвет русской культуры, — а также герои России, выдающиеся полководцы и государственные деятели.

Новгородские краеведы рассказывают, что в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и Православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной. Спрятанный от посторонних глаз, стоял памятник почти до самой Великой Отечественной войны.

В годы оккупации Новгорода фашистами памятник был распилен и подготовлен для отправки в Германию. Вошедшим в город 20 января 1944 года советским солдатам представилась печальная картина: монумент представлял собой абсолютно голый пьедестал, на котором сохранилась только нижняя половина шара-державы.

Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по площади и присыпаны снегом, словно мёртвые воины на поле боя. Многие части памятника были искорёжены: трёхметровый крест, венчавший державу, срублен у основания и согнут в дугу; бронзовые крепления перерублены или вырваны из своих мест; шпаги, мечи, посохи, щиты и другие мелкие детали бесследно исчезли. Уже ко 2 ноября 1944 года в числе первых объектов Великого Новгорода памятник был полностью восстановлен и вновь открыт.

Великий памятник даёт ответ и на самый жгучий вопрос современности: «Кто мы?..», «Что наследуем?..», «Какова наша миссия в мире?..».

Мы видим непрерывную реку времени во все эпохи. И всё объединяет — русский народ, русский язык, Православная Церковь.

Эту таинственную связь прекрасно выразил величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека, —

Залог величия его.

.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва;

Без них наш тесный мир — пустыня,

Душа — алтарь без Божества.

.

Александр Николаевич КРУТОВ

Памятник  «Тысячелетие России»

История России в бронзе

.

8 (ст. ст.) сентября 1862 года — в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы собрали воедино множество разрозненных фактов — и подлинных, и полуанекдотичных.

Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху:

Рюрик — основание государства Российского в 862 году.

Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 году.

Святой великий князь Дмитрий Донской — освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году.

Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году.

Петр I — основание Российской империи.

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.

Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.

Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие

Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.

Как выбирали персонажей для памятника

Ангел и Россия. Первоначально планировалось изобразить двух ангелов. Но потом у художника Михаила Микешина родился образ России в виде коленопреклоненной женщины в национальном костюме.

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности — ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и — с оговорками — сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Государственные люди:

1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей. 17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I.

Военные деятели и герои:

1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин.

Просветители:

1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий. митрополит Московский. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. митрополит Киевский. 15. Иона. митрополит Киевский. 16. Святой Савватий. 17. Святой Зосима. 18. Максим Грек. 19. Гурий. архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. архиепископ Новгородский. 26. Платон. митрополит Московский. 27. Иннокентий. архиепископ Херсонский и Таврический.

Писатели и художники:

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский

Фото Владимира Ештокина

В статье использованы материалы книги Виктора Смирнова «Памятник государства Российского», издательство «Вече», 2008 г.

 ФОМА

.

«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»

День 21 (8 ст. ст.) сентября 862 г., приходящийся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днём начала Русского государства. Так обозначено на памятнике «Тысячелетие Руси» (скульптора М.Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда проходило торжественное празднование тысячелетия нашего Отечества.

Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племён, но с этого момента оно впервые приобретает более чёткую и единую центральную власть.

В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было следующим:

«Август, кесарь Римский… Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвёртого поколения; и с тех пор до нынешних времён зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О, мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шёл он к ним княжить. И князь Рюрик пришёл в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй — Синеус, а третий — племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нём великий князь Рюрик» («Сказание о Великих Князьях Владимірских Великой Руси», ХVI в.). Правда, предание это датируется уже временем, когда Московская Русь осознала себя Третьим Римом, и оно, возможно, было необходимо для подтверждения римской преемственности.

В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» о призвании Рюрика говорится: «…»реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел нами и судил по праву»… Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь… «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами»…»

Исходя из того, что приглашённые князья называются в летописи варягами, в ХVIII в. немецкие учёные (Байер, Миллер, Шлёцель, на выводы которых затем доверчиво опирался Карамзин) выдвинули так называемую «норманнскую» теорию, что русское государство якобы основано иностранцами неславянского происхождения — норманнами (скандинавами или германцами). В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти «иностранцы» моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов.

Однако «норманнская» теория о происхождении русской государственности не соответствует истине. Во-первых, у самих скандинавов в то время ещё не было государственности такого централизованного вида, чтобы переносить её организующие принципы славянам (и у норвежцев, и у шведов, и у датчан первые короли появились позже 862 г., а германцев тогда ещё не было на Варяжском море). Неизвестен ни один скандинавский источник, свидетельствующий о призвании оттуда славянами себе правителя.

Во-вторых, Рюрик вовсе не был для Руси иностранцем. Варягами тогда называли не по национальности (летопись относит к ним, кроме Руси, также и шведов, норвежцев, англичан и др.), это слово означало профессию вооружённого пирата-купца, промышлявшего в Варяжском (Балтийском) море. Варяжским промыслом занимались и славяне (венды), населявшие тогда всё южное побережье Балтики и лишь позже вытесненные и ассимилированные германцами. Именно эти славянские племена имели тесные связи с Новгородом. Об этом свидетельствует найденная и введённая в научный оборот В.Н.Татищевым Иоакимовская летопись, в которой история призвания Рюрика излагается иначе: престарелый князь Великого града (Новгорода?) Гостомысл, не имевший наследника мужского пола, позвал на княжение сына своей средней сестры — Рюрика.

Несостоятельность «норманнской» теории показал ещё М.В.Ломоносов, но всё же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ–ХХ вв. были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н.Ильина (супруга И.А.Ильина) в книге «Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки» (Париж, 1955) на основании более точных исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином.

Династия Рюриковичей дала Русскому государству целую плеяду князей и государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим, однако, неточность расхожего утверждения о «пресечении династии Рюриковичей» с кончиной бездетного царя Фёдора Иоанновича, в связи с чем и понадобилось призвание на царство новой династии — Романовых. Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?). Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет» — внучатого племянника первой жены царя Ивана Грозного царицы Анастасии Романовны.

Русских же дворянских родов, ведущих свою родословную от Рюрика, насчитывается несколько десятков, а живущие их потомки ныне исчисляются тысячами.

Журнал «Русский Дом»

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *