Не знаете, чего просите. Кому уготованы первые места в Царстве Небесном

by on 21.04.2024 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Сергия Ганьковского, настоятеля храма священномученика Владимира (г. Королев) в неделю 5-ю Великого поста.

Мк., 47 зач., X, 32-45.

Спаситель говорит нам эти страшные слова, которые едва ли утешат малодушных, вряд ли подбодрят маловерных: “…чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано” (Мк.10:39,40). Если мы хотим воскреснуть, нам придётся понести Крест, но сколько бы мы его ни несли, надо помнить, что никто не может дать нам гарантий спасения.

В минувшее воскресенье мы слышали в храме последнее великопостное воскресное Евангелие. На этой неделе Церковь уже будет вспоминать Вход Господень в Иерусалим, а пока … Пока Господь предупреждает учеников о том, что Ему предстоит испытать, и сталкивается с полным непониманием.

Благоразумный разбойник на кресте успел перед последним вздохом попросить Христа о милости, о спасении. Попросил, и был спасён. А вот апостолы Христовы, которые за три года странствования вместе со своим Богом и Спасителем много чего повидали и, казалось, многому должны были бы научиться, многое понять, просят Спасителя не о милосердии, а о награде.

На пути в Иерусалим они, услышав горькие слова Иисуса о предстоящем Ему испытании поруганием, избиением, оплеванием и, наконец, позорной смертью на Кресте, – почему-то, однако, не восскорбели о предстоящей страсти, почему-то решили, что именно сейчас самое время попросить о награде, о воздаянии за трёхлетнее служение Спасителю.

“Смотри, Господи, не забудь! Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей” (Мк.10.37). Вот как! Ещё бесконечно далеко до славы, ещё между просьбой этой и Царством Божиим, которое, между прочим, “не от мира сего” (Ин.18.36), кровь и страдания, слёзы и смертный пот, ещё услышат солдаты римской стражи на Голгофе хриплый крик: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф.27.46), – а самые любимые, самые приближённые уже просят о награде. Им не терпится.

Чего же ждать от нас грешных, если самые лучшие, самые верные ученики таковы? Это так понятно, так по-человечески обычно… И тем не менее: Царство Небесное – не удел, где реализуются наши честолюбивые мечты, сколь бы по-человечески извинительны они ни были, а жизнь наша – вовсе не место бесскорбного блаженства. Скорее, наоборот, из того, что сказал нам Христос, мы знаем: “В мире будете иметь скорбь” (Ин.16.33).

Вот почему и Своих учеников, и вместе с ними всех нас, христиан, Господь спрашивает сегодня:

“Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” (Мк.10.38).

Можете ли вы разделить со Мною муку и боль Креста? Захотите ли вы испить горькую чашу предательства самыми дорогими и самыми близкими? Да что там предательства! Захотите ли вы пойти со Мною до конца и оказаться в ситуации, когда вам станет ясно, что Бог вас оставил, что надеяться вам больше не на кого? Можете ли вы пить эту чашу? Можете ли вы не умереть от отчаяния, оставшись без надежды?

Легко ответить “можем” в тот момент, когда Господь спрашивает нас об этом. Гораздо труднее – добровольно взойти на Крест.

Несложно оставаться верным Христу, когда ни боль, ни страх, ни похоть, ни обида не терзают нашу душу и тело.

Куда как сложнее сохранить верность Богу в смертной безнадёжности, куда как мучительнее подниматься из бездны очередного падения! Подниматься, наперёд зная, что, как ни старайся, всё равно придётся умереть одному, наедине со своими страхами, наедине со своими страстями…

И только одна надежда – на то, что среди страхов и тоски последнего пути, последнего “восхождения в Иерусалим” Иисус будет идти впереди нас, как Он шёл среди Своих учеников тем весенним днём, потому что: “Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним” (Рим.6.8).

Так вот задача всей нашей жизни в том и состоит, чтобы обрести такое устроение души, когда, умирая на своём кресте, когда, оказавшись, подобно Ему, Иисусу из Назарета, в крайней богооставленности, всё-таки не забыть о Нём, не отказаться от Него и умереть если не во Имя Его, то по крайней мере с Его Именем, каким бы далёким, каким бы недостижимым ни представлялся нам Бог в этот момент.

По правую сторону и по левую от Креста Господня были распяты разбойники. Так им было уготовано… Благоразумный разбойник на кресте успел перед последним вздохом попросить Христа о милости и спасении. Попросил, и был спасён

Вот почему Спаситель говорит нам эти страшные слова, которые едва ли утешат малодушных, вряд ли подбодрят маловерных: 

“…чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано” (Мк.10.39,40).

Если мы хотим воскреснуть, нам придётся понести Крест, но сколько бы мы его ни несли, надо помнить, что никто не может дать нам гарантий спасения.

Никто, даже Сам Спаситель, не сможет упразднить для нас подвиг веры,

“ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк.10.45),

– отдать, не рассчитывая ни в малой мере на благодарность этих самых “многих”…

Если мы хотим быть со Христом и в этом веке, и в будущем, надо быть готовыми любить без надежды на взаимность, надо научиться служить ближнему, не рассчитывая на благодарность, надо суметь принять крестную скорбь и жизни, и смерти, не требуя гарантий, не ожидая награды.

На анонсе: Путь на Голгофу. Картина Джованни Баттиста Тьеполо, фрагмент (1696-1770)

Картины Джеймса Тиссо (1836 -1902) 

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *