…Иоанн, Василий, Пётр, Елизавета, Владимир, Ирина, Александр, Николай, Федот… возносятся в греческое небо имена лемносских страдальцев. Поимённо перечисляет священник всех упокоившихся в 1920—1921 годах русских людей на греческом острове Лемнос. «Души их во благих водворятся, и память их в род и род».
А ведь буквально ещё десять лет назад не только имена, но и сами русские кладбища были здесь заброшены. И только благодаря Попечительскому совету Новоспасского монастыря в Москве, добровольцам отряда «Лемнос» из забвения извлечены имена 375 человек, офицеров, солдат, казаков армий А.И.Деникина и П.Н.Врангеля, членов их семей, гражданских беженцев. Трудами подвижников слова молитвы «и память их в род и род» воплощаются в живую память. Ибо пока о человеке молятся на земле — он с нами.
В те далёкие годы Гражданской войны более 30 000 наших соотечественников прошли через голод, холод Лемноса, болезни, смерть взрослых и детей. На голых землях чужого острова, под пронзительными ветрами создавалась сохранённая в сердце изгнанников историческая Россия. В лагерях за колючей проволокой строились мастерские, открывались палаточные церкви, создавались школы, детские сады, училища, царил русский мироуклад. Прочитайте книгу Леонида Петровича Решетникова «Русский Лемнос», и вам зримо представится вся трагедия жизни и подвига русских людей на чужбине. И я уверен, вы поймёте, что такое Родина и что значит её потерять. Что такое духовная сила православного человека и как в смирении и терпении сохранить верность воинскому долгу, России.
Всё, что совершалось и совершается на Лемносе по возрождению памяти наших соотечественников, иначе как чудом не назовёшь. Сначала трое прихожан московского Новоспасского монастыря в апреле 2004 года заинтересовались «Лемносским сидением» (ноябрь 1920 — октябрь 1921 года) казачьих войск армии генерала Врангеля. Они приехали на Лемнос.
.
.
Там после долгих безрезультатных расспросов о месте русского кладбища им встретился человек, который показал дорогу к заросшему колючей травой полю. Ни могил, ни крестов. Идут по полю. Случайно (а случайно ли?) натыкаются на край ушедшей в землю плиты. Рассказывают: «Руками расчищаем, читаем: «Елизавета Ширинкина» (как после выяснили, ей был всего годик). Вот ещё плита, расколотая, но слова читаются: «Таня Мухортова» (три с половиной годика), и далее «Георгий Абрамов» (четыре месяца)». На лемносских кладбищах — 82 детские могилы. Самое большое детское кладбище после Беслана. А недалеко союзное кладбище воинов Антанты. Ухоженные газоны, ровные ряды белых надгробий, памятники. Господи! Что же мы за иваны, не помнящие родства!
Вернувшись в Россию, паломники взяли благословение у наместника Новоспасского монастыря архиепископа Алексия (Фролова). Он не только благословил стремление возродить память о русских страдальцах на греческом острове, но и стал оказывать свою помощь. Чудеса продолжались. Несмотря на противодействие посольств США и Великобритании в Греции (остров — стратегическая военная база НАТО), а также местных коммунистов, удалось получить «в пользование» 40% русского кладбища на мысе Пунда. Прошло всего пять месяцев с начала пути, и на русском кладбище был воздвигнут мраморный Памятный крест. Воодушевлённые милостью Божией благоустроители решили поставить церковь на кладбище.
Раб Божий Леонид рассказывал мне со слезами на глазах: «Я стою на литургии в Преображенском соборе Новоспасского монастыря. Рядом мой товарищ. Выходит дьякон и возглашает сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим ти ся, услыши и помилуй. Ещё молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих…» Внезапно исчезает иконостас, и я на этом месте вижу много, много людей. Впереди дети, девочки и мальчики, за ними женщины, потом офицеры в форме Белой армии, казаки в папахах… и все они сливаются с южным чёрным звёздным небом. Я опускаюсь на колени и плачу. Горько-горько. Ко мне подходит маленькая девочка в платьишке того времени. У меня в голове сразу возникает её имя — Таня Мухортова. Своей маленькой ладошкой она гладит меня по голове и говорит: «Не плачь, всё будет неплохо». Потом подходит ещё одна малышка, обнимает меня, и я слышу: «Не плачь, всё будет неплохо». Подходит женщина и произносит то же самое. А я думаю: «Почему они говорят неплохо, а не говорят хорошо?» А слёзы текут и текут… Они возвращаются к своим, и все уходят в ночь. А я снова вижу иконостас и что стою на ногах, и уже звучит молитва священника: «…упокой, Господи, души вождей и воинов живот свой за веру и отечество положивших и всех повсюду лежащих православных христиан…» «Я здесь всё время стою?» — спрашиваю товарища. «Как стоял, так и стоишь». — «А ты видел что-нибудь?» — «Нет».
Чувство увиденного долго не отпускало меня. Я всё задавал себе вопрос: «Почему не хорошо, а неплохо?» И только потом я понял, что они меня приходили приободрить, так как нам, как мы узнали, запретили строить церковь, приезжать молодёжному отряду, создавать детский лагерь. Но с Божией помощью и молитвами наших лемносцев мы смогли договориться о многом. Хотя и не построили церковь, но открыли мемориал с именами всех почивших на кладбище, каждый год приезжает молодёжный отряд его благоустраивать, работает детский летний лагерь. Вот почему не хорошо, а неплохо».
Двенадцатилетний мальчик, вернувшись из детского лагеря на Лемносе, отвечая на вопрос мамы, что ему больше всего понравилось, ответил: «Кладбище». Мама в огромном удивлении спросила: «Почему кладбище?» «Мама, — ответил мальчик, — как ты не понимаешь. Там похоронены наши предки. Они Родину защищали и веру Православную». Согласитесь, такой ответ дорого стоит. Значит, России быть. Россия будет.
80 лет стирали из нашей памяти подвиг дедов и прадедов, которые смирились перед Богом, но не смирились перед злом большевизма. Ибо коммунистический интернационал уничтожал традиционную, их Россию, строя на крови и насилии безбожное, антинациональное государство.
Это сегодня уезжают за рубеж за лучшей жизнью, чтобы в покое, сытости и потребительском довольствии проводить дни земной жизни, бросая Родину на растерзание временщикам. Лемносцы покидали Родину, чтобы сражаться, чтобы сохранить духовные ценности исторической России.
Поэтому не только для нас, русских с короткой памятью, искажённой годами воинствующего атеизма, но и для греков русские изгнанники стали примером верности Православной вере. На литургии в праздник Крестовоздвижения митрополит островов Лемноса и Святого Евстратия Иерофей сказал: «Мощи русских мучеников лечат лемносскую землю».
Мы приезжаем на Лемнос, чтобы зарядиться духом любви к России. И верим, что сбудется пророчество преподобного Серафима: «Господь помилует Россию и путём страданий приведёт её к великой славе».
Спаси, Господи, всех, кто возвращает из забвения имена людей, за Веру и Отечество жизнь положивших.
Александр Николаевич КРУТОВ,
«Русский Дом», №11, 2013г.
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: В Севастополе помянут участников исхода Белой гвардии из Крыма в 1920 году… | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Без обращения к Богу мы мало что изменим | Церковь Успения Богородицы