О чудесном примере отношений женщины и Христа, не имеющем в Евангелии аналогов, рассказывает Дарья Сивашенкова.
Есть в Евангелии персонаж, который мы видим всего два раза — но за эти два раза слышим от него (неё) три замечания в адрес Иисуса. Такого, кажется, больше никто из Его близких себе не позволял. Это Марфа.
Она обычно немного в тени своей более «духовной» сестры Марии, но сама она при этом ах как хороша!
Хозяйственная, смелая и языкастая, за ней не заржавеет и недовольство высказать, и дать Христу ц.у., как Себя вести, и упрекнуть Его, когда ей кажется, что Он неправ, и возразить в ответ на Его прямое распоряжение.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. (Лук.10:40)
Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии
Фрагмент. Марфа
Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. (Иоан.11:21)
И саркастичный ответ на Его утешение:
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. (Иоан.11:23,24)
Мол, спасибо, уж утешил так утешил!
Дж. Тиссо. Христос скорбит о Лазаре
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.(Иоан.11:39)
Дж. Тиссо. Воскрешение Лазаря
Это смелое, очень смелое поведение для женщины с мужчиной в те времена — и тем более, с уважаемым Равви. И я уж вообще молчу, что она так себя ведет с Сыном Божьим: где благоговение, где смирение, где трепет и осознание своей ничтожности перед Ним, в конце концов?!
В нашем представлении это совершенно недопустимо и возмутительно.
А в ее — нет. И Иисус на ее стороне.
Он ни разу не отвечает ей в духе «цыц, женщина, твое место на кухне, а что тебе не понятно — брат тебе потом разъяснит». Или хотя бы «да как ты со Мной разговариваешь, женщина, рот закрой!»
В Его словах нет ни отзвука патриархальности, ставящей женщину ниже мужчины. Он серьезно отвечает ей, разъясняя то или иное Свое поведение, а не одергивает и не высмеивает. Он удивительно терпелив и добродушен, выслушивая ее уколы и упреки. Христа не задевает, что Его нравоучают и поучают, да кто — женщина!
Более того. Марфа, Мария и Лазарь — это Его друзья. У них в доме Он часто останавливается и отдыхает, там Он проводит последние дни, о которых мы скоро будем вспоминать. То есть, Ему там хорошо. Ему спокойно в таком окружении, рядом с этой языкастой и такой непочтительной с виду женщиной. Ему хорошо среди тех, кто говорит с Ним, не таясь, высказывая все, что накопилось на сердце, и при этом охватывая Его постоянной заботой: «Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним». (Иоан.12:2).
Марфа — пример удивительной женской любви, в которой забота гармонично сочетается с критикой, и мы видим, что любви Христом позволено многое: даже упрекать, даже давать советы, кому что сказать, даже возражать.
И в этом знак нам: не надо натягивать на лицо благочестивое выражение, если сердце кипит: Ему можно сказать все открыто и прямо, как чувствуешь и как есть. Он не обидится и не станет отвечать встречной агрессией, как часто делают люди, которых справедливо или нет упрекают в чем-то. Он может выдержать «груз» нашего непонимания и упрека, и когда мы выговоримся — ответить нам спокойно, серьезно и с миром. Наши отношения с Ним не разрушатся из-за нашего всплеска.
И, мне кажется, очень важно, что пример такого отношения в Евангелии дает нам женщина — одна из тех, от которых до сих пор требуют «молчать», «не рассуждать» и вообще, желательно, «не отсвечивать».
А Он лежит у них за ужином, слушает ее ворчливые упреки, ест испеченный ею хлеб — и улыбается.
Ян Вермеер. Христос в доме Марии и Марфы
Вообще, семья Марфы, Марии и Лазаря прелюбопытна и при рассматривании вызывает много вопросов. Тут я призываю на помощь знатоков тогдашнего иудейского быта, может быть, что-то удастся прояснить.
Во-первых, интересен состав семьи: брат и две сестры. О родителях ни слова — значит, их уже нет. Получается, брат и сестры люди взрослые, может быть, даже зрелые.
Но при этом никто из них не состоит в браке! Сестры не замужем, брат холостует — по крайней мере, мы ничего не слышим об их супругах.
Насколько я понимаю, в реалиях того времени безбрачие было редким уделом, а тут сразу у трех и в одной семье!
Что могло послужить причиной, что сестры и брат живут таким мини-монастырем?
Во-вторых, их дом Евангелие называет «домом Марфы», она же там и распоряжается: Лук 10:38: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;»
Марфа приняла, дом Марфы… Позвольте, а где брат? О нем ни слова, его не спрашивают! Это в патриархальном обществе, где мужчина — неоспоримый глава и хозяин дома?!
Лазарь из всей семьи вообще самый тихий. Марфу мы слышим неоднократно, разок слышим и Марию, а Лазаря видим лишь единожды, когда Иисус воскрешает его. И то он не произносит не слова, впрочем, это можно списать на потрясение и неуместность речей в ту секунду.
Можно предположить, что Марфа в семье старшая — и по возрасту, и по положению. В силу каких-то обстоятельств она глава семьи. Но для этого Лазарь должен быть не дееспособен. Болен. Косвенно это подтверждается его тихостью и скорой смертью, о которой мы вспомним уже на следующей неделе.
Но это тоже непонятно: Иисус до смерти Лазаря бывал в семье неоднократно. Лазаря знали, как Его друга. Неужели ни он сам, ни его сестры не просили Христа об исцелении? И Сам Он, столько раз обращаясь к их гостеприимству, не предложил помощь другу, если тот вдруг не хотел злоупотреблять дружбой? Хотя о чем я? даже если Лазарь в самом деле был так тих и скромен, то есть же Марфа, она бы не смолчала! Да и Мария присоединила бы свой голос.
Кроме того, если Лазарь так сильно болен, то возникает вопрос: а на что они живут и принимают гостей в больших количествах? Ведь Иисус не один к ним приходил, а с апостолами, а это 12 здоровых крепких мужчин с хорошим аппетитом.
В общем, вопросов здесь больше, чем ответов…
На анонсе: Пол Лерой. Иисус у Марфы и Марии
Find more like this: АНАЛИТИКА