22 апреля отмечалась памятная дата — 300-летие со дня рождения выдающегося мыслителя Иммануила Канта.
После себя философ оставил фундаментальные трактаты, а также изящные высказывания о морали, которые связаны с его попыткой опровергнуть и доказать существование бытия Бога. Немецкий философ Мартин Хайдеггер замечает, что предположение «Бог есть» стало для Канта стимулом всей его работы. Так или иначе он всю жизнь пытался доказать существование божественного.
Всегда, говорил Кант, у человека есть выбор, перед любым поступком появляется мгновение, когда я могу решить, как поступить, то есть весь мир сейчас заключён во мне, в моём поступке, «история начинается с меня», и ни в прошлом, ни в настоящем нет ни одного оправдания той слабости или подлости, которую я могу допустить.
«Есть только звездное небо надо мной и моральный закон во мне», – Иммануил Кант.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень важен эпизод, когда умный, эрудированный и наверняка не однажды участвовавший в философских дискуссиях глава московских писателей и поэтов М. Берлиоз убедительно, со знанием древних текстов и разнообразных философских систем объясняет «иностранцу» бессмысленность веры в некого Бога:
– Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может, – чуть даже снисходительно говорит атеист Берлиоз.
– Браво! – вскричал иностранец, – браво! Но вот курьез: Кант начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно.
– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич (известный советский поэт, поясним мы).
Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.
– Именно, именно, – закричал он, – ему там самое место!
Совершенно понятно, что книга Булгакова абсолютно антисоветская не потому, что в ней действуют Сатана, Пилат и некто, очень напоминающий Иисуса, хотя автор и укрыл этого героя за именем Иешуа. Нет, антисоветская она именно потому, что доказательство, придуманное Кантом, невозможно в СССР. За такое доказательство нужно сажать! Почему?
Кант вводит понятие, которое он называет «категорическим императивом», и можно долго объяснять это понятие моим ученикам в философских категориях, но я иду самым естественным путём: человек создан Господом, при этом Бог, вдыхая в мёртвую глину жизнь, вложил в человека частицу самого себя. Теперь каждый из нас (кроме тех, кто от обезьяны – это вы уж сами выбираете свою родословную, вредным голосом говорю я) несёт в себе этот Божий дар. Его ещё называют совестью, высшим нравственным законом, истиной, но мы понимаем, что Кант говорит о способности человека поступать в соответствии со своими принципами даже тогда, когда человеку это не просто невыгодно, но опасно, иногда смертельно. Например, любой взрослый бросится на помощь ребёнку, даже если нет шансов уцелеть. Так под обстрелом вытаскивали раненого, иногда теряя бойцов, и никто не думал, какая это глупость – выносить одного, теряя другого.
Так почему же в СССР место Канта – в лагере? А потому, что совесть заменяется идеологией. Идея выше человека, партия выше личности. Этот принцип стал основным в советской стране. Отсюда наши общие собрания, на которых осуждали врагов народа, троцкистов, инженеров-шпионов, врачей-вредителей, причём осуждали единогласно. И не важно, что ты думаешь, главное быть таким, как все.
Но если у человека нет свободы, то нет и выбора в поведении, нет истины, нет морали – тогда это общество аморально. И знаете, страшно читать объяснения: в СССР никого не репрессировали, а если и сажали, то так им и надо, это были враги! И прошло уже столько лет, а вены на лбах набухают: так им и надо! Правильно сажали!
Иммануил Кант. Портрет 1790 года
Всегда, говорит Кант, у человека есть выбор, перед любым поступком появляется мгновение, когда я могу решить, как поступить, то есть весь мир сейчас заключён во мне, в моём поступке, «история начинается с меня», говорит Кант, и ни в прошлом, ни в настоящем нет ни одного оправдания той слабости или подлости, которую я могу допустить: «Есть только звездное небо надо мной и моральный закон во мне», – Иммануил Кант.
Find more like this: АНАЛИТИКА