Результаты исследований Плащаницы, которые по-настоящему удивляют и завораживают.
Публикуем главу из книги «Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы» кандидата исторических наук, профессора исторического факультета ПСТГУ Бориса Алексеевича Филиппова. Книга, посвященная тайнам Туринской Плащаницы и исследованиям этой необыкновенной реликвии, вышла в издательстве «Никея».
Анатомические исследования
Первым, кто на основании увеличенного снимка Секондо Пиа приступил к медицинскому исследованию Плащаницы, был французский зоолог, член Французской академии наук Ив Делаж. Им в 1902 году был проведен ряд исследований анатомической структуры изображения и характера ран на нем. В то время как Делаж объявил изображение на Плащанице анатомически безупречным, другие ученые представили аргументы как в поддержку подлинности, так и в поддержку тезиса о подделке Полотна.
Более качественные фотографии, сделанные Джузеппе Энри в 1931 году, дали возможность приступить к тщательному изучению Плащаницы.
Инициатором исследований выступило окружение папы Пия XI (1922–1939). В 1931 году эмиссар папы священник Армельяк обратился к французским ученым с просьбой установить, соответствуют ли следы на Плащанице анатомии и физиологии реального человека. На этот призыв откликнулся главный хирург больницы святого Иосифа в Париже Пьер Барбе (1884–1961).
В результате дальнейших многолетних исследований Барбе пришел к выводу, что «даже сегодня ни один из нас не смог бы создать такой образ, не допустив каких-либо ошибок». Холст отражает все анатомические и физиологические особенности умирающего человека, которые не были известны людям в прошлые века. С этим выводом согласно большинство судебно-медицинских экспертов, пишущих о Плащанице.
Предметом дискуссии стали следующие выводы Барбе:
В 1998 году результаты своего исследования опубликовал американский патологоанатом Фредерик Зуги. Он подтвердил вывод Барбе о подлинности пропорций изображения на Плащанице. В то же время он обратил внимание на недостаточное количество крови на полотне и высказал предположение, что тело перед погребением было обмыто.
Сегодня мы предполагаем, что скорее всего основную кровь вобрало в себя первое полотно, которым был обернут Иисус перед погребением. Также Зугиб не согласился с выводом Барбе о том, что руки человека с Плащаницы были пробиты в области запястья. По мнению исследователя, «гвоздь вошел в ладонь Иисуса под углом и вышел с обратной стороны около запястья». Не согласился Зугиб и с выводом о том, что смерть человека на кресте наступила от удушья.
С оценкой Зугиба частично согласен и российский судебно-медицинский эксперт, кандидат медицинских наук и доцент Эдуард Викторович Туманов: «Удушье в целом, а в особенности обусловленное невозможностью сделать адекватный выдох, делает невозможными все попытки не только к произношению каких-либо слов, но и отдельных членораздельных звуков. Однако во время распятия Иисус Христос мог вполне внятно говорить на кресте до последних мгновений своей земной жизни. Об этом говорится во всех четырех Евангелиях».
***
Противники подлинности Плащаницы обращали внимание на бросающееся в глаза несоответствие длины рук, различие в длине передней и задней фигур, неестественность позы, в которой запечатлен человек с Плащаницы. Так, Ж. Никелл в 1983 году и Г. Паул в 2010-м заявили, что пропорции изображения не реалистичны, а фигура не может представлять реальную личность. Оба утверждали, что лоб человека с Плащаницы слишком мал, а руки — разной длины, и что расстояние от бровей до макушки головы не является репрезентативным. Однако другие ученые считают, что нарушения пропорций могут быть связаны с деформацией ткани в течение веков. С этой же деформацией связано расхождение цифр при определении роста человека с Плащаницы. По оценкам разных ученых, его рост мог быть от 162 до 187 см.
Обнаружение под Венецией в 2006 году останков распятого в I веке римлянина позволило сравнить его раны с ранами, кажущимися очевидными на Плащанице, и с ранами, которые были нанесены Иисусу согласно Евангелиям.
Итальянские археологи уверяют, что руки у римлянина были прибиты гвоздями, протыкавшими запястья.
Эмануэла Гуалди из Феррарского университета, исследовавшая скелет, найденный под Венецией, полагает: пятки казненного приколачивали к вертикальной стойке креста одним гвоздем.
В 2001 году директор Института судебной медицины при Туринском университете профессор Пьерлуиджи Баима Боллоне заявил, что проведенная им и его коллегами судебно-медицинская экспертиза ран и пятен крови на Плащанице подтверждает: на ней изображен мертвый человек, которого перед смертью жестоко избили, с ранами на голове, его конечности перед смертью были прибиты гвоздями. «Пока что ни один врач не поставил под сомнение высочайшую достоверность образа на Плащанице с точки зрения верности изображения системы кровообращения», — утверждает Баима Боллоне.
Кровь
В период с 1981 по 1982 год на основе проводимых исследований над обрывками нитей из Плащаницы Баима Боллоне определил группу крови на Плащанице как IV(АВ). Это очень редкая группа крови. Алан Адлер и Джон Хеллер обнаружили следы билирубина. Наличие крови также подтвердили другие эксперты — сторонники подлинности Плащаницы. Однако чикагский химик Уолтер МакКроун заявил, что Плащаница не содержит следов крови. По его словам, это пигмент, используемый художниками в XIV веке. Несмотря на споры, синдонологи признали, что красные пятна на Плащанице были кровью.
Раны на теле
Диагностикой причин насильственной смерти занимается судебная медицина. Поэтому практически все главные исследователи Полотна до начала 1970-х годов являлись судмедэкспертами. Возможности, которыми сегодня обладает судебно-медицинская экспертиза, огромны, с их помощью можно многое выяснить. В случае с Плащаницей значение имеет не только хорошее знание анатомии человека, но и того, каким образом тело реагирует на внешние угрозы и внешнее вмешательство.
Помимо бесчисленных ран, которые покрывают всю поверхность тела, мы видим, что человеку часто наносили очень сильные удары по лицу. Вся правая сторона лица опухла. Кроме того, можно сделать вывод, что у него надорвано правое веко и серьезно травмирован правый глаз, который отек и слезился. Заметен также отек носа, возможен перелом носовой кости. Видны кровавые раны рядом с носом, возможно, оставленные свинцовыми шариками римского бича. Также можно увидеть неравномерный отек обеих щек и отек на левой стороне подбородка, вместе с пятном, указывающим, что был вырван кусок бороды.
Вырывание бороды было одним из наказаний за богохульство.
Кровавые следы на лице, по-видимому, возникли в связи с уникальным явлением гематидроза, или «кровавого пота». Кровь, пот, смесь ароматических веществ, земля и, возможно, фрагменты разорванной во время бичевания кожи — все это оставило следы на ткани во время прямого контакта с ней тела, то есть в тот момент, когда тело было обернуто простыней.
На лбу и покрытой волосами лобно-теменной коже можно заметить не менее 13 следов ран, нанесенных острыми предметами (шипами). Эти колотые раны были сильным и болезненным раздражителем, поскольку в покрытой волосами коже расположено много болевых рецепторов. Кроме того, раны в этом месте могут вызвать обильное кровотечение. Направление движения струек крови показывает, что человек во время нанесения ран находился в вертикальном положении.
Одна из этих кровавых струек на лбу приобрела странную форму как бы перевернутой цифры 3 в негативе и ε (эпсилон) в позитиве. Это произошло из-за сгустка крови на сморщенном под воздействием ужасных страданий лбу. На византийских монетах и древних иконах с изображением Спаса Нерукотворного этот сгусток трансформировался в «челку».
Наличие перечисленных следов подтвердили результаты исследования с помощью цифровой обработки изображений, проведенной сначала членами группы STURP, затем итальянскими исследователями Международного центра синдонологии и, наконец, французскими учеными из команды CIELT.
Бичевание
Следы от римского бича (флагрум таксиллятум) располагаются веером. Бич состоял из деревянной рукоятки и двух или трех относительно длинных ремней, на концах которых находились две соединенные между собой металлические гирьки или острые косточки животных.
Между исследователями нет единства мнений относительно числа нанесенных ударов. Первоначально при анализе следов бичевания на Плащанице ученые руководствовались еврейским законодательством, которое ограничивает наказания сорока ударами. Однако следов от ударов бичей на Плащанице гораздо больше. Объяснение историки нашли, обратившись к римскому законодательству. Оно, в отличие от еврейского, не ограничивало количество ударов, которое должен был получить осужденный. Экзекуторы могли бичевать человека сколько угодно. И, как следует из анализа следов на Плащанице, палачи Иисуса старались вовсю. Эти люди не любили своих семитских собратьев, так что количество ударов и глубина ран не вызывают удивления.
Бичевали, по-видимому, двое воинов по очереди. Один был ростом повыше. Следы его ударов видны на верхней части грудной клетки. Второй палач был явно ниже — его удары разрывали спину и достигали области селезенки. В ходе бичевания, как правило, делали перерывы, чтобы насладиться видом страданий осужденного.
В общей сложности, считает Боллоне, было нанесено не менее 70 ударов, которые оставили не менее 111–120 ран различной глубины. По оценке экспертов, палачи били с большим мастерством, чтобы не убить (ведь им следовало помнить, что Иисус должен появиться перед префектом живым), об этом свидетельствует отсутствие ран в области сердца и живота — таких ударов человек бы не пережил. Нет следов ран в районе обоих предплечий на руках, что позволило сделать вывод о том, что в момент бичевания осужденный был привязан к столбу.
Следы других травм
На плечах видны следы обширных ран от тяжелого предмета, который давил на плечи: от поперечной балки креста (патибулума), которую осужденные на распятие несли к месту казни. Плащаница свидетельствует о ранах на лице и ногах, их объясняют падением под тяжестью перекладины во время шествия на Голгофу. На подошвах, коленях и кончике носа человека с Плащаницы обнаружены частички земли. Последующий анализ показал, что пыль на носу, коленях и ногах одного и того же вида и в ней присутствует арагонит (карбонат кальция), который использовали в древности в Иерусалиме при строительстве домов.
Вопреки традиции распятия, но в соответствии с текстом Евангелия, у человека с Плащаницы не сломаны ноги. Анализ изображения, полученного в ходе цифровой обработки, позволил пульмонологу из Падуи профессору Маттео Бевилакве установить, что у Иисуса было вывихнуто правое плечо. По пути на Голгофу осужденных обычно подгоняли кнутами. Каждый их рывок, вызванный попыткой избежать ударов, для крайне истощенного человека с Плащаницы заканчивался падением. Об этом свидетельствуют следы крови на левой голени.
Падающий человек всегда рефлекторно закрывает лицо руками. Однако у осужденных руки были привязаны к балкам. В этой ситуации человек падает на колени. Специалисты в области судебной медицины установили, что у человека с Плащаницы полностью раздавлен левый коленный сустав. Он не мог не только нести поперечную балку, но и просто идти. Очевидно, поэтому в евангельской истории появляется Симон Киринеянин. Самого Осужденного, вероятно, подняли сопровождающие и притащили к месту казни. Исследования показали следы ссадин на внешней стороне стоп.
Смерть
Наиболее заметное среди всех пятен крови находится на правой стороне грудной клетки в районе пятого межреберного пространства. Это рана длиной 4,5 см и шириной 1,5 (1,3) см от удара копьем, который нанес согласно Евангелию один из римских солдат, чтобы удостовериться в смерти Христа. Специалисты обратили внимание на тот факт, что удар был нанесен в правую сторону грудной клетки, ибо римские солдаты привыкли наносить удар именно в правый бок, заслоняя свой левый бок щитом.
Приводимые в Евангелиях обстоятельства смерти Иисуса Христа, а именно: относительно скорое наступление смерти, Его способность к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая Распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной Ему посмертно копьем, — послужили основанием к многолетним научным дискуссиям в среде судебно-медицинских экспертов.
По мнению посвятившего этой теме статью судебно-медицинского эксперта Э. В. Туманова, наиболее вероятной версией смерти Иисуса Христа «является полиорганная недостаточность как осложнение синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром, англ. — disseminated intravascular coagulation)».
«Обстоятельствами, вызвавшими развитие данного патологического состояния, послужили бичевание с обширным повреждением мягких тканей спины и их дальнейшая травматизация, которая происходила как во время несения креста, так и во время пребывания на нем при распятии.
Дополнительными условиями, детерминировавшими развитие ДВС-синдрома, явились нарастающая гипоксия, происходившая из-за затрудненного дыхания, нарастающая в результате кровопотери и обезвоживания гиповолемия, неестественное положение тела на кресте, болевой поток из пробитых гвоздями конечностей и сильное психоэмоциональное потрясение».
«При наступлении летального исхода в эту фазу ДВС-синдрома у умершего нередко отмечается внутрисосудистая сепарация крови на жидкую часть (лимфу) и рыхлый клеточный остаток. Если на теле умершего есть раны, то изливающаяся из них сразу после смерти кровь, стекая по коже как по разделительной поверхности, расслоится на два потока — практически прозрачную, водянистую лимфу и клеточный осадок красного цвета.
Очевидно, что указанное обстоятельство и было отмечено стоявшим подле креста, после того как римский воин пронзил копьем тело Иисуса Христа. <…> Врачами античности… распад крови на составляющие элементы рассматривался как признак, сопутствующий смерти. И древние греки, и римляне называли жидкую часть крови, а также все прозрачные жидкости организма (например, перикардиальную жидкость) водой. <…> Данное предположение наиболее полно соотносится с Евангельскими текстами и, на наш взгляд, может послужить для адекватной оценки событий, происходивших во время распятия».
***
Уже Барбе определил, что тело человека с Плащаницы отделилось от полотна необычным, единственным в своем роде способом, при котором сгустки свернувшейся крови полностью остались на поверхности материи, тогда как обычно часть присохших следов крови при разделении остается на коже. Барбе, а вслед за ним Поль Виньон установили, что Плащаница соприкасалась с телом не меньше 30 и не больше 40 часов.
Тем самым ученые согласно приходят к выводу: Туринская Плащаница была в контакте с телом распятого на кресте человека. На этом единство мнений заканчивается. По всем остальным вопросам среди исследователей существует две-три точки зрения, каждая из которых имеет своих сторонников.
На анонсе: В. Перов. Снятие с креста (1878)
Find more like this: АНАЛИТИКА