Возрождение древних ересей

by on 29.08.2020 » Add the first comment.

Что еретического в борьбе с биопаспортами.

Для отцов Церкви было важным сохранение учения, преподанного нам Христом. Мы же сегодня в вероучительных вопросах остаемся совершенно инертными. И это весьма чревато. Объясняет протоиерей Владимир Долгих.

25 августа 325 года произошло торжественное закрытие Никейского, Первого Вселенского собора. Общие сведения его истории многим из нас хорошо известны. Однако же, не смотря на то, что арианство было осуждено как ересь, своих позиций оно не теряло еще довольно продолжительное время.

Главнейшим поборником Никейского символа веры выступил святитель Афанасий Великий.

Во времена его служения арианство не просто продолжало жить в умах и душах людских, но приобрело огромную популярность так, что в какой-то момент истории Афанасий оставался чуть ли не единственным православным епископом на всем Востоке.

Не зря святитель Григорий Богослов называет его столпом Церкви, а проповедуемое им учение – законом Церкви, а святитель Василий – опытнейшим кормчим Церкви среди бушующего моря арианства.

Сам святитель Афанасий просил: «Молитесь, чтобы прекратились всякие распри, осуждены были суетные вопросы еретиков и всякое словопрение, возсияла же в сердцах у всех истина и чтобы все повсюду одно говорили и одно мудрствовали».

Василий Суриков. Первый Вселенский Никейский Собор (фрагмент)

Только лишь этого небольшого упоминания достаточно, чтобы понять насколько важным для отцов Церкви было сохранение невредимым учения, преподанного нам Христом.

При этом сегодня к вероучительным вопросам подавляющее большинство из нас остается совершенно инертными. Нас чаще интересуют освященные веники, булки, колбаса. Наше внимание чаще сосредоточено на антихристе, кодах, паспортах. Нас не интересует ни история, ни учение Церкви.

Мы реально не знаем ни Священного Писания, ни святоотеческой мысли. Мы нередко зациклены на вычитывании канонов, строгом соблюдении внешних правил, различных баснях и суевериях, не имеющих никакого отношения к христианству.

Мы, современные христиане, преступно равнодушны к учению Церкви, ради утверждения которого святые отцы потратили такое огромное количество интеллектуальных, душевных и физических сил, а нередко жертвовали своим здоровьем и жизнью. И это равнодушие чревато последствиями. Оно приводит к тому, что сами православные христиане впадают в различные ереси. И если декламация еретических мыслей, возможно, происходит несознательно, то нежелание познавать свою веру – точно осознанное.

Обратимся к примеру.

В 2016 году, по заказу службы «Среда», фонд «Общественное мнение» провел среди православных России опрос на различные темы, среди которых был разговор о filioque, т.е. о различии католического и православного учения об исхождении Святого Духа. Что интересно, обвинить организаторов этого мероприятия в его некорректном проведении не получится, так как были опрошены люди, выходящие из храмов в воскресные дни после богослужения. Результаты не могут не пугать.

Итак, из числа опрошенных респондентов 69% утверждают, что Святой Дух исходит от Отца, и от Сына, 18% затруднились с ответом, 3% не согласились ни с одним из предложенных вариантов и только 10% опрошенных высказались за православный догмат. Как такое вообще может быть! Ведь скорее еще даже и часа не прошло, как все пели Символ веры на литургии, где звучат слова: «От Отца исходящего…». Получается, что пели и продолжают десятилетиями петь на богослужении в храме и читать на утренних молитвах совершенно бездумно, как мантру, и внутри ничего не «ёкает», ум не просыпается, да даже простое любопытство бездействует.

В противовес сказанному, конечно, можно заметить, мол, и без догматики люди спасаются, главное заповеди соблюдать и жить по-христиански. Можно также и примеров «накопать». Вот тот же преподобный Макарий Великий прожил почти всю жизнь в пустыне, и не коснулись его никакие арианские споры, бушевавшие в городах и поселках. Опять же – пример Марии Египетской. Но только мы забываем, что если человек и спасается, то спасается внутри Церкви, а вот те самые границы Церкви и определяет богословие, догматы. Напомнить хотелось бы и знаменитые слова священномученика Киприана Карфагенского: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя».

Можно сколько угодно спорить о нужности или ненужности знания догматов Церкви, но факт остается фактом, человек, придерживающийся еретических взглядов сам семя поставляет вне спасительного корабля Тела Христова.

Подтвердить эту мысль несложно, достаточно обратиться к мнению упомянутого святителя Афанасия: «Отцов Никейских надлежит уважать, иначе не приемлющие символа (Никейского) будут признаваемы скорее всем, только не христианами».

Никейский символ веры был дополнен и расширен на следующем вселенском соборе в Константинополе, потому приведенные слова теперь имеют отношение именно к нему. Я ни в коем случае не берусь утверждать, что те 69% православных сознательно или неосознанно исповедовавших веру в католический еретический догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (чего нет в Символе веры) отпали от Церкви, но не настораживать это не может. «Сущему в иной вере, – писал преподобный Феодосий Печерский, – или в латинской, или в армянской, не увидеть жизни вечной».

Смотрите также: Богопротивные силы и «число зверя» в книге Откровение Иоанна Богослова

Хочется сказать еще и другой ереси, распространяемой сегодня в Церкви некоторыми православными и тесно связанной с историей догматических споров между Первым и Вторым Вселенскими соборами. С ней я столкнулся по роду своей деятельности, как секретарь богословско-канонической комиссии при Синоде УПЦ.

Существует ряд документов, ясно свидетельствующих о еретических взглядах некоторых борцов с биометрическими паспортами.

По очевидным причинам ничьих имен я называть не буду, и цитировать также ничего не буду, а ограничусь лишь общими замечаниями.

Речь идет о евномианстве (аномействе) – крайнем проявлении арианской ереси, названой по имени одного из главных ее представителей – Евномия, епископа Кизического.

С обличением этого опасного учения выступили лучшие умы своего времени, такие как: Дидим Слепец, святители Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов, писавший, что Евномий «почитает для себя ущербом, если не привлечет всех к своей погибели».

Аномейство было осуждено на Втором Вселенском соборе.

Заниматься всесторонним обзором еретических взглядов Евномия я не стану (всю информации можно найти в сети), а остановлюсь на имеющей отношение к затронутой теме «теории имен».

В результате тринитарных споров второй половины IV века в богословии был поставлен принципиальный вопрос: как возможно богопознание? Так как еще на Первом Вселенском соборе был утвержден термин «единосущный», обозначающий единую природу Отца и Сына, то для православных теперь ответить на указанный вопрос несложно: богопознание возможно через Христа, сказавшего апостолу Филиппу: «Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14, 9-10). А вот аномеи, категорически отрицавшие единосущие Отца и Сына, не могли принять такой позиции, вот им на помощь и пришел Евномий.

Этот еретик утверждал, что существуют так называемые «предметные» имена вещей, указывающие на самую их сущность. Именно поэтому для евномиан познание Бога возможно посредством познания Его Имени. Данное учение Евномий распространил не только на Божество, но и на все творение. Имена неразрывно связанны с самими вещами и являются как бы их энергией.

Рассматриваемые еретические идеи хорошо передал русский философ и историк Лев Платонович Карсавин: «Бог… проявляет Себя в этом мире плодами Своей деятельности, свидетельствующими о Нем… Бог создал и отношение, и действие и соответствие вещей друг другу; Он согласовал название (имя) с каждой из именуемых вещей сообразно с законами их», т.е. с их природой.

В действиях и убеждениях современных борцов против паспортов, кодов, за все хорошее и против всего плохого, и т.п.  явно прослеживается евномианство разлива XXI века.

В письменных и устных заявлениях этих деятелей достаточно четко и однозначно обозначено, что имя – это святыня для христиан, что имя является выражением сущности человека, что только по имени Бог знает нас. «Лишение» же имени в виде присвоения номера в документах и электронном реестре, приводит к утрате человеком своей личности и «выпадению» из промысла Божия, а как следствие, потере надежды на достижение вечного блаженства.

Я уже не говорю, что в перечисленных взглядах проявляется полное непонимание и незнание православной сотериологии, эсхатологии и антропологии, но и откровенное, неприкрытое евномианство здесь налицо.

Смотрите также: Кто такой «Ветхий днями?»

*   *   *

Понимаю, что за высказанное несогласие с распространенным сегодня мнением, относительно проблемы биометрических паспортов, я могу быть обвинен в модернизме, неомодернизме, обновленчестве и прочих «отступлениях».

Но, как понимаете, я этого не страшусь. Моя задача, как священника, указать, что является ересью, а что – православным вероучением. И если эта статья заставит задуматься хотя бы одного человека – я буду считать, что достиг своей цели.

Мне искренне хочется, чтобы и духовный, и интеллектуальный уровень христиан рос, восходя от силы в силу, чтобы богословие вышло из академических аудиторий и стало насущной потребностью и интересом каждого верного прихожанина нашей Церкви, дабы мы реально, едиными устами и единым сердцем право славили Бога.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *