Считается, что традиционные ценности абсолютны и вечны, их источник — в Боге, они неизменяемы. Без них мы — не мы. Но Христос был проповедником нового Царства, где все прежние нормы теряли значение.
Конечно, здесь мы должны сделать оговорку: у нас есть лишь новозаветные тексты, которые не могут адекватно передать внутренний мир Иисуса из Назарета, а также исторически достоверно описать Его поступки. Итак, рассмотрим, что нам говорят книги Нового Завета на эту тему. Рассказывает протоиерей Александр Усатов.
Отношение Иисуса к семейным традициям его времени
Иисус вырос в захолустном селении Назарет, в котором тогда жило 300-400 человек, причем, до половины жителей могли быть его родней. Это была крестьянская и вполне традиционная община иудеев (раскопки указывают на отсутствие свиных костей и греческой керамики).
Вопреки ожиданиям своих родственников и ближних, Иисус не вступил в брак и в возрасте около 30 лет вдруг бросил работу ремесленника/разнорабочего и покинул родную деревню. Родственники подумали, что Иисус сошел с ума (Мк.3:21).
Между прочим, до Христа свою проповедь начал Иоанн Креститель, который не только не женился, но и вопреки традиции не стал священником. Иоанн не приносил в жертву животных, он предлагал иной способ прощения грехов. Он учил о покаянии, символом которого было погружение в воды Иордана. Все это возмущало религиозную элиту Иерусалима.
После принятия Крещения от Иоанна Предтечи Иисус начал проповедовать в галилейских поселениях. Вокруг него образовался круг последователей. Некоторые из них по его призыву оставили жен и детей (Мф.19:29), как Симон Петр и иные апостолы. Прекратив рыбную ловлю, они оставили свои семьи в двусмысленной ситуации — без развода и материального обеспечения.
Представим себе на секунду, что современный проповедник скорого Конца света предлагает своим адептам бросить обучение в университете, уволиться с работы и оставить семью ради великой духовной миссии. Как это оценит обычный россиянин? Вряд ли он будет восхищаться этим как воплощением традиционных ценностей. Напротив, он назовет это сектантством и изуверством.
Статус женщины в иудейской и христианской общине
Но вернемся в Галилею 30-х годов I века. Среди последователей Иисуса были не только мужчины разного семейного статуса. Возможно, что его любимый ученик — Иоанн Богослов — был тогда подростком (Бокэм отличает его от рыбака, сына Зеведеева, см. Бокэм Ричард. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. — М.: Эксмо, 2011. — 672 с.). А еще были женщины: замужние, как Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова (Лук.8:3), а также не вступившие в брак или же брошенные мужьями, как Мария Магдалина. Представьте, кому нужна бесноватая жена?
Все это вызывало в традиционном обществе сильное отторжение. Во-первых, тогда женщина не могла проявлять такого рода самостоятельность. Любая женщина или девушка была под покровительством мужчины: отца, мужа или старшего брата. Считалось предосудительным, если незамужняя женщина путешествует вне своего дома с группой мужчин. А во-вторых, в Иудее I века н.э. женщина не могла быть ученицей у религиозного наставника. Это казалось так же бессмысленно, как лить воду в песок. Если Иисус говорил с женщиной о богословских темах, это раздражало не только окружающих иудеев, но и его собственных учеников (Ин.4:27). В известном эпизоде про Марфу и Марию одна женщина просит, чтобы он прекратил беседу с другой женщиной и послал ее работать на кухню. И еще одна деталь: в арамейском языке не было слова «ученица».
Церковная иерархия формировалась очень медленно. В общине Иисуса не было никаких иерархий. Каждый из причастников этого круга был сыном и дочерью Небесного Отца. Искать себе иных авторитетов, «отцов» и наставников было запрещено (Мф.23:9). Но постепенно внутри христианских общин появлялись особые, скажем, функциональные служения. Какое же из них возникло первым? Служение епископа, пресвитера или диакона? Нет. Это была диаконисса. В одной из самых ранних книг Нового Завета — послании к Римлянам — ап. Павел не обращается к священнику или епископу. Он пишет всей общине и представляет им диакониссу Фиву из другого мегаполиса римской империи — Коринфа (Рим.16:1). В еще одном раннем послании ап. Павел пишет общине Коринфа, ни разу не упоминая их иерарха-руководителя. Диаконисса там была, а епископ-деспот — нет.
Могла в ранней церкви II-IV веков женщина изучать богословие? Да! Дозволялось ли женщине вести миссию и быть проповедником? Несомненно! Кроме равноапостольной Марии Магдалины мы знаем про женщину Юнию, которая прославилась между апостолами (!). Женщина-апостол (Рим.16:7). А могла ли женщина быть более деятельной, чем ее супруг? Пожалуйста, Прискилла и Акила (Рим.16:3).
По определению традиция (лат. traditio) — это предание, то, что передается из рук в руки, из поколения в поколение. Поэтому нам важно понять, что же говорится об отличии мужчин от женщин в контексте христианского учения (не отвлекаемся!). Не византийского, не древнеиудейского или древнерусского, а именно раннехристианского. Ответ содержится в самой ранней книге Нового Завета — послании к Галатам. Это очень известный текст, которым, впрочем, совершенно не руководствуется Русская Православная Церковь. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28).
Нравственное и телесное понятие о нечистоте в иудаизме
Какие же еще обычаи нарушал Иисус? Это законы о нечистоте.
В Законе Моисеевом сказано, что высшей формой мерзости и осквернения является труп человека. К мертвецу нельзя прикасаться, а если родня и обязана хоронить человека, каждый из них считается нечистым семь дней и должен выдерживать период очищения, не прикасаясь при этом к святыням (Числ.19:11).
Вопреки всем запретам, Иисус прикасался к мертвецам. Например, к сыну наинской вдовы, к дочери Иаира, которую он взял за руку и оживил. Все это шокировало и изумляло очевидцев.
Воскрешение Лазаря
Кроме трупов Закон запрещал прикасаться к кровоточивым женщинам, а также к людям с кожными заболеваниями. Христос вел себя так, будто он выше всех этих запретов. Он исцеляет кровоточивую женщину, причем не ругает за нарушение табу, а хвалит за дерзновение в вере (Лук.8:48). Это касается и кожных заболеваний, таких как экзема, псориаз и многие другие, объединяемые в Библии в единое понятие проказы.
К категории отверженных относились и «неполноценные мужчины» — скопцы или евнухи. Такие люди по Закону Моисея не могли принадлежать к Его сообществу (Втор.23:1), их не допускали к священническому служению (Лев 21:20).
Отсутствие детей и вообще физическая неполноценность в древности оценивались как признак проклятия или наказания Божия. Для обыденного сознания это нечто неестественное. Но в Новом Завете отношение к безбрачию полностью изменилось.
В Ветхом Завете «ущербных в половом отношении и неспособных к продолжению рода» (Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет) мужчин не допускали к членству в религиозной общине и к принесению жертв, а в Новом Завете их не отторгают, но и не считают их положение как-то связанным с добродетелью: «есть скопцы от чрева матери их», то есть люди, которые, по самому устройству их природы, не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Есть, далее, такие, которые оскоплены людьми. «Себя же оскопляют для Царства Небесного не те, которые отрезывают свои уды, но те, которые имеют воздержание» (Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея).
Причины, приводящие людей к безбрачной жизни, Христос разделил на три категории:
1) биологическая, когда люди «родились таковыми от чрева матери». Такой «род скопцов не может быть порицаем»;
2) влияние иного человека, что «порицается»;
3) решение человека посвятить себя Царству Божьему, которое «заслуживает похвалы» (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея).
Иероним Стридонский писал, что оскопление первого и второго рода «есть дело необходимости, а не произволения», отчего и не предполагает никакой награды. По Феофану Затворнику они — «естественные безбрачники» (в обоих случаях причина лежит в области физиологии, неподвластной воле самого человека).
Таким образом, обычных скопцов и неспособных к семейной жизни мужчин не за что похвалить, но и отвергать тоже недопустимо. В общине Христа есть место для скопцов: через крещение в воде евнух из Эфиопии становится христианином: «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян.8:39).
Христос не отвергает разного рода страждущих, не выказывает отвращения к их внешним особенностям. Прикасается, обнимает и… тем самым исцеляет, возвращает в круг людей. Принятие отверженных — вот что делает Иисус (Рим.15:7).
«Своими руками Спаситель благословляет того, кто ощущает себя проклятым, прикасается к прокаженным, к которым никто не прикасается, придает силы погруженным в беспомощность, сообщает веру тому, кто чувствует себя оставленным Богом, ласково относится к отвергаемым. Таков стиль его лечения. Иисус „берет за руку“ тещу Симона (Мк 1:31), дочь Иаира (Мк 5:41) и юношу эпилептика (Мк 9:27). Он „возложил руки“ на скорченную женщину (Лк 13:13), слепого из Вифсаиды (Мк 8:23) и каждого из многочисленных больных Капернаума, приносимых на заходе солнца (Лк 4:40). Он „простирает руку и касается“ прокаженного» (Пагола Х. А. Жизнь Иисуса. Тысячелетняя тайна христианства. М.: Эксмо, 2014).
Задумаемся, каково традиционное отношение к чужакам, к иноземцам и врагам родины?
Обычная реакция — отчуждение. Иногда это гнев, ярость, а также пожелание гибели. Порой доходит до убийства. Так и было в Ветхом Завете. Например, как должен был поступить иудей при встрече с язычником-хананеем? Убить его. Не жалеть даже одного человека: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, предай их заклятию: Хананеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Втор.20:16-17). Иисус поступает не так. Встречая в Израиле хананеянку, он не только оставляет ее в живых, но и исцеляет ее дочь (Мф.15:22-28).
Кроме человеческих трупов, больных людей и врагов родины в традиционном иудейском обществе с омерзением воспринимались грешники и люди, одержимые нечистыми духами.
В то время полагали, что для Бога отвратительны нарушители предписаний о чистоте в нравственном и телесном плане. Будто Господь настолько гнушался грешниками, что отвергал их потомков вплоть до 10 поколения. Иными словами, для Бога были важны внешние характеристики человека, а не состояние его души. Все это было четко прописано в книге Второзакония и стало национальной традицией Израиля. Сын проститутки или бастард? Они не нужны Господу, не могут быть в обществе израильтян (Втор.23:2). У мужчины поллюция? Он должен покинуть общество. Иудей не чистоплотен на территории своего стана? Бог очень брезглив и угрожает оставить этого иудея, а также не станет впредь помогать ему убивать врагов (Втор.23:12-14).
Мужчина развелся с «противной» женой, и та ушла к другому мужчине? После этого женщина уже не сможет вернуться к первому мужу. Она считается «оскверненной». Кем считается? Самим Богом! «Она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом» (Втор.24:4).
Что же Иисус говорит про такое небесное откровение?
Оказывается, заповедь о разводе людям дал не Отец Небесный, а Моисей: «Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк.10:4-6).
Это привнесенное человеческое правило, а Бог к семейным отношениям относится совершенно иначе: Он желает людям неразрывной любви.
Понимание ветхозаветных предписаний как снисхождение Бога к людским немощам шокировало иудеев во времена Спасителя. «Явно критическое отношение Иисуса к Торе проявляется в отмене данного Моисеем разрешения разводиться (Втор 24.1). О том, какое впечатление должна была производить эта отмена предписания Торы на людей того времени, можно судить по следующему таннаитскому тезису, который, вероятно, представляет собой прямой отклик на Мк 10,5: «Когда кто-либо говорит: (вся) Тора — от Бога, за исключением того или иного из стихов, которые изрек своими собственными устами не Бог, а Моисей, то о нем можно сказать: он пренебрег словом Яхве» (Иеремиас Иоахим. Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999).
Еще один из ярких примеров — притча Христа о блудном сыне. «Что почувствовали отцы, навсегда закрывшие двери от своих сбежавших из дома сыновей, захотевших испробовать собственных приключений? Что ощутили те соседи, которые так презирали тех, кто покинул деревню ради того, чтобы уехать жить в Сепфорис или Тибериаду? О чем подумали те, кто жили в Завете, презирая грешников, сборщиков налогов и проституток? Поначалу все сразу стали осуждать неразумие отца, который не имел достаточного авторитета, чтобы навязать свою волю сыновьям. Но ощутив его невероятное сострадание, наблюдая, как он прощает и по-матерински защищает своего пропащего сына, а затем смиренно идет к старшему сыну, желая всех примирить на празднике, слушавшие, вероятно, были обескуражены и взволнованы.
Возможно ли, что Бог именно такой? Отец, не хранящий наследство при себе, полностью уважающий поведение своих детей, не одержимый своей моралью, жаждущий для них достойной и счастливой жизни, разбивающий сложившиеся стереотипы о справедливости и праведности? Отец, с распростертыми объятиями встречающий „пропавших“, блуждавших вне дома, и умоляющий тех, кто Его уважает и слушает, принимать всех с состраданием? Эта притча поистине означает „революцию“» (Там же).
В большинстве религиозных традиций считается, что Бог любит праведников и ненавидит грешников. Но Иисус открыл новую истину: внешняя праведность лишь удаляет от Бога. «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).
Храмовый культ и иные религиозные традиции времен Христа
Напоследок рассмотрим еще одну революционную ситуацию, которая и привела Иисуса к распятию. Речь пойдет о религиозных традициях, точнее, о храмовом культе.
В Новом Завете критика поклонения Богу в храме высказывалась не один раз. Иоанн Креститель, будучи сыном священника, отверг предназначенное ему право служить в Иерусалимском храме в качестве священника, а Иисус прямо предсказал, что от «здания храма не останется камня на камне; все будет разрушено» (Мф.24:1-2). Изгоняя торговцев из Храма, Христос заступился за иноплеменников, пришедших помолиться во дворе храмового комплекса: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11:17). Здесь «народы» (греч. ἔθνεσιν) — это язычники, а не иудейские племена. А разбойники — храмовая аристократия, сотрудничающая с язычниками-оккупантами.
Первомученик Стефан в своей проповеди на многочисленных примерах показал, что Бог пребывает со Своим народом в любом месте, а не ограничен пределами стационарного храма: «Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян.7:44,48).
Вероятно, что противники христиан подмечали их указания на окончание ветхозаветного строя: «мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян.6:14).
Иоанн Златоуст поясняет, что Стефан «опровергает их мнение и этими словами несомненно доказывает, что и сам храм, и обычаи — ничто, а Бог всегда творит и устрояет все, что кажется невозможным… Бог очевидно, не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 17).
Иисус не помышлял восстанавливать превосходство иудеев над язычниками, как это было обещано народу израильскому в книге Второзакония: «господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор. 15:6), «Он поставит тебя выше всех народов… в чести, славе и великолепии» (Втор. 26:19). Возможно, что это и стало причиной отвержения Иисуса иудеями, он не казался им Мессией и Царем Израиля.
Очищение Храма от торговцев и животных и предсказание о прекращении жертвоприношений религиозная элита восприняла крайне серьезно. Спустя несколько дней Иисус был распят на Кресте.
Итоги
Иисус не вступил в брак, не имел детей, а Иоанн Креститель кроме этого отверг сан священника, хотя был к этому призван как сын священника. В общине Иисуса не было дискриминации женщин и детей, он не гнушался больными и одержимыми людьми. Христос не отгонял от себя порочных и заблудших людей, позволял прикасаться к себе проституткам и кровоточивым женщинам. Он обедал с мытарями, которых презирали все представители традиционного общества.
Христос не придерживался ветхозаветного табу про «неполноценных мужчин» — скопцов. А относительно жителей Содома Иисус сделал шокирующее заявление: люди, отвергающие посланников Христа, пред Богом грешнее, чем содомляне, которые решились на гомосексуальное изнасилование Божьих посланников-ангелов. Заметим, как часто эта мысль появляется у синоптиков: Мф.10:15, 11:23, 24, Мк.6:11, Лк.10:12. Отвергшие Христа жители Иерусалима именуются в Писании «великим городом, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр.11:8).
Иисус обходил стороной иудейские города, он избегал общения с богачами, которые угнетали его народ. Отношение к богатству в его общине было бескомпромиссным: все деньги необходимо отдать нищим и жить в бедности. Этот призыв вызывал в традиционных кругах лишь смех (Лк.16:14).
А еще Иисус говорил о невозможности угодить Богу «добрыми делами», хотя это и является атрибутом традиционных ценностей. Он считал, что от Бога невозможно откупиться деньгами или набором каких-то поступков. Спаситель отвергал значимость жертвоприношений, сопряженных с враждой к обычному человеку. Иисус никогда не призывал строить или реконструировать храмы. Напротив, изгоняя торговцев из храма, он, подобно великим пророкам, предсказал окончание всего храмового строя. Это стало главной причиной его распятия по приказу префекта Рима.
Иллюстрации Джеймса Тиссо
Find more like this: АНАЛИТИКА