Евангелист Лука сообщает, что Христос избрал двенадцать Апостолов после того, как провел ночь в молитве на горе и спустился. Тем самым Нагорная проповедь, по Луке, произосится на равнине у подножья горы; специально оговорено, что адресована она в первую очередь Апостолам… Рассказывает Марина Журинская.
Само содержание проповеди практически тождественно приводимому апостолом Матфеем, но есть мелкие формальные расхождения и присутствует энергичная краткость. Этот текст более, так сказать, адресный, в нем больше прямых обращений к слушателям.
Перед изложением проповеди отмечено, что Христос говорил, «возведя очи Свои на учеников Своих». Вот подумаем: Он всю ночь молился в уединении (Лука постоянно подчеркивает эту уединенность молитвы Богочеловека), после чего избрал учеников, – тех, кому Он вознамерился доверить провозглашение Благой Вести, – и вот, говорит им о самом важном.
Очевидно, следует еще раз подчеркнуть, что не Христос произносил две разные, хотя и сходные проповеди, а два Евангелиста запомнили проповедь каждый так, как она отозвалась в его душе.
И поскольку чтение Нагорной проповеди еще никому не повредило, приведем ее здесь целиком.
Призвание апостолов. Картина Джеймса Тиссо
«Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их».
Некоторые заповеди блаженств, как мы видим, здесь опущены (ср Мф 5: 3-12). Значит ли это, что Евангелист счел их второстепенными? – вовсе нет, он как талантливый писатель усилил действие Благовестия. И в его изложении вторая часть Нагорной проповеди также более динамична, чем в тщательном, подробном изложении Матфея: наряду с повторяющимся там оборотом «а Я говорю вам», мы слышим: «Горе вам!», обращенное к грешным:
«Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их».
Но это – не обличение, а возвещение; если вдуматься, то различие станет понятным…
А затем следует обращенное к присутствующим увещевание:
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».
Как это разительно отличается от распространенных ныне воззрений на необходимость возмездия за неуважение (а пусть бы даже и презрение – все сказано Христом!)…
При этом никакого внимания не уделается действительно страшным, хульным оскорблениям Бога и Божией Матери!
Затем Спаситель говорит… не о благочестивых упражнениях и обычаях, а об отношениях между людьми:
«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, дай, и от взявшего твое не требуй назад. И кАк хотите, чтобы с вами поступали люди, тАк и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же».
Вот источник горьких слов апостола Павла о том, что если человек делает все, что полагается, то он раб, ничего не стоящий. Это просто не-злодей, не-изверг… но пока еще и не христианин.
…«Но вы любИте врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Вот как сейчас назовут человека, который дает взаймы, не ожидая отдачи, и благотворит, не ожидая благодарности? Лохом его назовут, ясное дело. А Христос таких называет сынами Всевышнего. Вот это и значит «не любИте мира, ни того, что в мире» (1 Ин 2:15), а вовсе не «роковое» расхождение дресс-кодов. А слово «лох» – из жаргона шулеров; так они называют всех, кто честен. То есть быть лохом не зазорно, зазорно так называть людей.
Эту часть проповеди завершают слова, вроде бы известные и даже отчасти понятные. А как они нами выполняются – тому свидетель Господь. И совесть наша где-то в глубине нашего существа тоже об этом знает.
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
Ах, как это сильно сказано, какой живой, наглядный образ! Видна вся доброта Бога, старающегося дать как можно больше. И вот эта образность становится переходом, мостиком к череде притч.
«Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?».
Притча о слепых. Мф. 15:14. Картина Джеймса Тиссо
– Представляете, как обидно слышать это тому, кто считается учителем народа? А тут ему некий безвестный бродячий Проповедник прямо говорит, что самому бы прозреть, а уж потом претендовать на роль вождя.
«Ученик не бывает выше учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
Каждая из этих притч мудра, каждая заставляет задуматься. Но какой сильный, глубокий поучительный смысл обретают они просто от того, что помещены рядом!
Эти притчи подкрепляются третьей, возвращающей читателя/слушателя к теме осуждения:
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
Нагорная проповедь. Картина Дж. Тиссо
Хочется сказать, что наряду с многократно обсужденным содержанием этой притчи в ней можно увидеть еще один аспект. Допустим, проводится антиалкогольная кампания. В ней принимает яркое публичное участие человек, о котором достаточно хорошо известно, что он любит выпить. Печальные последствия этого понятны: компания проваливается, человек теряет репутацию. Но есть и еще один аспект, куда более глубокий: дискредитируется сама благая идея. И вот таким путем, через лицемерие, исподволь прививаются цинизм и безразличие.
Эта мысль еще усиливается в следующей притче:
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Притча о неплодной смоковнице в винограднике. Лк. 13:6-9. Картина Джеймса Тиссо
Замечательно то, что в речевом обиходе слова «от избытка сердца говорят уста» (встречается, правда, все реже, но бывает) имеют скорее положительное значение: вот, мол, какое сердце богатое… А здесь нам напоминается (а то мы не знали!), что сердце может быть и злым. Сердце – это обозначения мира эмоций, сосредочение душевного начала. А душа, хотя по природе и христианка, легко может быть затронута грехом и подлежит духовному исцелению. При ныне принятом воззрении на неприкосновенность внутреннего мира человека («люди разные… одни хотят одного, другие другого» – это все уже совершенно автоматически слетает с языка, а означает то, что зло и грех считаются допустимыми) размышления о злом сердце могут что-то прояснить, – если хотеть ясности. Если стремиться к истине.
“И вот, мы восходим в Иерусалим”. Энрико Симоне, 1892
Заключительная притча проповеди – о том, что свойственно многим и многим, о двоемыслии.
«ЧтО вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, чтО Я говорю?
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое».
Вот такое суровое предупреждение получаем мы в заключение от многомилостивого и долготерпеливого Господа нашего Иисуса Христа. И полезно нам уяснить, что многомилостивый – не значит никогда не пресекающий источник милости, а долготерпеливый – не значит вечно терпящий.
На анонсе: Михаил Дудаш. Избрание Апостолов
Find more like this: АНАЛИТИКА