После того, как в Орле поставили памятник Ивану Грозному, много пишут и говорят об этом историческом деятеле. Нам тоже есть что вспомнить – царь Иоанн оставил кровавый след на нашей земле. Во время карательного похода на «град мятежный» Новгород опричное войско сровняло с землей древний город Клин. Давайте вспомним о том, как это было.
Зима 1569 года выдалась на Руси морозной и страшной. Иван Грозный окружил себя бандами опричников и рьяно истреблял всех неугодных и непокорных. Одним из главнейших врагов государя был объявлен «господин» Великий Новгород – очень зажиточный и свободолюбивый город, а значит, «опасный»…
«Новгородский поход» Грозного относят к наиболее суровым деяниям его царствования. Началось все с того, что летом 1569 года царь принимал в Александровской слободе некоего «ходока» из Великого Новгорода, имени которого в архивных документах не называлось, везде его называли «волынцем» (то есть выходцем из Волынской земли, это территория нынешней Украины). Таинственный гость сообщил царю, что новгородская элита якобы вступила в тайный сговор с «литвой» и готовится присягнуть литовскому королю Жигимонту (Сигизмунду). Новгород, еще не утративший своих вольностей, всегда вызывал подозрение у Ивана Грозного, и практически сразу после визита «волынца» он начал готовить карательную экспедицию.
Василий Худяков. «Опричники и бояре»
В конце 1569 года из Москвы выступило опричное войско во главе с самим царем Иоанном. Его численность историки оценивают по-разному, но сходятся в том, что в новгородский поход отправились самые отъявленные головорезы во главе с Малютой Скуратовым. Попутно опричники «наводили порядок» в тех городах и селах, что встречались на пути войска.
О намерениях царя северная окраина государства была наслышана весьма поверхностно, однако новгородская элита довольно быстро смекнула, что одними угрозами Иван Грозный явно не обойдется.
Необходимее выводы из политической ситуации сделал зажиточный новогородский боярин Никита Федорович Вельяминов. Он был очень богатым человеком даже по высоким стандартам новгородских капиталов, также до своей опалы он входил в «ближний круг» молодого государя.
Вельяминов угадал настроения Ивана Грозного и срочно отправил на юг по водному пути «из варяг в греки» обоз со своим самым ценным имуществом. Свидетельства об этом остались в исторических источниках, среди которых «Вельяминовский хронограф».
До сих пор историки гадают, почему сам Вельяминов и его «золотой обоз» двинулись не в братскую Литву, а в «логово зверя». Как бы там ни было, известие о походе Грозного с опричниками на Новгород застало боярина в небольшом селении Клин на реке Сестре в районе московско-тверского пограничья.
В селе Клин издавна располагалась одна из перевалочных баз торговой флотилии Вельяминовых, и дремучие клинские окрестности были им хорошо знакомы. Драгоценная «поклажа» была надежно спрятана, обозники отправлены по домам. Однако сам Вельяминов остался в Клину – слег в постель с сильной простудой.
Рисунок австрийского дипломата А. Мейерберга, сделанный, предположительно в 1661 году, по пути в Москву. Подпись: Клин, большое селение, принадлежащее великому князю московскому, в пяти милях от Спаса-Заулковъ; позади этого селения протекает речка Сестра, впадающая в Дубну, которая в свою очередь, впадает в Волгу
Еще одна тайна – кто сообщил Ивану Грозному об истинной «начинке» пенькового обоза Вельяминова. Царь казнил боярина весьма жестоким способом – посадил его на кол. Однако даже перед мучительной смертью Вельяминов так и не сказал, куда он спрятал свои сокровища.
Рассвирепевший Иван Грозный приказал опричникам буквально перевернуть Клин вверх дном и «перетрясти» всех посадских жителей. Однако резня клинчан тоже не привела ни к каким результатам – ни сундуков, ни мешков с сокровищами царские «кромешники» так и не нашли. Город спалили, войско Грозного отправилось дальше, а клинское пепелище навсегда погребло под собой главную тайну гордого боярина.
В поисках клада
Легенду о несметных сокровищах Вельяминова было сложно забыть. На протяжении нескольких веков разные люди пытались найти заветный клад. Одни – чтобы разбогатеть, другие – чтобы восстановить исторические события.
Известно, что именно поиски клада двигала рейдовым отрядом литовского полковника Васа Соколовского, неудачно осаждавшего Клин в 1617 году во время очередной русско-польской войны.
Планам Карцева помешало начавшееся наполеоновское нашествие, которое не оставило этому смелому проекту никаких шансов. Сам помещик был убит при невыясненных обстоятельствах казаками из отряда генерала Фердинанда Винценгероде, стоявшего возле Клина после падения Москвы. Крепостные Карцева утверждали, что казаки допрашивали их барина, посадив его голым в колодец. Получается, что «кровавое золото» Вельяминова забрало еще одну жизнь.
В 1916 году историк Станислав Пшисемский, изучавший средневековые земские архивы, издал брошюру «Новгородская Голгофа», где впервые были представлены компетентные оценки клинских событий четырехсотлетней давности. В частности, он предположил, что сокровища боярина Вельяминова были либо утоплены в проруби на реке Сестре, либо спрятаны в обширных подземных погребах новгородской фактории.
Второе предположение особенно интересно. Подземный Клин – тема такая же интересная и овеянная легендами, как и клад Вельяминова. Известно, что существовали подземные ходы, которые вели из древнего Клинского кремля к реке Сестре. Позднее их система была расширена усилиями военных фортификаторов и городских торговцев, охотно использовавших подземные галереи в качестве складов. Очевидно, что с этой клинской «достопримечательностью» были хорошо знакомы и новгородские негоцианты из рода Вельяминовых.
Успенская церковь, город Клин
Новые тайны
Вероятно, о подземельях знали и первые клинские чекисты. В 1930-х годах они закрыли построенную еще при Иване Грозном Успенскую церковь, которая считается одним из ключевых пунктов городских катакомб. Несколько лет они использовали ее для своих секретных целей.
Эта история тоже очень туманна, исторических фактов довольно мало, чтобы можно было судить о происходивших здесь событиях. Однако недавно в Клину появились слухи об обнаружении в засыпанном землей старом подвале в районе улицы Папивина останков человека с медальоном офицера Третьего рейха.
Город Клин, 1941 год. Торговые ряды, могилы немецких офицеров
Торговые ряды, расположенные в центре Клина, хранят немало загадок и легенд. Торгующие в них люди верят, что клад купца Вельяминова существует. Также многие верят, что под этими зданиями располагаются подземелья, которые древние купцы использовали в качестве хранилищ. Например, при обустройстве фонтана «Девочка-грибница» около Торговых рядов рабочие нашли много старинных монет.
Тайна пропавшего золота так и остается неразгаданной. В одном историки сходятся: сокровища боярина Вельяминова никуда не уезжали из Клина. Они спрятаны здесь, в городе. Может быть, клад покоится в толще донного ила реки Сестры, лежит в глухих катакомбах под землей или закопан где-нибудь неподалеку от Советской площади. А значит, современным историкам и археологам предстоит решить еще много загадок прошлого.
Андрей Шугаев
На анонсе: картина О. Бетехтина
Find more like this: АНАЛИТИКА
2 Responses to Как царь Иван Грозный город Клин громил