В городе Орле открыт памятник царю Иоанну IV Грозному. Событие, безусловно не рядовое. Даже на знаменитом монументе «1000-летие России» этого персонажа русской истории изображено не было. Думается, что историки еще скажут свое слово… Об этом событии с точки зрения русской церковной истории и агиографии рассказывает Виктор Судариков. Здесь царь Иоанн Грозный является настоящим рекордсменом по числу житий святых, в которых он выведен как действующее лицо.
К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557)
После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: “— Почему я тебя в храме не видел, государь?!”
“— Откуда же я иду?” – удивился царь.
“— Идешь ты из храма,” — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!”
Царь тогда планировал построить свой новый дворец…
По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать.
С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется…
Святитель Герман Казанский (+1567) – монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы “убеждал царя обратиться к праведной жизни”. Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена.
Петр Михайлов. Святой митрополит Филипп укоряет царя Ивана Грозного
Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю:
“О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!“
После этого, царь пытал и казнил многих приближенных митрополита Филиппа и его родственников из рода Колычевых. В том же году состоялся беззаконный суд, лишивший святителя сана и отправивший его в ссылку. В 1569 году по приказу царя свт.Филипп был задушен в Твери Малютой Скуратовым, ближайшим сподвижником Иоанна Грозного.
Памятник преподобному Корнилию у стен Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря
Преподобный Корнилий Псково-Печерский (+1570). Аскет, иконописец, многолетний игумен Псково-Печерского монастыря. Число монастырской братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек. Строитель храмов, собиратель древне-русской книжности. В 1570 он встречал царя в воротах монастыря. Царь, увидев мощные монастырские стены, заподозрил игумена в измене и тут же собственноручно убил. В летописи пишется, что царь тут же раскаялся и понес тело убиенного в монастырский Успенский собор. Это дорога до сих пор носит название “Кровавый путь” и на маленький желобок в ее центре богомольцы не наступают – там текла кровь св. Корнилия, который, как написано в той же летописи, «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».
Эта дорога называется Кровавый путь. Происхождение столь мрачного названия связано с Иваном Грозным, который под этой аркой убил игумена Корнилия
В том же 1570 году, как свидетельствует Псковская летопись, “прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. На одной из улиц Пскова навстречу ему выбежал блаженный Николай (Никола Саллос) верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: “Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови”.
Когда царь пришел в келью блаженного, тот предложил царю на угощение кусок сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в пост”, – сказал ему Иоанн. – “Ты пьешь кровь человеческую”, – отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Только после того, как по слову юродивого, под царем пал его лучший конь, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города.
Андрей Рябушкин. Иоанн Грозный с приближенными (1903)
Список можно было бы продолжать и далее.
По сути, Иоанн Грозный выступает в житиях как жестокий и безрассудный правитель, внешне исполняющий церковные обряды и установления, по сути же попирающий все Божии и человеческие законы.
Установка памятника исторической личности – знак почитания и уважения совершенных поступков. Думаю, даже приведенных свидетельств русской церковной истории достаточно, какие пост упки почитают и уважают наши современники, увековечившие память царя Ивана Грозного.
PS. Обсуждение в социальных сетях показывает несколько причин почитания Иоанна Грозного. Прежде всего: “Взятие Казани и Астрахани, битва при Молоди, присоединение Сибири”, то есть ” результатов положительных всё таки больше”. Т.е. пытки, насилие и убийства с точки зрения наших вроде бы православных современников вполне искупается и перекрывается территориальными приобретениями.
С другой стороны, вспоминают европейских современников Иоанна Грозного, например Генриха VIII в Англии или Карла IX во Франции. Выходит, что в сравнении с ними Грозный вроде и не самый кровавый, и не самый развратный из тиранов – почему бы тогда памятник не поставить?
Однако, тогда, чтобы поступить честно, на постаменте памятника надо изобразить те яркие сцены из “жития” царя, что сохранены русской церковной историей.
Виктор Судариков
Find more like this: АНАЛИТИКА