Слово на воскресное Евангелие протоиерея Александра Шаргунова в неделю четвертую по Пятидесятнице.
Мф., 25 зач., VIII, 5-13.
Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении слуги сотника Господом Иисусом Христом. Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», — сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашел Он такой веры. «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелел слуга сотника в тот же час.
.
Вот такое простое повествование, которое Христос завершает словами о том, что многие народы придут с востока и запада — язычники, не знающие Бога, — и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царства будут изгнаны вон, во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
.
Нас поражает смирение римского офицера — язычника, который принимает то, что книжники и фарисеи — учители Израиля — не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, — рассуждает сотник, — но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христа распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своей властью исполняет то, что с такой готовностью в свою очередь исполняют его подчиненные. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самой смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.
.
Сегодняшний рассказ об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься, как должны вести себя те, кто находится под властью, и как должны вести себя те, кто облечен властью. Это Евангелие говорит о значении власти, государства — о чем непрестанно напоминает нам Священное Писание.
.
Как мог этот сотник-язычник понять то, что не постигли учители Израильские? Почему Христос говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры»? Как понимает римский офицер то, о чем пишет апостол Павел: власть государственная, в частности римская власть, установлена, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, чтобы спасти мир от хаоса (
Рим. 13, 1—6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (
Кол. 1, 16). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хотят разрушить какое-нибудь государство, а затем погубить народ. Разрушить власть — значит допустить в мире хаос.
.
.
Исцеление слуги сотника. Софийский собор. Вологда (1568-1570)
.
Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божию установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции — хранении мира от хаоса — христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон — гонитель христианской Церкви.
.
Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать более Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу.
Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником — за его глубокое понимание и смирение.
.
Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечен властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (
Гал. 5, 24—25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.
.
Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь еще другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.
.
Велика ответственность облеченного властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или еще по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечет свой народ в несправедливую войну. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека! Сколь более страшное наказание бывает, когда льется кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему. За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстает пожарами, землетрясениями, бурями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.
.
Безбожный правитель причиняет зло не одному только человеку, а целому народу. Этим злом может быть растление — уготовление вечной гибели для миллионов человеческих душ. И здесь ответственность правителя возрастает в еще большей степени, чем когда льется невинная кровь.
.
.
Михаил Копьев. Молитва перед боем (2008)
.
Святитель Тихон Задонский пророчески говорил, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за все, что происходит в отечестве и в мире. Приходит время, говорит он, когда не только каждый человек должен молиться о своих личных грехах, принося Богу покаяние, но весь народ должен сказать: «Мы согрешили пред Тобою, Господи. Все мы совершили беззаконие. Все мы виновны пред Тобою». В чем виновны? В убийстве царя — помазанника Божия.
.
Именно поэтому мы получили власть, которая попирает все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих мы получили помазанников сатанинских, которые сменяют друг друга. Пока не будет в нас осознания тех простых истин, которые осознал язычник-сотник, пока не будет в нас никаких перемен, мы не приблизимся к Богу.
Власть — это Божие установление. И дай нам Бог молиться о том, чтобы Господь просветил наш ум и нашу волю. Чтобы мы, молясь святому царю-страстотерпцу, принося покаяние вместе с нашими отцами, как говорит святитель Тихон, с которыми мы согрешили, получили от Господа великий дар исцеления и помилования отроков наших и всего нашего народа.
.
Протоиерей Александр Шаргунов
.
На анонсе: Паоло Веронезе (1528–1588). Иисус и капернаумский сотник
.
.
Find more like this: АНАЛИТИКА