Савва Мамонтов занимался предпринимательской деятельностью с 20 лет. Его деловая хватка позволила довольно быстро заработать крупное состояние на железнодорожном строительстве. По его инициативе были построены дорога Ярославль-Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога. Однако его интересы этим не ограничивались. Несколько лет он провел в Италии, где занимался пением и изучал живопись.
.
В 1870 г. он приобрел имение в Абрамцево, которое стало центром культурной жизни. Здесь собирались крупнейшие художники и музыканты, в творческой судьбе которых меценат принимал активное участие. В Абрамцево Врубель создал своего знаменитого «Демона», Васнецов писал «Богатырей» и «Аленушку», а Серов – портрет дочери Мамонтова, Веры, известный под названием «Девочка с персиками».
В 1878 г. здесь образовалось творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства как «Абрамцевский художественный кружок». Члены кружка открыли две мастерские – керамическую и столярно-резчицкую, положившую начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву. Керамическую мастерскую основал М. Врубель, а резчицкой мастерской руководила Елена Поленова, создававшая волшебные иллюстрации к русским сказкам, она же организовала обучение в мастерской резчиков из окрестных сел.
По вечерам в усадьбе устраивали чтения, а затем – любительские постановки в домашнем театре. В 1885 г. на свои деньги Савва Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу, просуществовавшую до 1904 г. Тут ставили оперы Н. Римского-Корсакова, пели Ф. Шаляпин и И. Торнаги, дирижировал С. Рахманинов, а над декорациями работали М. Врубель, В. Поленов, В. Васнецов и К. Коровин.
Успешная предпринимательская деятельность Мамонтова не могла не раздражать завистников и недоброжелателей. В 1899 г. на него завели уголовное дело о растрате средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Деньги из одного предприятия Мамонтова переводились на счета другого его предприятия – гибнущего Невского механического завода. Предприятия юридически не были между собой связаны, и подобные финансовые операции были запрещены законом. Некоторые считали, что промышленник пострадал в результате интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н. Муравьевым и министром финансов С. Витте, оказывавшим поддержку Мамонтову. Другие утверждали, что промышленнику не могли простить его популярности и активности в культурной сфере. Позже все обвинения с него сняли, Мамонтов был оправдан судом присяжных, однако 5 месяцев ему пришлось провести в одиночной камере Таганской тюрьмы. Все его имущество было конфисковано и распродано. К моменту своего освобождения он был полностью разорен.
Последние годы Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме у Бутырской заставы. Большинство знакомых от него отвернулось, однако по-прежнему верными оставались друзья из мира искусства, которым он когда-то помогал. Его навещали В. Серов, В. Васнецов, К. Коровин, В. Поленов, В. Суриков, С. Дягилев, Ф. Шаляпин и другие. Жена, несмотря на все невзгоды, была ему предана до конца своих дней: хлопотала о его освобождении из тюрьмы и поддерживала после его возвращения. Трое из пятерых детей Мамонтова умерли. После длительной болезни в 1918 г. скончался и Савва Мамонтов.
.
В 1918 г. усадьба в Абрамцево была национализирована. На ее территории создали музей, которым руководила младшая дочь промышленника Александра Мамонтова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный поселок художников, где жили и работали В. Мухина, П. Кончаловский и др.
Find more like this: АНАЛИТИКА