315 лет назад, в декабре 1699 года, указом Петра I празднование Нового года в России было перенесено с сентября на январь. В том, почему царю так не нравился 1699 год, как праздновали новолетие в XVIII веке и какие ещё существуют календарные системы, разбиралась Дарья Менделеева.
Год длиной в… четыре месяца
В середине декабря 1699 года покой ничего не подозревающих москвичей был решительно нарушен указом Петра I:
«Известно ему, великому государю, стало – не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны – как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова».
Так, после 1699 года, наступление которого россияне отметили всего за четыре месяца до того – первого сентября – в России наступил новый, 1700-й, год.
Строго говоря, 1699 год был в России 7207 – от сотворения мира. Правда и то, что систем счисления разницы между сотворением мира и датой Рождества существовало тогда несколько. Антиохийский счёт полагал, что между этими событиями прошло 5508 лет, тогда как Александрийский (весьма популярный, среди прочего, у российских старообрядцев) указывал всего на 5500.
Подобная двойственность добавила неясности древнерусским летописям; причём неполадки, строго говоря, начались ещё аж в самой «Повести временных лет».
Так, под 6558 (1050) годом в этой летописи содержится сообщение о смерти супруги Ярослава Мудрого – Ингигерды Шведской, на Руси Ирины. Однако существует и другая версия – о том, что своего супруга, скончавшегося в 1054 году, княгиня пережила, уехала в Новгород, где постриглась с именем Анны и умерла около 1056 года. Собственно, как Анна Новгородская она и вошла в русские святцы. Ряд историков склонны объяснять такие варианты княгининой биографии именно разницей системы летоисчисления.
На считание лет от Рождества Христова к концу XVII столетия действительно перешли многие восточно-христианские страны, в том числе Украина, откуда в Россию попадало много книг, на титульных листах которых год выпуска указывался именно по новой системе. Разумеется, это не могло не оказать влияния, и всё же… Злые языки поговаривали, что наведение порядка в указах и летописях было не единственной причиной, заставившей царя расстаться с 1699 годом так скоро.
Ещё во второй половине XVII века, по мере укоренения в стране разных европейских традиций и обычаев, стали всё громче раздаваться голоса скептиков, рассуждавших о потерянном благочестии, «последних временах» и скором наступлении конца света. Возможность поиграть с красивыми цифрами подобные «деятели» упустить не могли.
Большие «надежды» скептиков были связаны с 1666 годом, потом с 1669… 1699 для гимнастики с арифметикой тоже вполне подходил, но тут царь издал указ, и год очень быстро закончился. Заодно в запале Пётр повелел считать 1700 год и началом нового века, но ошибочность подобных подсчётов мы уже уяснили шестнадцать лет назад.
Древнерусские петарды
Кстати, обратите внимание, что нынешние новогодние обычаи, когда «стреляют, стреляют – и никак не перестанут» были также принесены на Русь Петром. И вовсе не из Китая. Как и обычай наряжать ёлку именно на Новый год, а вовсе не к Рождеству.
Царский указ гласил:
«…в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.
<…>
Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».
Так что, страдания москвичей, как видим, имеют многовековую историю. Сложно сказать, каково им было встречать под таковой аккомпанемент рождественский сочельник, но гулять царь предписывал долго – от Нового года до самого Рождества:
«…по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы – собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать».
Иллюминацию тогда устроили – а потом ещё некоторое время тушили в деревянном по преимуществу городе пожары.
А по введённому царём календарю Россия прожила до 1918 года.
Юлианский-григорианский-новоюлианский
Пётр I, хотя и кивал в своём указе на Европу, однако же полностью разночтений между российским и европейским летоисчислением не устранил. Ко времени появления царского распоряжения католическая Европа уже несколько веков использовала собственный календарь – григорианский. Разница между календарём Европы и России составляла десять дней, а уже первого марта 1700 она стала одиннадцать.
В XVIII и XIX столетиях, несмотря даже на многочисленные русско-европейские контакты Россия продолжала жить по юлианскому календарю – иного летоисчисления не признавала Церковь. Далее вопрос о новом летоисчислении с поистине петровской решительностью принялись регулировать большевики.
Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен ими всего через несколько дней после переворота – 29 ноября нового стиля 1917 года. За постановкой вопроса последовали решительные действия – пятого февраля нового стиля специальным указом Совета народных комиссаров Церковь была отделена от государства. А уже шестого там же был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Так «старый стиль» стал отличительной особенностью календаря церковного.
На этом, однако, календарные приключения в России не закончились. Точнее, не только в России.
Дело в том, что, при всей своей многолетней традиции, юлианский календарь весьма далёк от астрономического совершенства, и с астрономическим годом он расходится на один лишний день каждые 128 лет. Так что от календарных сюрпризов приверженность традиции отнюдь не спасёт – например, с 2101 года Рождество, согласно ему, будут праздновать не седьмого, а восьмого января нового стиля.
Вопрос о календаре рассматривался в 1923 году на совещании Церквей в Константинополе. Именно там было принято решение о введении особого «новоюлианского календаря» – новой календарной системы, специально разработанной профессором Белградского университета Милутином Миланковичем.
В последующие годы именно эта календарная система была принята многими Поместными Церквами, за исключением Иерусалимской, Грузинской и Сербской, а также афонских монастырей. Правда, её введение вызвало, в частности, греческий раскол «старостильников». Поскольку до 2800 года новоюлианский календарь совпадает с григорианским, иногда ошибочно сообщают, что те или иные Поместные Церкви отмечают, например, Рождество, по «новому стилю».
Летом 1923 года появление новой календарной системы с большим энтузиазмом встретили обновленцы. После этого 2 (15) октября 1923 года «новый стиль» был введён и канонической Русской Церкви указом патриарха Тихона. Правда, по подобному летоисчислению Церковь тогда прожила всего…двадцать четыре дня. Уже 8 ноября последовал новый патриарший указ, предписывавший «Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».
О том, как на самом деле относился патриарх к введению нового летоисчисления, сейчас идут дискуссии. Понятно одно: в 1923 унификация календаря с официально принятым безбожной властью сохранению православной самобытности не способствовала. Что будет дальше с решением «календарной проблемы» мы, вероятно, увидим в 2100 году.
А начиналось всё – с Петра…
Дарья Менделеева
Смотрите также:
Конец света в России встречали семь раз
Можно ли жить, не сверяясь с часами?
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Новый Год и Рождество Христово | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Что такое Новолетие | Церковь Успения Богородицы