2 декабря — память свт. Филарета, митрополита Московского.
Этот человек удивительных духовных и умственных дарований оставил глубокий след в истории Руси. Во всех главных сферах человеческой жизни, от богословия и государственной деятельности до изящной словесности мы находим отпечатки его трудов.
Современники часто называли его «природным Патриархом», своего рода отцом и господином Церкви в ее Синодальный период...
Жизнь святителя Московского Филарета, родившегося в 1783 г., а отошедшего в мир иной в 1867, была историей великих свершений. Сын обычного коломенского протоиерея, Филарет (урожденный Василий Михайлович Дроздов) уже в 35-летнем возрасте был рукоположен в епископы, а через четыре года стал митрополитом Московским. Этот благочестивый и блестяще образованный человек пользовался уважением и доверием трёх императоров: Александра I, Николая I и Александра II. Причем последний доверял святителю настолько, что поручил именно ему составить документ огромной государственной важности — Манифест 19 февраля 1861г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
В День памяти святителя Филарета мы публикуем выдержку из его книги «Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных».
После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, идут на мученичество.
Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т. е. предпочтение небесного земному, и, благодаря этому, они удостаиваются величайшего дара от Бога — православного Царя.
Обращается первый римский император — св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан, им даруются законные права. Через помазанного Духом Императора — Царя им открывается дорога от земного (теперь православного) Царства в Небесное.
Фотография сделана в 1858 году в Москве во время молебна на начало восстановления палат бояр Романовых. Слева стоит император Александр II с императрицей и детьми (самый высокий ребенок — это будущий Александр III). Справа — митрополит Филарет
«Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2,17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее!
«Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), — сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость.
Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны.
Когда говорят, что «всякая власть от Бога», необходимо вспомнить и осмыслить следующее.
Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1); «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13,4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23,3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5,29).
Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.
«Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12).
Мироправители тьмы века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти.
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу — есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Св. ап. Павел говорит о послушании властям: «…надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Соборами или отцами, когда… он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».
Тем более это справедливо по отношению к мирской богоборческой власти.
Как небо, бесспорно, лучше земли и небесное лучше земного, то так же бесспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было боговидцу Моисею:
«виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на горе» (Исх., 25, 40), то есть на высоте боговидения.
Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по, образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя наследственного.
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Пушкин и Царская власть | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Богословие в микроскопе | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 6 января — память священномученика Сергия (Мечёва) | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 7 января 2013 года (25 декабря 2012 г.) манифест императора Александра I возвестил о победе русской армии над французскими захватчиками | Церковь