Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там…
В среду пятой седмицы по Пятидесятнице читается фрагмент Евангелия от Матфея Мф., 48 зач., XII, 38-45, содержащий эти строки. Комментарий прот. Александра Шаргунова.
Перед нами одна из основополагающих тайн жизни. Эта притча — рассказ о том, что произошло с нашим народом, после того, как из него был изгнан бес коммунизма. Как сказал поэт: «Сердца, не занятые нами, не мешкая, займет их враг»…
«Кто не со Мною, тот против Меня, — говорит Христос, — и кто не собирает со Мною, тот расточает». Перед лицом любви и славы Христовой невозможно остаться равнодушным. Не делающий выбора, не идущий за Христом — отвергает Его.
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу. Принять Христа или отвергнуть, любовь или вражда — здесь решается все. И нет, не может быть ни для кого середины: мы или с Ним, или против Него. Это раскрылось у Креста, когда предан Он был позорной и мучительной смерти, и это раскрывается во всей истории человечества.
Сколько грешников сделалось праведными и святыми — и доныне слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют. Но для скольких Он явился на их пути камнем преткновения и камнем соблазна, о который они преткнулись и упали! Откуда такая активная ненависть была у тех, кто стремился сжечь Его Церковь дотла, всех верующих, как свидетелей о Нем убить и само Имя Божие изгладить из памяти человеческой?
Исцеление гадаринских бесноватых. Александр Смирнов
Никому по отношению ко Христу не удается остаться нейтральным, может быть, до времени можно таиться, но наступает неизбежно момент, когда дальнейшее молчание становится соучастием в преступлении. Тебе дела нет, что на твоих глазах убивают? Христа распинала не только толпа, которая злобно улюлюкала вокруг Него, но и те, кто равнодушно смотрел на происходящее. Самые жестокие тирании в истории опираются на такое равнодушие — иначе они бы не удержались. Тот, кто равнодушен к чужой жизни и смерти, тот равнодушен и к своей. Эти люди живут, как будто не живут, — жизнь их как будто не касается.
Раньше первой смерти, говорит Откровение, к ним приходит смерть вторая — вечная смерть, которой наказываются самые страшные нераскаянные грешники. И не только во времена гонений узнается Христос, как это было недавно у нас, — на восстание миллионов в славе мученической и на падение миллионов в отступничестве от веры. Те, кто безразличием своим отвергает Христа, с таким же безразличием примут и антихриста.
Христос говорит, что настоящая вера никогда не строится на одном отрицании. Заповеди Божии всегда имеют положительный смысл. В десяти заповедях все запрещения: «не делай того-то и того-то» сводятся к утверждению «делай» — к двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку (Мф. 22, 37—39).
Но прежде чем делать добро, нужно не делать зла. Существует непреложный закон духовной жизни: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Вначале надо увидеть зло и уклониться от него. И только так можно совершить благо. Необходимо очищение. Но после искоренения зла должно обязательно наступить насаждение добра.
Человеческая душа не может оставаться пустой. Недостаточно изгнать плохие помыслы и скверные привычки и расстаться с прежним образом жизни. Если душа при этом останется пустой, она всегда будет в опасности. Что говорит слово Божие о жизни по стихиям мира сего и о жизни в Господе? «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд, но паче исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18). Человек должен быть чем-то заполнен. Либо вином, либо Духом Святым. Это хорошо знают наши враги, а мы должны это знать несравненно лучше. Недостаточно изгнать зло, надо, чтобы вошло в нас подлинное добро.
Мы слышим в этом Евангелии страшный рассказ о человеке, из которого был изгнан нечистый дух. Изгнанный дух не находил себе покоя и решил возвратиться к тому человеку. Он нашел его душу выметенной и убранной, но пустой. Тогда он позвал семь духов, злейших себя, и они вместе вошли в человека. И было последнее состояние его горше первого (Мф. 12, 43—45).
Перед нами одна из основополагающих тайн жизни. Эта притча — рассказ о том, что произошло с нашим народом, после того, как из него был изгнан бес коммунизма. Как сказал поэт:
Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займёт их враг,
Займёт, сводя все те же счёты,
Займёт, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
Возьмите, например, вопрос соблюдения воскресных и праздничных дней. Все знают (и особенно раньше строго к этому относились), что нельзя в эти дни работать — стирать, убираться и т.д. Такая, извините, почти иудейская строгость по отношению ко всем внешним предписаниям всегда была в нашем православном народе. И, несомненно, это было хорошо. Но если праздник для православного человека будет просто ничегонеделанием, «последнее будет для него горше первого». Перед революцией церковные праздники все чаще сопровождались пьянством и разгулом. Потому что сатана — мастер находить свое дело для ничем не занятых рук. В этом одна из главных опасностей духовной жизни.
Святые отцы говорят, что пока не будет дом нашей души занят Тем, Кому он принадлежит — Господом, он будет пуст. Потому самая первая наша молитва — к Духу Святому: «Прииди и вселися в ны». И в практическом плане лучший способ избежать зла — делать добро. Как говорится, в саду, сплошь засаженном цветами, почти не остается места для сорняков. Но там, где все заняла сорная трава, надо прежде позаботиться о том, чтобы ее не было.
Святые отцы предлагают также и такое прочтение этой притчи. Дом выметен, но не вымыт. Он должен быть вымыт, иначе в нем остается место диаволу. Подметание очистило его только от явной грязи, в то время как грех, глубоко проникший в сердце грешника, остался нетронутым. Дом выметен от мусора, видимого для людей, но на стенах его — проказа. Он убран по внешнему порядку, но не украшен чистотой благодати. Человек может считать себя праведником, но краска и лак, которыми он покрывает дом своей души, скоро слезут. Семь злейших духов войдут в него без труда, не встречая сопротивления. Лицемерие — прямая дорога к отступничеству. Если грех тайно укрывается в уголке сердца, в час испытания совесть молчит, и скрытый лицемер становится явным отступником. Последнее состояние его хуже первого. Отступники, как правило, хуже неверующих. Их грехи тяжелее, и в будущей жизни их ждет более суровое наказание.
Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня: В 2 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008
Find more like this: АНАЛИТИКА