Иисус отказался разделить земную власть с Сатаной, Он не собирался вводить в мире новое авторитарное правление взамен римского… Из книги архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность».
Евангелия повествуют о том, что немедленно после Крещения от Иисуса потребовалось утвердить Свои приоритеты согласно обетованиям Божиим о Спасителе, Мессии. Каждое из искушений, которое Он встретил, было искушением стать таким Спасителем, который не был бы подвержен страданию и смиренному служению, то есть вступить в противоречие с волей Божией, как ее понимал Сам Иисус.
Искушения Иисуса в Евангелии от Марка
В Евангелии от Марка Иисус — не только Сын Божий, но и новый Человек. С повествованием у Матфея и Луки совпадает только указание на продолжительность поста — сорок дней (см.: Исх. 34: 28; 3 Цар. 19: 1–8). Сорок дней в Библии означает хорошее, отмеренное Богом время.
Не сказано, в чем именно состояли искушения. К тому же, кажется, они приходятся не на конец сорока дней, а происходят на протяжении всего срока. При этом все сорок дней Иисусу служат ангелы. Примечательно замечание, что Иисус «был со зверями»: «и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк. 1: 13) — это дает нам ключ к пониманию рассказа. Все это напоминает об Адаме в раю.
В апокрифическом «Житии Адама и Евы» говорится, что, когда прародители были изгнаны из рая, они девять дней искали, чего бы поесть. Но они не нашли ничего из того, что было в раю, а только звериную пищу. Тогда сказал Адам Еве: «Это Господь дал в пищу зверям и скоту, а у нас была пища ангельская». В этом рассказе подразумевается, что звери до грехопадения жили с людьми. Когда, после изгнания из рая, один из зверей нападает на Сифа, сына Адама и Евы, Ева бранит его: «Ты злой зверь, ты не страшишься нападать на образ Божий? Зачем отверзаешь ты свою пасть? Зачем точишь зубы?» А зверь возражает Еве: «Ева, не против нас обращай свои несправедливые упреки и рыдания, но против себя. Ведь господство зверей возникло только из-за тебя. Зачем отверзла ты свой рот, чтобы есть от дерева, тот которого Бог запретил тебе есть? Из-за этого изменились и наши природы».
До грехопадения люди, звери и ангелы жили в раю в мире и общении. Неудивительно, что Израиль ожидал от Мессии восстановления этого райского порядка. Об этом мы читаем у пророка Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень… Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11: 1–2, 6–8).
В «Завете Неффалима» содержится следующее обетование относительно «последних времен»:
«Если вы будете делать хорошее, то вас благословят люди и ангелы, и Бог прославится между народами ради вас, и дьявол убежит от вас, и звери будут бояться вас, и Господь возлюбит вас, и ангелы приблизятся к вам».
У Марка Дух, «погнав» Иисуса в пустыню, фактически привел Его в рай. В отличие от Адама, Иисус его не утратил. Он — Новый Адам, Новый Человек.
«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4: 1–4).
Картина Джеймса Тиссо
Первое искушение состояло в том, чтобы образовать новое общество экономическими средствами, превратив камни в хлебы. В мире, разумеется, было множество голодных, которые приветствовали бы появление хлеба из любого источника. Иисус и Сам находился в пустыне и, очевидно, был в то время очень голоден. К тому же в Ветхом Завете это новое общество описывается как время материального процветания, где голодный насытится и нужды каждого удовлетворятся. Поэтому было много благих соображений для Иисуса считаться с предлагаемым искушением. Но Он знал, что слава и популярность «экономического» чудотворца — совсем не то, что страдание и служение.
Слово Божие, обращенное к Израилю в решающий момент их древней истории, помогло Ему преодолеть искушение: «…не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8: 3). Это не значит, что Иисус отказывался признавать экономические нужды людей. Скорее, с одной стороны, Он признавал, что забота о хлебе не была их глубочайшей нуждой, а с другой стороны, что это не было основной задачей Его служения как Мессии. Фактически позднее Иисус накормил много голодных людей (см.: Мк. 6: 30–44). Но Он знал, что не это было делом Его жизни.
Вторым искушением было броситься с крыши Храма в заполненный толпой двор внизу и при этом не разбиться (см.: Лк. 4: 9–12). Это был бы простой способ показать, что Он Мессия-чудотворец, потому что все чудесное и необычное было особенно привлекательным для людей, которых Иисус прекрасно знал. Павел, также очень хорошо понимавший иудейство, говорил, что для иудеев было характерно «требование знамений»: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1 Кор. 1: 22). Да и в наше время большинство людей все еще притягивает удивительное и эффектное, и всякий, претендующий на обладание способностью чудотворения, без труда обретает поклонников.
Иван Крамской. Христос в пустыне
И в этом искушении содержалось больше, чем простая логика ситуации. Ибо в Ветхом Завете встречалось пророчество о Мессии, внезапно появляющемся в Храме: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 1). В псалме 90-м также было обетование о чудесных явлениях, которые Бог может произвести над теми праведниками, которые будут испытывать Его. Не пришло ли время испытать Бога? Если Иисус действительно является Мессией Божиим, то Он, конечно, мог ожидать, что Бог выполнит Свое обетование. Эта мысль очень захватывающая. Но ответ на это искушение пришел из того же источника — из Писания: «Не искушайте Господа, Бога вашего…» (Втор. 6: 16). Обетования Божии в 90-м псалме нужно понимать в контексте, они справедливы лишь для живущих в послушном служении согласно воле Божией. А для Иисуса творить волю Божию означало служить и страдать, а не использовать обетования Божии для эгоистических и горделивых целей.
Поэтому Иисус отказался от искушения прославиться как обетованный Богом Спаситель благодаря проявлению чудесных сил.
Конечно, Он совершал чудеса. Но, как мы далее увидим, Он ясно давал понять, что чудеса были живыми знаками Его вести, а не самой вестью.
Третье искушение состояло в том, чтобы стать политическим Мессией. У Луки оно на втором месте, а у Матфея на последнем (см.: Мф. 4: 8–10). Несомненно, это самое сильное из всех искушений. К тому же оно касалось именно того, что иудеи ожидали от Мессии: общепринятым было верование, что они будут править всем миром в грядущем новом веке, — и Иисус был искушаем принять власть сатаны, чтобы господствовать над миром. Но Он вновь счел, что это было слишком отличным от идеи того нового Царствия (общества), которое Он должен был создать. Нельзя сказать, что Иисус не сочувствовал глубокому стремлению народа к свободе. Ведь Он и Сам жил под римским владычеством. Он работал Своими руками, чтобы заработать в том числе на римские подати. Но, зная о бедственном положении сограждан, Он отказывался от политического мессианства по двум мотивам.
Во-первых, Он отказывался от условий, которые выдвигал ему сатана. Согласно Евангелиям, тот предлагал Иисусу разделить эту власть с ним. Иисус не мог согласиться с тем, что сатана имеет власть над всем миром и предлагает Ему ограниченную политическую власть. Он, как и Его ученики, признавал единственным Властелином и Господином мира Бога. Признать власть сатаны в любой сфере жизни означало бы отрицать исключительную власть Божию.
Во-вторых, Иисусу была предложена возможность править силой и славой. А Он знал, что не это Его дело. Он знал, что власть Божия в жизни людей и общества никогда не может быть навязана извне.
Этот урок можно было извлечь из истории еврейского народа. У иудеев были правила, сформулированные в Ветхом Завете, но снова и снова люди были совершенно не в состоянии воплотить их в жизнь. Иисус видел, что им необходимо предоставить их волю в свободное послушание Богу, и тогда они обретут ту моральную свободу, которая требуется для создания нового общества, угодного Богу.
Это третье искушение было наиболее серьезным. И оно было отвергнуто в самой решительной форме: «Прочь, сатана!» Иисус не собирался вводить в мире новое авторитарное правление взамен римского. Его Царствие не было правлением тирании и жестокости, как ожидали многие иудеи, но чем-то таким, что должно было возникнуть из новой, внутренней природы его участников, служащих и поклоняющихся одному Богу.
На анонсе: Третье искушение Христа. Дж. Тиссо
Find more like this: АНАЛИТИКА