Почему аргументы бессильны, рассказывает Дарья Сивашенкова.
Споры на вечную тему «Бог есть! – А докажи!» не угаснут, наверное, никогда. Сама я стараюсь в такие споры особенно не лезть, потому что полагаю: Бог не яблоко, из кармана не достанешь, а требовать от свободной Личности, чтобы Он взял и по первому требованию предъявил Себя, чисто «махатмы» madamе Блаватской – неумно и уж точно не по-христиански.
Мне такие требования вообще напоминают сильно растянутое во времени второе искушение: если Ты (Сын Божий) – есть, то возьми и (прыгни с крыши) проявись прям счас. Самое грустное, что некоторые христиане ведутся на это и начинают убеждать, что Господь (прям счас возьмет и прыгнет с крыши) не полностью свободен в явлении Своего бытия, а может быть доказан с помощью независимой экспертизы. Типа «наука доказала, что Бог есть». Не Бог, а какой-то бином Ньютона.
При этом как-то забывается, что Иисус, во-первых, категорически отказался прыгать с крыши, «пожертвовав» возможностью убедительно доказать дьяволу Свое Богосыновство, а, во-вторых, сотворил столько всякого, что по сравнению с этим прыжок с крыши – прогулка по бульвару, а дьявол все равно не впечатлился.
Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4; 4-6). Картина Джеймса Тиссо
Иисус, как мы помним, вообще не творил просимых чудес, иначе как убедившись, что Его считают в силах сотворить чудо. И не потому, что не мог – вон по воде, чай, гулял, никого не спрашиваясь, и рыб с хлебами делил, мнением аудитории не очень интересуясь.
Я уж не говорю про Воскресение. То, что Он творил исключительно по собственному решению, Он творил, не уточняя уровень к Себе доверия. А вот когда приходили и просили исцеления или воскресить кого – то сперва интересовался: а ты веришь, что Я могу это сделать? И, когда Ему выносили вотум недоверия, не сомневался развернуться и уйти, «не сотворив множества чудес по неверию их». А вовсе не бросался доказывать Самого Себя, осыпая неверов зримыми благословениями и проклятиями.
А почему? А потому что все равно всегда любых доказательств будет мало. Исцелишь неверу дочку – он тут же объявит, что у нее был насморк и он просто прошел за неделю. Вылечишь прокаженного – а толки пойдут, что у бедолаги просто были юношеские угри. Требующие доказательств на самом деле их не хотят. Хоть Лазаря воскреси, а хоть Сам воскресни – неубедительно и точка. Лазарь четыре дня спал в погребальной пещере, а тело Самого ученики украли. И докажите, что это не так. Дурная бесконечность.
Караваджо.Уверение святого Фомы
Доказательства веры не творят. Вера – это преодоление себя, добровольный выход за пределы собственного, 100-процентно просчитываемого мира. Шаг в неизвестность, в «ослепительный мрак». Вера – это подвиг победы над ограничениями, подвиг признания, что в мире существует нечто большее, чем ты сам – что-то, тебе непостижимое до конца.
Доказательства же, во-первых, убивают этот подвиг, а во-вторых, делают абсолютно не нужным путь познания. Ну хорошо, вот Ты Бог, я вижу. Дальше – что? Где тут появится то внутреннее родство, которое дает вера, где – стремление к Богу, где – желание быть с Ним? Оно зарождается внутри, но никак не вовне.
Бог хочет не равнодушного признания Своего бытия (если до этого признания еще дело дойдет!), Он хочет нашей радости по этому поводу, хочет нашего активного участия в Своем бытии. Именно поэтому доказательства даются только в ответ на наше к Нему стремление. А не вместо него. Подтверждения даются тогда, когда подтверждаемое – нужно. Бином Ньютона, надо думать, дался Ньютону тогда, когда он его искал, желая открыть формулу, а не убедить себя и других в ее несуществовании. Если не хочешь активно чего-то, то зачем тебе доказательства?
Типичная ложь Сатаны. Воланд: «Имейте в виду, что Христос существовал. Не надо никаких точек зрения. Просто Он существовал, и больше ничего. И доказательств никаких не требуется, все просто…» А ложь, вернее, полуправда, здесь в том, что Он не «существовал», а существует. Ныне, присно и во веки веков
Потому что любой шаг Бога нам навстречу предполагает радость. Не равнодушие и не желание доказать обратное. Вере будут даны доказательства – но не для того, чтобы она появилась, а для того, чтобы познания в предмете веры стали глубже. Бог явит Себя – непременно, но не для того, чтобы верующий вздохнул успокоенно и почил на лаврах. Наоборот, явившись, Он только раздразнит, растравит вкус к Себе. Доказательства будут не ответом на вопрос «есть ли Бог», а ключами к пониманию того, какой Он есть.
Поэтому если кто-нибудь когда-нибудь скажет: «я докажу тебе, что Бог есть!» – не ходите и не верьте. Господь Своих решений не меняет. Как не стал прыгать с крыши 2000 лет назад, так и сейчас не станет.
На анонсе: Микеланджело Буаноротти. «Сотворение Адама»
Find more like this: АНАЛИТИКА