Установление праздника на 25 декабря (по ст. ст.) кажется нам совершенно привычным, но на самом деле в этом вопросе не всё так просто. Дело в том, что в Священном Писании нет указания на точную дату рождения Христа. Почему же Господь скрыл дату Своего Рождества?..
Прежде чем рассматривать исторические свидетельства о дате Рождестве Иисуса Христа, необходимо выяснить происхождение летоисчисления «От Рождества Христова».
В первые века для вычисления Пасхи архиепископами александрийскими в употребление в пасхалии была введена эра Диоклетиана. Св. Кирилл Александрийский написал пасхалию на 95 лет. Когда до окончания этой пасхалии оставалось еще 6 лет, в Риме монах Дионисий Малый решился продолжить ее на следующие 95 лет. Последний год в пасхалии Кирилла был 247 от Диоклетиана.
Дионисий не пожелал вести счисление по годам этого «скорее тирана, чем государя», «нечестивого и гонителя», а предпочел отмечать годы от «воплощения Господа нашего Иисуса Христа» и поставил на место 248 года Диоклетиана 532 год. Это и есть первая известная в истории дата, поставленная по нашему счислению от Рождества Христова. Но, как замечает В.В. Болотов, Дионисий в своем исчислении основывался на данных пасхалистических, а не исторических, и его эра объективного научного значения не имеет1.
В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что Дионисий Малый ошибся, по крайней мере, на 4–5 лет. Следовательно, нам необходимо исследовать точность эры Дионисия с исторической точки зрения.
Какие же в нашем распоряжении имеются исторические факты для определения даты Рождества? Приходится признать, что фактов этих явно недостаточно для точного определения как дня и месяца, так даже и года Рождения Спасителя.
Неизвестные
В.В. Болотов2 говорит, что проблема о годе Рождества Христова содержит целый ряд неизвестных, которые ставят ее в ряд неразрешимых задач.
Этими неизвестными являются:
Точное время распятия Христа. Христос был распят в пятницу 14 или 15 нисана при Понтийстем Пилате. Пилат властвовал с 26 по 36 годы. Из этого ряда исключению подлежат только 26, 27 и 28 годы. Неизвестно, был ли распят Христос 14 или 15 нисана.
Неизвестно, сколько лет продолжалось общественное служение Христа. Мнение, что оно продолжалось 3,5 года, принадлежит Евсевию Кесарийскому. К этому взгляду он пришел как экзегет, основываясь на упоминании о трех Пасхах в Евангелии от Иоанна. Но, во-первых, нельзя исключить, что Евангелист упомянул не все Пасхи; а во-вторых, во II–III веках держались того мнения, что Господь проповедовал одно «лето Господне приятно» (Ис. 61:2). Это говорит о том, что уже христиане первых веков не имели точного представления о времени служения Христа.
Мы не знаем точно, сколько Христу было лет, когда он начал Свое служение. Указание св. Луки: «бе Иисус яко лет тридесять начиная» (Лк. 3:23), можно понимать и не буквально; да и неизвестно, нужно ли это понимать со знаком «плюс» или «минус».
Призвание апостолов. Картина Джеймса Тиссо
Далее, неизвестно, какой год Тиберия считать пятнадцатым: его границы колеблются от 16 марта 28 года по 27 сентября 29 года; а некоторые экзегеты, основываясь на том, что Тиберий в течение некоторого времени был соправителем Августа, считают и 27 год.
При таком количестве неизвестных, конечно, год Рождества Христова наука определить не в состоянии.
То же самое можно сказать и о дне Рождества.
Праздник 25 декабря — римского происхождения. В 376–377 гг. св. Епифаний Кипрский говорил как о фактах, не требующих доказательства, что Христос родился в ночь на 6 января. А Климент Александрийский пишет, что некоторые приходили к заключению, что Христос родился 25 пахон (15 или 20 мая) в 28 год Августа, а некоторые — что Он родился 24 или 25 пармути (19 или 20 апреля). Сам же Климент считает датой Рождества 17 ноября 3 г. Некоторый аноним под именем Киприана в 243 году вычисляет эту дату как 28 марта 1549 года от исхода евреев из Египта3.
И все-таки есть данные, на которые можно было бы опереться при вычислении даты Рождества Христова. Попробуем проанализировать, насколько они могут нам помочь.
Седмины Даниила (Дан. 9:24–27)
Откровение начинается с определения продолжительности того периода, в течение которого совершатся возвещаемые далее события. Он равняется семидесяти седминам (шабуим). Понимания седмины в значении семилетия держится большинство древних, средневековых и новейших христианских экзегетов, а также многие еврейские ученые. Не противоречит такое понимание седмины и Св. Писанию4 (Лев. 25:2–4, 26:34).
При равенстве седмины семи годам период в 70 седмин составит 490 лет. Эти 70 седмин определены прежде всего для того, чтобы «покрыто было преступление». При конце 70 седмин будет прекращен грех, окончится его власть, могущество над людьми. Это выражение применяется толкователями к искуплению Христом первородного греха, который состоял в преступлении заповеди Божией. 70 седмин назначены далее для того, чтобы «запечатаны были грехи». С пришествием Христа уничтожен первородный грех, а вместе с ним обузданы и греховные влечения человека.
Водворение на земле «вечной правды» должно сопровождаться наложением печати на видение и пророчество, — «запечатаны были видение и пророк», т.е. прекращением ветхозаветного пророческого дара, пророческих предвещаний, предметом которых и служило водворение на земле правды. С прекращением пророчеств прекратится и помазание возвещавших их лиц; оно сменится помазанием «Святаго святых». Большинство толкователей, в том числе и еврейские экзегеты Ибн Езра и Абарбанел, под «Святым святых» понимают Мессию.
70 седмин начнутся «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». С этого времени до Христа Владыки пройдет 7 седмин и 62 седмины, всего 69 седмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70 седмин. И так как подобный указ был дан только Артаксерксом Долгоруким в 20 году его царствования, который, скорее всего, был лишь подтверждением его же указа от 7 года, то с 7 года и начинают отсчет периода в 70 седмин5.
Для определения времени царствования Артаксеркса единственным пока источником для нас служит «Канон царей» Птоломея, греческого географа и астронома II века н.э. Согласно этому канону, Артаксеркс вступил на престол между 18 декабря 465 г. и 18 декабря 464 г. Следовательно, седьмым годом его правления будет 458 или 457 год. (Скорее всего, 457, так как до воцарения Артаксеркса 7 месяцев правил его сообщник, с которым он сверг своего старшего брата Дария; в каноне же Птоломея время тех, кто правил менее года, прибавляется к их предшественникам или «наследникам».) С этого времени до Христа Владыки, то есть до явления Его миру, должно пройти 69 седмин, или 483 года. 483 годом от указа Артаксеркса будет 27 г. по Р.Х.6
Согласно евангелисту Луке, «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати» (3:23). Если понимать это буквально, то, в зависимости от того, должно ли Ему было исполниться 30 лет или уже шел 31 год, годом Его рождения может быть 4 или 5 год (750 или 749 г. от основания Рима).
Уильям Блейк. Архангел Гавриил является Захарии
Свидетельства евангелистов
Благовестие Захарии
Есть предположение, что Захария был первосвященник, и что явление ангела произошло ему за завесой в Святом Святых, куда священник входил один раз в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц было Благовещение Пресвятой Деве Марии, а еще через девять месяцев, т.е. приблизительно 25 декабря, родился Христос. Однако данных за то, что Захария был первосвященником, нет7. Эту трудность также можно устранить. Дело в том, что Иерусалимский храм был разрушен 15 июля 823 года от основания Рима, в тот день, когда начинала свое служение первая череда. Отсюда выходит, что Авиева череда, к которой принадлежал Захария, служила в 748 году в первом полугодии с 17 по 23 апреля, а во втором — с 16 по 22 сентября. В это время и произошло явление ангела Захарии и, следовательно, днем зачатия Предтечи также можно считать двадцатые числа сентября, откуда вновь придем к Рождеству Спасителя в конце декабря8. Однако следует заметить, что в данном случае мы исходим из того, что нам известен год Рождества.
Питер Брейгель Старший. Избиение младенцев, 1580-e
Фрагмент
Время царствования Ирода Великого
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» (Мф. 2:1).
Воцарение Ирода произошло в том году, когда он был в Риме, в консульство Кнея Домиция Кальвина и Кая Азиния Поллиона. Это был 714 год от основания Рима. Ирод умер на 37 году своего царствования, следовательно, в 750, что подтверждается и астрономически: Ирод умер перед иудейскою Пасхою, которой предшествовало лунное затмение. Это произошло как раз в 750 году. Из Евангелия известно, что смерти Ирода предшествовало избиение младенцев от 2-летнего возраста и ниже. Когда происходило избиение, Иисусу Христу было менее 2 лет. Когда Ирод умер, Ему, вероятно, было 2 года или больше9. Значит, Рождество приходится на годы 747–749 от основания Рима.
Вифлеемская звезда
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке…» (Мф. 2:1–2).
Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений. Во-первых, думают, что звезда, явившаяся волхвам, была не обыкновенная, а чудесная. Так полагает свт. Иоанн Златоуст, мнение которого разделяется многими экзегетами, в том числе и новейшими. На этом мнении в данной работе останавливаться нет необходимости. Интерес представляет для нас второе мнение, принадлежащее знаменитому астроному Кеплеру (1571–1630), наблюдавшему в 1603–4 годах соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна, светившаяся некоторое время. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет происходит однажды, примерно, в 800 лет. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа: 748 от основания Рима. Но последующие ученые находили эту дату неточной и определяли год рождения Христа 749 годом от основания Рима. Эта дата объясняет то обстоятельство, почему Ирод велел убить младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже, — потому что новая звезда явилась, по вычислениям Кеплера и других, года за два до Р.Х., в 747 г. от основания Рима10.
Интересные выкладки по этому поводу находим у Kritzingera, который не только отстаивает теорию о соединении планет, но и астрономически доказывает, что это соединение повторялось, чем усиливалось впечатление, произведенное на волхвов. Кроме того, этот факт объясняет, почему звезда то появлялась, то исчезала. Автор также весьма драматично рассматривает небесный свод глазами волхвов-астрологов и показывает, что в то время на небе происходило очень необычное «представление», а именно: Марс находился в противостоянии Солнцу и своим сиянием превосходил сияние Сириуса, что говорило о зачатии или рождении великого царя, который уничтожит земли; Марс находился в знаке Девы, а через некоторое время он оказался в противостоянии Юпитеру, который для астрологов олицетворял бога мертвых и язв (Planet des Toten- und Pestgottes)!11 Согласно вычислениям Kritzinger’a, Рождество Христово произошло в конце ноября (29)-начале декабря 6 или 7 года до нашей эры12.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме (1566 г)
Фрагмент
Перепись Квириния
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:1–2).
Может ли нам помочь в определении даты Рождества Христова перепись Квириния?
Прежде всего, необходимо заметить, что точное время проведения этой переписи неизвестно. Более того, некоторые исследователи, основываясь на отсутствии исторических свидетельств об этой переписи, в частности, у Иосифа Флавия, вообще отвергают точность Евангелия от Луки или считают, что св. Лука не разобрался в фактах и спутал время переписи, плохо скомпилировав свой реферат из Иосифа Флавия, у которого говорится о второй переписи после Архелая (ок. 6 г.).
Н. Н. Глубоковский13 пишет, что в Египте через каждые 14 лет — в пятнадцатом — производились подомовые или технические переписи. Поскольку перепись Квириния 6 года по устранении Архелая совпадала с переписью в Египте, возникает предположение, что в Палестине переписи проводились с таким же интервалом. В таком случае первая Квириниева перепись падает на 9 год до нашей эры. Глубоковский высказывает даже мысль, что устранение Архелая как раз и было «приурочено» ко второй переписи14. Здесь возникает другой вопрос. Дело в том, что Квириний, как известно, был игемоном в Сирии в то время, когда производил свою вторую перепись в 6 году. Мог ли он быть игемоном и во время первой? Для решения этого вопроса придется принять и более раннее его наместничество. В этом, однако, нет трудностей. Известно, что новый легат далеко не всегда являлся в свою провинцию сразу и оставался там не все время. Разумеется, провинция не оставалась без правительственного надзора, и его вели особые легаты-заместители. В таком случае при легате Квиринии мог быть adjutor в лице Сатурнина, который властвовал в 9–6 гг. (746–748 a. U.C.), что согласуется и с упоминанием Сатурнина у Тертуллиана.
Заключает Глубоковский свое исследование, замечая, что касательно условий первого Квириниевого ценза нельзя достигнуть «пунктуальной отчетливости», поскольку отсутствуют детальные сведения о его жизни и карьере; следовательно, евангельские слова о нем не являются и не должны служить опорою для вычисления года Рождества Христова. Однако он делает ссылку на то, что в науке о времени переписи имеются два предположения: что это было по случаю отказа 6 тыс. фарисеев от присяги Кесарю около 6 г. до нашей эры; или же после того, как своим самовольным походом против арабов Ирод Великий вызвал гнев против себя Августа, т.е. после 8–7 гг. до нашей эры15.
Bebber16, ссылаясь на автобиографию Августа, в которой говорится о трех переписях: 726, 746 и 767 годов, — указывает, что вторая была начата как минимум еще в 743 или даже в 742 году Квиринием. (Вопрос о игемонстве Квириния Bebber решает, поставляя его с осени 742 по лето 744 гг.)17 Следовательно, Господь родился в 742/3 или 743/4 году, поскольку дольше Квириний не мог властвовать в Сирии.
Mackinlay18 же считает, что Квириний властвовал в Сирии первый раз в 8–5 гг. до н.э., и выводит Рождество Христово осенью 8 года.
Джеймс Тиссо. Убийство Захарии
Правление Тиверия
«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря… был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне… Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3:1–23).
По свидетельству евангелиста Луки (3:1–23), выступление Иисуса Христа на общественное служение совпало с началом проповеди Иоанна Крестителя, а то и другое имело место в 15 год правления Тиверия. Тиверий вступил на престол по смерти Октавиана Августа, последовавшей 19 августа 14 года. Таким образом, пятнадцатый год правления Тиверия падает на время от 19 августа 28 года по 19 августа 29 года. Некоторые же ученые, основываясь на том, что Тиверий еще при жизни Августа был его соправителем, считают его царствование с 13 года. В таком случае 15 годом Тиверия будет 27 год. Если в это время Господу шел 31 год, то, как уже было сказано выше, Рождество Его падает на 749 (5) год19.
Караваджо. Святой Ириней Лионский (1606 г.)
Свидетельство Иринея Лионского
«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» (Ин. 8:56–57).
Ириней пишет20 (Против ересей, 2:22:5): «…с сороковых же и пятидесятого годов начинается уже преклонный возраст, в котором учил наш Господь, — как свидетельствует Евангелие и все старцы, собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, что им передал это сам Иоанн». А как известно, Ириней был учеником Св. Поликарпа Смирнского, а этот был учеником Иоанна Богослова. Таким образом, это свидетельство имеет огромный авторитет. Ириней считает (2:22:6), что вышеприведенные слова Евангелиста «могли быть сказаны тому, кто прожил уже сорок лет, но еще не достиг пятидесятого. А тому, кто тридцати лет, они сказали бы: Тебе нет еще сорока лет. Ибо, те, которые желали выставить Его лжецом, конечно, не стали бы увеличивать Его лета… Итак, Он проповедовал не один год…» И в 2:22:4 Ириней говорит, что «Он (Иисус) прошел чрез все возрасты… Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем, — не только по изъяснению истины, но и по возрасту». Следовательно, по Иринею, Христос родился до 744 (10) года, поскольку в год смерти Ему уже было более сорока.
Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита. Дэвид Робертс. 1850
Разрушение, восстановление и перестройка храма
Казалось бы, при чем здесь разрушение и восстановление храма? Однако Bebber J., связывая судьбу Иудейского храма с земной жизнью Христа, выдвигает очень остроумную и убедительную гипотезу, согласно которой Воплощение Господа произошло 10 ава (20 или 21 июля) 743 года (11), а Рождество — 10 нисана (12 или 13 апреля), то есть перед Пасхой 744 года21. Вот суть гипотезы.
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21).
Еще Августин говорил о тех, кто на основании этих стихов считал, что Господу было 46 лет. Дело в том, пишет Bebber, что здесь употреблено не обычное ieron, которым обозначают храм, а naoz. В тех же местах, где Иоанн говорит о храме, он поставляет ieron. Следовательно, то же самое он хотел сказать, говоря: «И Слово стало плотию, и обитало с нами (1:14), то есть обитало в плоти, как в скинии (gezeltet — eskhnwse)22.
Известно, пишет далее Bebber, что храм дважды был сожжен: при Навуходоносоре (Иер. 52:12) и при Веспасиане (по Иосифу Флавию). Оба раза это случилось 10 ава. Очевидно, что совпадение не случайно, это особый Божий Промысел (eine besondere guttliche Fugung). Bebber приводит данные Иосифа Флавия, который пишет, что Ирод перестраивал храм снаружи 8 лет, а потом священники — внутри — в течение 1.5 лет, после чего храм был освящен (но работы продолжались еще десятилетия, почему иудеи и говорили о 46 годах: к тому времени с начала работ прошло как раз 46 лет, а с того момента, как начали работать священники — 38 лет), и освящение совпало с праздником обновления и днем воцарения Ирода, вероятнее всего, 30-летним его юбилеем. Отсюда Bebber высчитывает, что священники начали работу, т.е. «заложили новый краеугольный камень после того, как был вырыт старый фундамент (der neue Grundstein gelegt wurde, nachdem die alten Fundamente ausgehoben waren), именно 10 ава 743 года! И одновременно с этим событием был заложен и тот Камень, «егоже небрегоша зиждущии» и который «бысть во главу угла», т.е. произошло Воплощение Господа23.
Следовательно, родился Господь перед Пасхой 744 года 10 Нисана. Эта дата хорошо согласуется и со временем игемонства Квириния в Сирии (см. выше). То, что Господь родился именно перед Пасхой, видно из следующего:
1. Поскольку большинство иудеев Галилеи и Переи происходили из колена Иудина и Вениаминова и должны были совершать далекое путешествие для переписи, то последняя для удобства, очевидно, была приурочена к Пасхе, когда эти два колена и без того придут в Иерусалим. (Любопытно, что Mackinlay24 на этом же основании считает, что это был праздник Кущей). Именно поэтому отправилась с Иосифом и Мария25.
2. Когда Христу было 12 лет, то он впервые отправился в Иерусалим на Пасху. Согласно Талмуду, мальчик, достигший 12 лет, обязан посещать праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей (ср. Втор. 16:16). То, что Господь в 12 лет пошел с Иосифом и Марией именно на Пасху, говорит, что Он родился после праздника Кущей и, следовательно, перед Пасхой.
Картины Джеймса Тиссо
3. Вход Господень в Иерусалим произошел накануне Его Рождества. А в самый день Он выгнал продающих из храма. Неслучайно поэтому хвала народа (Лк. 19:38) при встрече Господа перекликается с Ангельским славословием при рождении Богомладенца (Лк. 2:14). Господь при приближении к Иерусалиму заплакал о нем и сказал (Лк. 19:41–42): «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему… — мы продолжим, пишет Bebber, — и как велика была бы Моя радость в этот Мой последний день рождения», поскольку в античном мире был обычай, чтобы день рождения царя торжественно праздновался его подданными. А Иисус от Своего Рождества являлся царем Израилевым26.
Картины Дж. Тиссо
Далее. Если Господь родился перед Пасхой, то принесен в храм он был перед Пятидесятницей. Перед праздником Пятидесятницы Господь исцеляет расслабленного у овчей купели, который страдал расслаблением уже 38 лет. Это расслабление постигло его за грех, совершенный 38 лет назад. Что же тогда случилось? Очевидно, рассуждает автор, что он тогда находился в храме, куда был принесен Богомладенец, и Симеон с Анной проповедовали о Нем. За неверие его и постигло расслабление. Не случайно поэтому Господь встретил его в храме, на том самом месте, где был совершен грех, и сказал ему: «Не греши больше». Следовательно, Господу в это время было 38 лет27.
Кроме того, Bebber проводит многочисленные параллели между «храмом Тела» Господня и храмом Иерусалимским: вместе со смертью Господа разодралась завеса в храме, а по Иосифу Флавию, запертые на ночь огромные двери храма, для закрытия которых требовалось 20 человек, оказывались открытыми утром. Следовательно, со смертью Господа началась и «смерть храма». Но, как во времена Ионы, Господь дал еще 40-летний срок для покаяния (вместо 40 дней Ионы, т.к. Он «более Ионы»). Поскольку иудеи им не воспользовались, то через 40 лет — в 70 году — храм был сожжен28.
То, что Лука говорит о 30 летнем возрасте, Bebber объясняет так, что, вероятно, Лука обозначил возраст 38 буквами «ЛН». «Н» попала в начало следующей строки, где была принята за союз «h» и была утрачена при переписке за неимением смысла29.
Таким образом, при Вознесении Господу было 39, а считая от Воплощения — 40 лет, и Он вполне мог отнести к Себе слова псалмопевца: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих»30 (Пс. 94:10).
Изображение 19-летия метонического цикла в виде колеса с юлианской датой Пасхального Новолуния из рукописи 9 века, сделанной в аббатстве Св. Эммерама
Пасхальный ручной календарь 12 века на пергаменте теперь в Библиотеке Бодлея
«Календарные условия Воскресения»
На этом можно было бы и остановиться, но существует еще один весьма оригинальный подход к определению времени Рождества Спасителя31. Авторами его являются А.Т. Фоменко, Г.В Носовский и А.И. Захаров.
Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу), рассуждают авторы. Именно эти «пасхальные условия» и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты воскресения Христа, а затем и Рождества Христова. То, что Христос воскрес 25 марта, известно из церковного предания. Мы видели, что вычисления Дионисия Малого основаны на предположении о том, что воскресение Христа было именно 25 марта. Полный набор календарных условий, сопровождающих, согласно устойчивому церковному преданию, воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря (XIV век):
«Ибо Господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне — 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресение 25 марта… воскрес Христос. Законная Пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (т.е. в полнолуние) — от 21 марта до 18 апреля — наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресение».
Приведенный у Матфея Властаря год страстей Христа (5539 от Адама) — это как раз год, вычисленный Дионисием. (Вычитая из него 31 год — возраст Христа, — Дионисий и получил начало своей эры (т.е. новой эры): 5508 год от Адама).
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов (1564 г.)
Фрагмент
Заключение
Почему Господь скрыл дату Своего Рождества?
Как видим, в определении даты Рождества Христова между различными учеными существуют большие расхождения. Genebrard после сложнейших расчетов убедился, что Христос родился в 4090 году от сотворения мира. Скалигер (сын) был уверен, что Он родился в 3948 году, а эрудит Pico della Mirandolla считал, что Рождество произошло в 3958 году. Подобно им, многие другие ученые приходят к другим результатам32. В основном, год Рождества поставляют между 744 и 750 годами от основания Рима (10–4 гг. до н.э.). Точно можно сказать только то, что Господь родился незадолго до 750 года, поскольку в начале этого года умер Ирод Великий. Что касается дня и месяца Рождества, то этот вопрос еще более сложен. Насколько — можно судить уже по тому, что в прошлом различные христианские секты вычисляли до 136 различных дат для Рождества. Еще сейчас некоторые христианские церкви празднуют Рождество 6 января33.
Как бы то ни было, представляется маловероятным, что оно произошло 25 декабря. Здесь, скорее всего, нужно принять ту точку зрения, что эта дата введена как противовес языческим мистериям, совершавшимся в день зимнего солнцестояния (египетский Озирис; «единородный сын» Астарты вавилонский Таммуз; персидский «спаситель» Митра, пользовавшийся особенной популярностью римских воинов; мексиканский Куетцалкоутл; Вахав из Юкатана, рожденный от девы по имени Кирибирия; воинственный Уитцлипоштли ацтеков и многие другие отмечали свой день рождения именно 25 декабря).
Вероятнее всего, что Господу было угодно скрыть точное решение этого вопроса от любопытных глаз ученых. Тайна Боговоплощения и Рождения Богочеловека непостижима человеческим умом: «Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения» (Догматик 7 гласа). Возможно, для того, чтобы эта Тайна была таковой со всех сторон и была принимаема на веру, а не испытывалась, Господь и сокрыл ее от нас: «… ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Ин. 5:13)? To eсть, скрылся от многих празднословящих и открылся лишь тем немногим, которые принимают Его «в простоте сердца», не пытаясь исследовать пути Божии.
Предложение для примерного определения года Рождества
Итак, дата Рождества Христова не может быть определена точно. Об этом говорил еще В.В. Болотов (см. выше). Единственное, в чем сходится большинство ученых при определении года — это то, что Рождество произошло не позже 750 года. Нижняя граница колеблется в широких пределах, и ее можно отодвигать практически до 714 года — времени воцарения Ирода Великого. Мы считаем, что эту нижнюю границу можно значительно приблизить к году смерти Ирода и таким образом сократить выбор возможных лет, в которые могло произойти Рождество. Дело в том, что существует еще одно косвенное указание Евангелия на возраст Спасителя, ссылок на которое нам не встретилось. Вот оно: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф. 2:22). Теперь вспомним, что говорит Лука: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк. 2:42).
Итак, Иосиф боится идти в Иудею (точнее, боится вести туда Марию и Младенца, т.к. он был Их хранителем), поскольку там воцарился не менее Ирода жестокий Архелай; и, получив указание от ангела, отправляется в Галилею и поселяется в Назарете. Вероятно, что брать Богомладенца в Галилею при посещении храма Иосиф не решался в течение всего царствования Архелая (Иосиф Флавий сообщает, что однажды в праздник Пасхи Архелай умертвил 3000 иудеев в храме и городе)34. Архелай был низложен в 6 году н.э., или 759 a. U.C. Когда же Иисусу исполняется 12 лет, Иосиф уже смело отправляется на праздник Пасхи в Иерусалим вместе с Ним. Хотя обязательным посещение праздников для иудейских мальчиков становилось с 12 лет, представляется вероятным, что, зная о великом назначении Иисуса, Иосиф с Марией взяли бы Его с собой и в более раннем возрасте, если бы не было опасности. (Самуил был отдан в храм, будучи младенцем.) Следовательно, 12 лет Иисусу исполнилось после низложения Архелая, а значит, не ранее 7 (760) года. Отсюда высчитываем, что самое раннее, когда мог родиться Господь — 748 (6) год. Поскольку Ирод умер в самом начале 750 года, то выбор сокращается до двух лет.
Вывод: Иисус Христос родился не ранее 748 (6) и не позже 749 (5) года. Этот вывод хорошо согласуется и с результатами других исследователей.
К. Иванов
На анонсе: Геррит ван Хонтхорст. Поклонение Младенцу. 1620 г.
[1] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. 1, М., 1994, с. 86–87.
[2] Болотов В.В. О годе рождества Христова. // Журнал заседаний комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом обществе. Приложение II. 1899, с. 7–18.
[3] Usener H. Religionsgeschichtliche Untersuchungen: I. Das Weihnachtsfest. Bonn, 1889, s. 4–8.
[4] Рождественский А. Откровение Даниилу о семидесяти седминах. Опыт толкования 24–27 стихов 9-й главы. СПб, 1896, с. 169–171.
[5] Там же, с. 188–195.
[6] Там же, с. 196–205.
[7] Аверкий, архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СПб, 1995, с. 91–92.
[8] Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Ч. 2, т. 9. Стокгольм, 1987, с. 118.
[9] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. I, М.: 1994, с. 88.
[10] Лопухин А.П. Указ. соч. т. 8, с. 43.
[11] Kritzinger Hans-Hermann. Der Stern der Weisen. Astronomisch-kritische Studie mit einem Geleitwort von D. Wilhelm Faber. Gutersloh, 1911, s. 89–91.
[12] Там же, s. 96–98.
[13] Глубоковский Н.Н. О Квириниевой переписи по связи ея с Рождеством Христовым. Киев, 1913, с. 31.
[14] Там же, с. 33.
[15] Там же, с. 58.
[16] Bebber, van J. Zur Chronologie des Lebens Jesu: eine exegetische Studie. Munster i. W., 1898, s. 117–120.
[17] Там же, s. 110–113.
[18] Mackinlay G. The Magi: How they recognised Christ’s star. London, 1907, p. 166.
[19] Рождественский А. Указ. соч. с. 206–207.
[20] Ириней Лионский. Творения. // Библиотека отцов и учителей Церкви, т. 2. М., 1996, с. 174–176.
[21] Bebber, van J. Указ. соч. s. 130.
[22] Там же, s. 124–125.
[23] Там же, s. 128–132.
[24] Mackinlay G. Указ. соч. p. 172.
[25] Bebber, van J. Указ. соч. s. 131.
[26] Там же, s. 132–133.
[27] Там же, s. 137–141.
[28] Там же, s. 136–137.
[29] Там же, s. 148.
[30] Там же, s. 149.
[31] Захаров А.И. О датировке Рождества Христова. Интернет-конференция. chod.sk/a01g5
[32] Cosco Giuseppe. La vera data di nascita di Gesu. Интернет-конференция. chod.sk/a01h0
[33] Там же.
[34] Никифор, архим. Архелай. // Библейская энциклопедия. Л., 1990, с. 63.
Find more like this: АНАЛИТИКА