Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

by on 21.12.2023 » Add the first comment.

21 декабря — память 62 иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.

Что такое церковные расколы и почему они возникают? И если Господь открывает нам истину в той мере, в которой мы можем ее вместить, как понять, на чьей стороне правда? Со времен Первого Вселенского Собора Церковь борется с этой болезнью, но она вновь и вновь дает о себе знать.

Откуда берутся ереси

Арианский спор, расколовший Церковь в IV веке, бушевал без малого сто лет, а последствия его ощущались еще дольше. А началось все с прихода в Церковь множества образованных людей, которых живо интересовали такие проблемы, которые раньше мало кого волновали. И появились разные понимания троичности Божества.

К примеру, еретик Савелий Птомалеидский учил, что Троица — это один Бог с тремя личинами, которые Он меняет, как меняются маски в греческом театре, и предстает человечеству то в одной, то в другой форме.

Прямо противоположное утверждал другой ересиарх — Павел Самосатский. Он считал, что есть только один истинный Бог — Бог Отец. А Бог Сын и Бог Дух Святой — это не вполне божественные сущности. И его взгляды надолго прижились на Востоке, особенно в Сирии. Придерживался их и пресвитер Александрийской церкви Арий. Человек он был, безусловно, яркий, талантливый и до такой степени популярный, что Александрийский епископ Ахилл, умирая, даже прочил его в свои преемники. Правда, епископом он так и не стал — не выбрали.

Иисус Христос сотворяет небо и землю. Мозаика 12 в., Монреаль, Сицилия

Из этих слов видно, как глубоко арианская ересь волновала тогда всех христиан. Это и понятно — весь народ чувствовал, что спор идет не об отвлеченном теоретическом вопросе, но о самом существе веры.

Большинство местных епископов искали какого-то компромисса.

Да и сам император в конце своего правления склонялся к смягчению формулировок Никейского Собора ради объединения расколотой Церкви.

Он даже отправил в ссылку наиболее ревностных поборников Никейского символа, таких как епископ Афанасий Александрийский. А на смертном одре принял крещение от одного из лидеров ариан — Евсевия Никомидийского.

Первый Вселенский собор, спор святителя Николая с Арием

Неправильная проповедь

Сыновья Константина Великого по-разному смотрели на церковную политику. На западе император Констант был столпом никейства. На востоке император Констанций, наоборот, поддерживал ариан. Окончательно осуждено арианство было на Втором Вселенском Соборе.

Но оно не исчезло — распространилось среди варваров. Ведь первые христианские проповедники были отправлены к восточным германцам из Восточной Римской империи, когда ею правил Констанций. Понятно, что они проповедовали тот Символ веры, в который сами верили. Так арианство стало национальной религией сначала готов, а потом и прочих германцев.

По сути, окончательно арианский спор был решен лишь в VII столетии с переходом варваров в никейство.

Ересь на службе у политиков

Но христианские мученики, пострадавшие во времена императора Зенона Исавра в Королевстве вандалов, созданном ими на завоеванных землях Северной Африки — на территории современных Туниса, Северного Алжира, северо-западной части Ливии и островов Корсика и Сардиния, — стали жертвой не столько религиозного, сколько политического кризиса.

Именно при Зеноне была упразднена Западная Римская империя и Византия осталась единственной преемницей Рима. Но Рима сильно ослабленного: еще в 429 году вандалы из Испании вторглись в его африканские провинции и в 439 году взяли Карфаген, а в 455 году захватили и разграбили сам Вечный город.

Но на завоеванных территориях, особенно в Африке, завоеватели, которых было не так много, а притока новых соплеменников ожидать им было неоткуда, очень боялись ассимиляции с местным населением. А римская Африка, второй по уровню развития после Италии регион империи, к тому времени была практически полностью христианской, причем по преимуществу ортодоксально христианской, что существенно осложняло вандалам ее освоение.

Поэтому они избрали беспроигрышную тактику «разделяй и властвуй», стравливая друг с другом ариан и никейцев. Но ортодоксальное местное население, которое сначала приняло вандалов за избавителей от гнета римлян, быстро охладело к ним из-за религиозных гонений.

«Предаст же брат брата на смерть»

Когда император Зенон в 480–481 годах потребовал у короля вандалов Гунериха замещения вакантных епископских должностей в Карфагене, тот в ответ потребовал равных прав для арианской церкви в Константинополе и других восточных провинциях. А если Византия не пойдет на эти условия, Гунерих грозил депортацией всех ортодоксальных епископов Вандальского королевства «к маврам».

Смотрите также:
Гены добра

Отношения между вандалами и Византией обострились, и в Северной Африке начались жестокие гонения на ортодоксальных христиан. Эдикт, обнародованный Гунерихом, требовал перехода всех христиан в арианство не позднее 1 июня 482 года.

Не желающих подчиняться сжигали на кострах или казнили иначе. Византийский историк Прокопий Кесарийский и святитель Исидор Севильский называют Гунериха самым жестоким и несправедливым гонителем христиан в Африке.

Святой Виктор Витенский, очевидец репрессий, писал в конце 480-х:

«Если попытается пишущий прибавить к рассказу хоть какую-то деталь из того, что творилось в Карфагене, пусть даже без стилистических прикрас, не сможет он назвать даже названий пыток. Все это и сегодня стоит перед глазами, и всякий может видеть одних без рук, других без глаз, третьих без ног; у одних вырваны ноздри и обрезаны уши, у других от слишком долгого висения на кольях голова, прежде гордо поднятая, была вдавлена в плечи, когда палачи, рванув за веревки изо всей силы, вздергивали их ввысь над домами и раскачивали туда-сюда подвешенного. Иной раз рвались веревки и кое-кто падал с этой высоты вниз со страшным ударом, иные, переломав себе все кости, долго не могли прийти в себя, многие вскоре испускали дух».

Поэтому, когда в храм, куда верующие собрались на тайную литургию, ворвались варвары, многие молившиеся бежали. Но 300 человек, добровольно предали себя на мучения и были обезглавлены. А из 62 иереев двух сожгли, а остальным отрезали языки.

А арианство — в XVIII веке переименованное в унитарианство — в виде немногочисленных сект дожило до наших дней.

Марина Борисова

На анонсе: Василий Суриков. Первый Вселенский собор, эскиз росписи храма Христа Спасителя 

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *