Светлая седмица – благодатные послепасхальные дни. Самое время вспомнить когда, где и кому являлся Христос после Своего Воскресения. Обратимся к евангелистам.
После Воскресения Христос еще сорок дней находился на земле. В Евангелии описано несколько явлений Спасителя апостолам и женам-мироносицам, потому, учитывая продолжающееся празднование Пасхи, немного освежим в памяти, что же писал об этих событиях каждый из евангелистов.
Евангелист Матфей
Матфей передал нам сведения о двух явлениях Христа.
Первое – это явление женам-мироносицам после того, как они направлялись к апостолам, чтобы рассказать им о пустом гробе и встрече с ангелом (Мф. 28, 9-10).
Интересным моментом здесь является свидетельство о том, что жены ухватились за ноги Спасителя, при этом, немного ранее, Марии Магдалине Он запрещает прикасаться к Себе. Почему именно так поступил Христос, мы можем только догадываться.
К примеру, по слову блаженного Иеронима Стридонского это было свидетельством инаковости Марии: ее вера была гораздо крепче веры остальных жен, а потому и не нуждалась в дополнительном удостоверении реальности Воскресения.
Картина Джеймса Тиссо
Второе свидетельство Матфея – это завершение его евангельского повествования, где идет речь о явлении Спасителя одиннадцати ученикам и благословение их на проповедь (Мф. 28, 16-20). Этот сюжет нам должен быть хорошо известен – именно этот отрывок читается во время таинства крещения. Здесь ситуация немного схожая с предыдущим свидетельством. Мы видим, что некоторые из учеников усомнились в реальности Христа, но, по словам Евфимия Зигабена, это сомнение было кратковременным, длившимся ровно до того момента, как Спаситель подошел к ним.
Евангелист Марк
У Марка мы встречаем три свидетельства. Первое, довольно краткое, повествует о явлении Марии Магдалине (Мк. 16, 9).
У священномученика Григория (Лебедева) есть просто замечательный комментарий об этом явлении: «Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость, – пишет он. – Так близки Христу и так любимы Им преданные Ему души! Счастлива Мария! Блаженны последующие ей!».
Вообще, евангелист Марк часто очень краток в своих свидетельствах.
Так, о втором явлении – явлении Христа Луке и Клеопе – он сообщает всего одной фразой: «Явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение» (Мк. 16, 12).
В этом предложении обращает на себя внимание указание на «иной образ» Спасителя.
Картина Джеймса Тиссо
О чем здесь идет речь? Блаженный Августин говорит, что Христос явился в Своем Теле, однако вид Его был иным, из-за чего ученики Его не узнали. Это указание на преображенное Тело, Которое Лука и Клеопа не сразу смогли увидеть своими телесными очами.
Интересно, что в другом месте блаженный Августин рассуждает о том, что смерть Христа вызвала в апостолах помутнение памяти, и далее пишет: «Вид Его на кресте стал таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его воскресения и не держали в памяти Его обещаний».
Третье упоминание евангелиста Марка о явлении Христа по Воскресении, относится к явлению Христа одиннадцати ученикам (Мк. 16, 14). Опять же, все довольно кратко, но здесь, в отношении всех бывших на Тайной Вечери апостолов, мы встречаем укор, который мы обычно привыкли относить лишь к Фоме. Господь «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».
Если мы снова обратимся к толкованию блаженного Августина, то увидим, что укоры Спасителя вполне справедливы. Иппонийский епископ говорит, что в тот момент отцы веры сами все еще не верили, а ведь им предстояло проповедовать по всему земному шару, да еще и тем, кто не видел Воскресшего Христа. Упрек здесь был вполне уместен и послужил укреплению веры апостолов.
Евангелист Лука
Евангелист Лука оставил нам два упоминания о явлениях Спасителя после Своего Воскресения. Первое из них – это довольно подробный рассказ о путешествии в Эммаус (Лк. 24, 13-31). Здесь мы встречаем свидетельство «слепоты» апостолов, о котором также упоминает евангелист Марк. Как было сказано, Тело Христа преобразилось, а потому Его Лука и Клеопа не узнали.
Но с другой стороны, только подумайте, – вопрошает владыка Михаил (Лузин) – «как могли они в этом спокойном и обыкновенном, по-видимому, путешественнике узнать недавно измученного и распятого их Учителя и Господа?». Господь беседует с учениками, дабы те, сильнее раскрыв свои недоумения, осознали свои «раны», ведь тогда «лекарство» становится более действенным.
Христос в Эммаусе. Карл Генрих Блох
После этого мы видим как Лука и Клеопа отправились рассказать о случившемся одиннадцати апостолам, и во время их повествования Спаситель является снова (Лк. 25, 36) – это второе явление Христа, описанное Лукой. Ученики, увидев Христа, смутились, восприняв Его за призрака, и для их удостоверения Господь предлагает посмотреть и прикоснуться к Своему Телу. Затем Он просит есть.
Все вроде бы понятно, но ведь преображенное Тело Христа больше не нуждается в поддержке Своей жизнедеятельности с помощью земных, чувственных средств. Ответ на это недоумение дает святитель Иоанн Златоуст: «Он вкушал пищу, не имея сам в ней нужды, но желая исправить немощь учеников».
Уильям Бресси Хоул. Христос и Магдалина
Евангелист Иоанн
У евангелиста Иоанна содержится больше всех по количеству упоминаний о явлениях Христа после Воскресения. Вначале он подробно описывает встречу Спасителя и Марии Магдалины (Ин. 20, 11-18). Здесь обращает на себя внимание запрет на прикосновение к Телу Спасителя. Однако, помимо упомянутой вначале причины, существует еще иное мнение. Так, например, святитель Григорий Палама указывает, что Христос Своим запретом говорит Марии: «Поскольку твоя мысль не прикасается глубине Таинства относительно Меня: что Я – Бог, во плоти ныне тобою видимый, и то во плоти ныне особенно божественной, то посему: «Не прикасайся Мне»». Для нас это свидетельство того, что грешная душа попросту неспособна находиться рядом с Богом.
Далее евангелист Иоанн рассказывает о двух нам хорошо известных явлениях Христа апостолам – без Фомы и с Фомой (Ин. 20, 19-29). В нашем народе сложилось, в какой-то мере, довольно уничижительное отношение к Фоме, выразившееся в наименовании его «неверующим». Но, к сожалению, многие не обращают внимания на тот факт, что Христос в первом явлении ученикам показал им и руки, и ноги, и ребро, т.е., в подтверждение реальности Своего Воскресения, предоставил те свидетельства, о которых просил Фома. Более того, именно апостол Фома, первый из учеников, исповедал Христа Богом (Ин. 20, 28).
Сомнения, пожалуй, бывают у многих христиан, но преодолевая их, мы только укрепляемся в вере, о чем ясно свидетельствует переданный нам евангелистом Иоанном пример.
Осталось сказать о последнем у Иоанна явлении Христа апостолам на Тивериадском море (Ин. 21, 1-14). Больше всего в этом рассказе привлекает горячность апостола Петра, который, едва узнав стоящего на берегу Спасителя, тотчас бросился в воду, дабы вплавь скорее добраться до Него.
Картины Джеймса Тиссо
* * *
В рассмотренных образах апостолов или жен-мироносиц мы встречаем множество черт человеческого характера, а потому каждый может увидеть в них себя. Возможно, подобным образом, при Втором Пришествии, каждый из нас будет встречать Христа по-разному, но нас всех будет объединять радость встречи Того, Кто ради нас победил саму смерть!
Христос Воскресе!
На анонсе: картина Джеймса Тиссо
Find more like this: АНАЛИТИКА