Поводом к празднованию 700-летия города Клин послужило первое летописное упоминание Клина в 1317 г. в связи с прохождением через него карательного отряда ордынского хана…
Никоновская летопись свидетельствует: «В лето 6825-тое зимы князь Великий Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и со многие татары, и со князи Суздальскими, и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину».
Но это упоминание указывает на Клин как на уже существующий город. А когда впервые были поставлены укрепления на узком мысе в излучине реки Сестры? Точный ответ на этот вопрос вряд ли когда-нибудь удастся получить. И все же…

Смотрите также:
О первых веках древнего Клина
Клин в качестве поселения, с большой вероятностью, основали и, соответственно, назвали новгородцы. На всем пространстве бывшей Российской империи можно найти более двадцати населенных пунктов с названием «Клин» или похожим на него «Клинцы».
Подавляющая часть их расположена на коренных землях новгородских словен и кривичей в Тверской, Новгородской, Псковской и Смоленской областях. На новгородских землях имеются и наиболее ранние по времени упоминания тезки Клина на реке Сестре.
На старых фотографиях Клина до 1920-х годов хорошо просматривалась излучина реки Сестры, охватывающая ядро города с трех сторон
Один из таких ранее возникших и, соответственно, упоминавшихся новгородских близнецов расположен на реке Черной в Демянском районе Новгородской области. Близнец он не только по названию. Оба Клина – новгородский и подмосковный – расположены в похожих речных излучинах так, что охватываются своими реками с трех сторон. Верховья Черной подходили к озеру с характерным названием Волочко, говорящем о существовании здесь когда-то волока.
При этом река Черная, очевидно, использовалась как одна из ветвей Великого волжского пути, соединяющего страны Балтийского бассейна с Прикаспийским регионом. От озера Волочко до озера Селигер в верховьях Волги расстояние всего три километра. Возможно, место Клина на Сестре напомнило новгородцам о Клине на реке Черной как своим расположением, так и назначением запирать крупный путь.
На землях вокруг Клина на Сестре можно встретить и другие топонимы, связанные с новгородским присутствием. Например, название территории «Круг» возле нынешнего поселка Воздвиженское Клинского района одноименен Кругу Чудовского района Новгородской области, а село Завидово получило свое название, скорее всего, по имени новгородского боярина и посадника в 1124 г. Завида Дмитриевича.
Аполлинарий Васнецов. Прошлое Великого Новгорода
Новгородцы активно осваивали земли вдоль Волги, распространив к началу XII века свои владения на весь правый берег от Волока Ламского до Дубны, а именно на этом берегу стоит Клин.

Смотрите также:
Почему московские учёные молчат о новгородской демократии?
Здесь интересы Новгорода столкнулись с интересами другого, не менее амбициозного Ростово-Суздальского княжества. По мнению одного из ведущих специалистов по истории Северо-Восточной Руси Владимира Кучкина, к концу XI века границы Ростово-Суздальского княжества доходили до реки Медведицы, впадающей в Волгу ниже Дубны на 30 км.
Однако в ходе противостояния с Новгородом границы Ростово-Суздальского княжества к концу XII века продвинулись на запад до Волока Ламского. Например, к 1096-1097 годам относится рассказ о стороже на реке Медведице, свидетельствующий о принадлежности этой части Волги Ростово-Суздальскому княжеству. Сопоставляя это упоминание с описанием в Новгородской летописи похода новгородцев против суздальцев в 1134 (6642) г., можно предположить, что новгородцы контролировали земли от реки Ламы до реки Дубны вплоть до 1135 г.
Битва новгородцев с суздальцами (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород, 1170). Икона
В этом походе они дошли до Дубны и вернулись обратно. Летопись не сообщает ни о разоренных городах, ни о захваченных пленниках, ни о попытке суздальцев отомстить новгородцам. Дело выглядит так, словно, дойдя до Ростово-Суздальской границы, новгородцы не пришли к согласию с князем и решили границу княжества не пересекать. Позже, в 1180 (6688) г., совершая аналогичный набег, новгородцы под предводительством князя Владимира Святославовича соединились с войском его отца, князя Святослава Всеволодовича, уже у устья Тверцы и оттуда начали жечь города по Волге.
Господство новгородцев над правым берегом Волги в первой трети XII века подтверждается и находками новгородских печатей в археологическом комплексе «Могутово» в деревне Могутово Щелковского района, находящемся на древней дороге из Ростова в Переяславль-Залесский, и примерно на 110 км юговосточнее города Дубны.
Здесь обнаружены 12 печатей, относящихся к новгородским князьям. Большинство из них принадлежало князю Всеволоду Мстиславовичу и датируется 1126-1136 гг. Одна наиболее поздняя печать, предположительно, относится к князю Святославу Ростиславовичу, княжившему в Новгороде с 1158 по 1167 год с перерывом в 1160 году.
Александр Быстров. Междоусобица

Смотрите также:
Клин исторический. Великолепные зарисовки памятных мест
Контроль за правым берегом Волги новгородцы начали терять, по-видимому, после битвы у горы Ждани в 1135 г., где, по сообщению Лаврентьевской летописи, они потерпели крупное поражение от суздальцев. Во второй половине XII века места противостояния новгородцев и суздальцев смещаются в западном направлении. Одним из центров борьбы становится Волок Ламский, через который идет подвоз хлеба в Новгород. В 1160 г. Волок Ламский захватил князь Андрей Боголюбский. В 1169 (6677) г. на новгородский отряд, посланный для сбора дани за Волок, напал полк, посланный Андреем Боголюбским.
В 1177 г. новгородцы отбили у суздальцев Волок Ламский, но в следующем, 1178 г. этот город сжег уже другой Владимиро-Суздальский князь – Всеволод Большое Гнездо. Фактически с этого момента можно уверенно говорить, что пространство между Дубной и Волоком Ламским оказывается под властью суздальцев. Подтверждением этому может служить поход новгородцев в 1180 г., сжигавших города по Волге, начиная от реки Тверцы.
Поэтому можно с большой вероятностью отнести время появления новгородского топонима «Клин» к периоду до 1178 г. Появление города в этот период хорошо вписывается в общий контекст противостояния новгородцев и суздальцев и подтверждается самим местом расположения города.

Смотрите также:
Как царь Иван Грозный город Клин громил
Клин стоит на мысе, защищенном рекой и крутыми склонами именно со стороны Дмитрова, то есть со стороны Ростово-Суздальских земель.
Своим расположением он запирает древнюю дорогу Ростов Великий — Дмитров – Волок Ламский и защищает от суздальцев подходы к Волоку Ламскому, прикрывая путь подвоза зерна из южных областей в Новгород. И если поселение, например, погост или село, в таком месте могло возникнуть много раньше, то строить здесь укрепленный город было бы целесообразно после поражения новгородцев 1135 г. у Ждани-горы.
Таким образом, наиболее вероятным периодом основания города Клина можно указать временной промежуток с 1135 по 1178 год.
Полученный вывод об основании Клина новгородцами до 1178 г. удачно подкрепляется свидетельством русского государственного деятеля, историка Василия Татищева об упоминании Клина в 1190 г. К сожалению, первоисточник, на который опирался Василий Никитич, остался неизвестен. Поэтому данное свидетельство подвергается сомнению, хотя также хорошо вписывается в общеисторическую канву.
Дмитрий РУБЦОВ
Find more like this: АНАЛИТИКА