5 августа – день памяти исповедника веры, выдающегося церковного и общественного деятеля отца Павла Адельгейма.
Пять лет назад, 5 августа 2013 года, в собственном доме был убит отец Павел Адельгейм.
Его смерть глубоко потрясла многих. Проповедник и подвижник, живший в скромности и простоте, широко распахивавший двери своего дома и двери собственного сердца, он получил удар ножом именно дома и именно в сердце. В этой открытости, кажется, была вся его суть, а жизненный путь стал наглядной иллюстрацией его проповеди.
Он родился в 1938 году в Ростове-на-Дону. Его родителей репрессировали, он жил в детдоме. В 1954 году он стал послушником Киево-Печерской Лавры, потом поступил в Киевскую духовную семинарию. В 1959 году он был исключен из семинарии по «политическим мотивам», тогда же архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев) рукоположил Адельгейма во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. В 1964 году отец Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в город Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм. В 1969 году отец Павел был арестован по доносу, осужден по 190-й статье (клевета на советскую власть) и приговорен к трем годам лишения свободы, Отработал три года в Кызыл-Кумских рудниках, где потерял ногу. Отец Павел освободился из заключения инвалидом в 1972 году.
После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях. В Псковской епархии служил с 1976 года. В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов, которую содержал в течение 16 лет. После снятия с должности настоятеля храма святых Жен Мироносиц отец Павел читал лекции в Свято-Филаретовском институте (был членом его Попечительского совета), служил в храме Константина и Елены в Пскове. На его счету два восстановленных храма в Пскове и один построенный в Псковской области.
Отец Павел был убежден, что враждебность христиан ко всякому инославию и инакомыслию есть неизменный спутник идеологизации вероучения либо последствие глупости. Любые виды идеологии, стремящиеся использовать имя Бога и Церковь, само христианство, такие как филетизм (ересь, заключающаяся в предпочтении национальных интересов общецерковным), сервилизм (раболепие, отступление от принципов морали и канонического права в угоду государственным властям) и прочие доктрины с «измами», он считал крайне опасными и реальными угрозами личности и всему обществу.
Протоиерей Павел Адельгейм — автор множества работ, посвященных наиболее острым и больным вопросам современной церковной действительности.
Отец Павел Адельгейм был убит 5 августа в своём доме в Пскове на улице Красногорской. В его убийстве подозревается мужчина 1987 года рождения из Москвы, который несколько дней прожил в доме священника. Некоторые свидетели их общения полагают, что молодой человек страдал психическим расстройством.
В день памяти отца Павла Адельгейма, в пятую годовщину его убийства, мы публикуем «Слово о Кресте» из его блога
Мы слышали, братия, призыв Господа Иисуса Христа взять свой крест: «Кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и по Мне грядет». Что означает слово «крест»?
В устах Господа Иисуса Христа слово «крест» означало служение, связанное с подвигом. Это служение может иметь разное содержание.
Во-первых, крестом называют внешние скорби.
В жизни каждому человеку приходится нести болезни и труд, сносить оскорбления и клевету.
Эти скорби образуют для человека крест испытания и подвига. Один человек несет свои скорби с терпением и смирением. Другой стремится вывернуться из-под креста и уклониться от скорбей. Трудности неизбежны, невозможно спрятаться от скорбей и испытаний. Так возникает ропот и недовольство своим крестом, обида на судьбу и хула на Бога.
Есть, братия, иной крест – внутреннего подвига. Это крест покаяния, перемены своего внутреннего содержания. Этот крест оказывается еще более трудным, нежели крест внешних скорбей. Мы привыкаем смотреть на себя через призму самолюбия и самодовольства. Если человек посмотрит на себя сквозь покаяние, осознает всю нечистоту своей души, увидит свои страсти: жадность, зависть, похоть, раздражение и гнев, которые не умеет преодолевать, он исполняется величайшей скорби. Одних скорбь приводит к покаянию, а других погружает в уныние или ожесточение.
Есть, братия, еще третий крест – самоотверженной любви и преданности Богу. Его несут избранники Божии, кого мы называем святыми праведниками. Во имя величайшей любви и преданности Богу, человек отвергается себя, переступает через себя на пути к Царству Божьему. «Кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и по Мне грядет» – призывает Христос. Это крест самоотверженного и совершенного служения Богу.
В Святом Евангелии мы находим прообразы всех трех крестов. Прообразом креста внешних скорбей был крест, который понес Симон Киринейский. Когда Иуда предал Господа, его привели сперва на суд к архиереям. Всю ночь продолжался допрос. Архиереи вынесли смертный приговор, но не имели права его исполнить и утром привели Христа на допрос к Пилату. Допросив Христа, Пилат не нашел в Нем вины, заслуживающей смерти. Оттягивая вынесение приговора, Пилат послал Христа на допрос к Ироду, прибывшему на праздник пасхи в Иерусалим. Ирод тоже не нашел в Нем вины и, облачив в светлые одежды, вернул Пилату. Воины вновь привели Христа к Пилату, и он вынес Ему смертный приговор. Воины повели осужденного во двор для бичевания. Затем, на обессилевшего в страданиях Христа воины возложили тяжелый крест, и страшная процессия двинулась из пределов Иерусалима на Голгофу. Впереди шел Господь, неся свой крест, Его окружали воины, за ними шли плачущие женщины, Иоанн Богослов и толпа народа. Сказалась ночь, прошедшая без сна, и сутки без пищи. Человеческие силы изнемогли, и Христос стал падать под крестом. Видя, что осужденный не может нести крест, воины остановили шествие. В это время с поля возвращался Симон Киринейский. Это был человек крепкого телосложения. Воины остановили его и возложили ему на плечи крест Христов. Симон проходил мимо случайно, и встреча со Христом произошла неожиданно. Когда воины возложили на Симона крест, он безропотно принял крест и покорно понес на Голгофу. Симон не знал Христа. Он понес крест по послушанию промыслу Божьему, который совершился над ним.
Тициан. Несение креста
Каждый человек принимает внешние скорби и испытания, подобно Симону Киринейскому. Промысел Божий ведет нас своими путями, и мы не можем предугадать эти пути, не умеем понять их смысл. Принимая промысел Божий с надеждой, мы покоряемся Ему и несем свой крест с терпением. Это и есть крест внешних скорбей. Мы принимаем и несем его по послушанию Промыслу Божьему.
Когда шествие поднялось на Голгофу, Господа распяли на кресте. Рядом с ним распяли двух разбойников. Как и Христос, оба претерпевали физические страдания. Один из них, в муках и ожидании неминуемой смерти, вдруг понял, какую нелепую жизнь он прожил. Мысленным взором он охватил прошлое и осознал, как много натворил зла, оставив в жизни следы, которое люди вспомнят с ужасом. Сожаление о недостойной жизни пробудило в разбойнике покаяние. Ужасно раскаяние, которое не может ничего изменить. Хорошо, когда пробуждается совесть и человек может исправить свою жизнь, послужить и Богу и людям. Другое дело, когда ничего не можешь изменить. Остается мучительная смерть и безнадежность. Но разбойник не впал в отчаяние. Он вдруг узнал в Распятом Владыку жизни и смерти, Который может изменить его вечную судьбу. В поздний час жизни он обратился ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Твое Царство». Христос принял его покаяние: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Это звучит непонятно для окружающих. Как может разбойник войти в рай? Слова Христовы исполнены глубокого смысла. Разбойника больше нет. Произошла перемена, которая называется покаянием. Она возрождает грешника. Рядом со Христом умирает на кресте мученик, преодолевший покаянием нечистоту своего сердца.
Человеку непросто покаяться. Иногда говорят: «Подумаешь, согрешил! Поди, покайся и забудешь». Это глубокое духовное заблуждение человека, который не понимает, что значит покаяние. Кто приносит покаяние, не возвращается к прежним грехам. Он начинает жить новой жизнью. Пережитое покаяние, переоценка внутреннего содержания не остается без плода. Покаяние меняет человека. Это, братия, и есть второй крест-покаяния и внутреннего преображения.
Есть, братия, и третий крест, который понес Сам Господь Иисус Христос. Это Крест величайшей любви и самоотвержения. Этот Крест исполнен такого величия, что о нем лучше не говорить, а лишь молча созерцать его великое достоинство. Вот, братия, три креста, о которых нам говорит сегодня Евангелие: крест внешних скорбей, крест внутреннего покаяния и возрождения. И величайший крест самоотверженной любви и верности Богу.
Есть, братия, еще один, четвертый крест, от которого да избавит нас Бог. Это крест второго разбойника, крест бесплодных страданий. Когда страдания, скорби, испытания не приводят человека к покаянию, а ведут к ожесточению и богохульству. Да избавит нас Бог от этого креста.
Иероним Босх. Несение креста (фрагмент)
Кресты, о которых говорит нам сегодня Святое Евангелие – это образы служения, которое необходимо принять человеку, чтобы преобразиться и войти в вечную жизнь. Завершая повесть о крестах, евангелист говорит: «Есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе». Царство Божие, начинается не за горизонтом земной жизни. Царство Божие начинается на земле – там же, где начинается подвиг несения креста. Царство Божие завершает путь, который проходит христианин с терпением и любовью по земле, чтобы принять венец жизни, уготованный Богом любящим и ищущим Его.
Find more like this: АНАЛИТИКА