Протопресвитер Михаил Польский. ЧИСЛО ЗВЕРЯ

by on 13.07.2014 » Add more comments.

Предлагаемая вашему вниманию статья написана о. Михаилом в 1938 году, но при чтении её не оставляет ощущение, что написана она сегодня…

Протопресвитер Михаил Польский родился 6 ноября 1891 г. в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика. Окончил Ставропольскую духовную семинарию (1914) и по ее окончании работал противосектантским миссионером. Священник (1920). В 1921 г. поступил в Московскую духовную академию, которая вскоре была закрыта. В 1923 г. арестован и после тюремного заключения был сослан в Соловецкий лагерь, а в 1929 г. — на 3 года в Зырянский край.

В 1930 г. бежал из ссылки и покинул Россию, перейдя российско-персидскую границу. Сначала попал в Палестину, потом (с 1938 по 1948 гг.) был настоятелем прихода в Лондоне в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1948 г. переехал в США. Служил в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе в г. Сан-Франциско (шт. Калифорния, США) (с 1952 г. — старшим кафедральным протоиереем указанного собора). В 1955 г. упомянут как кафедральный протопресвитер, заместитель председателя епархиального совета Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушел на покой в 1959 г. Скончался 21 мая 1960 г. в Сан-Франциско.

В подъяремной России, в широких массах верующих, чрезвычайно распространено ожидание второго пришествия Христова. Огромное количество людей занимается толкованием апокалипсиса. Все части Откровения Иоанна Богослова приурочиваются к моменту, остроумно толкуются уже переживаемые и события. По святой книге старательно отмечается уже пройденные этапы и ожидаются новые.

В. Васнецов, «Воины Апокалипсиса»

Пишущий эти строки был свидетелем и участником многих разговоров на эту тему в разных концах России. Встречи с простыми монахами и с духовными лицами разного положения и звания, и общение с верующим народом давали все один и тот-же материал об антихристе и о последних временах и заставили самого заниматься Словом Божиим и в этом направлении. Однако, знакомство с марксистско-большевицкой идеологией окончательно убедило автора в той мысли, что больше того, что эта идеология противопоставляет христианству, противопоставить невозможно.

Сатана дает действительно «последний и решительный бой», как это поется в интернационале, и знает, что его песня спета и бешено злобствует от того, что ему мало осталось времени. Но и при всем этом, нет вовсе уверенности, что «свету конец» будет скоро; а если бы и был, то это христианам радостно; кроме того, христианской спасительной работы так много, что никакой паники у верующей души и быть не может: не все ли равно при каких обстоятельствах стяжать ему жизнь вечную — при обшей мировой катастрофе или пред лицом мирной личной кончины; помни дело своего спасения и спасение своих ближних.

В таких тонах автор вел беседы на эту тему во многих случаях, потому что у большинства, занятия апокалипсисом были делом любопытства, за которым и дело личного спасения забывалось. Особенно много «богословских» упражнений проделывалось, конечно, над числом имени зверя — 666. В славянском языке, как и в греческом и еврейском, буквы алфавита обозначают и цифры. Найти такое имя, цифровое значение букв которого составило бы сумму 666, и является задачей таких изысканий.

Так как святоотеческая древность нашла много разных собственных и нарицательных имен антихристу по этому методу и эти имена безусловно характеризуют антихриста, его дух и деятельность, то отрицать всякое значение за этим методом невозможно. Однако, слово Божие так глубоко и многогранно, что ограничивать исследования только этим методом значило бы искажать его. И нужно признать, что этот метод, в русских условиях, где он обозначил антихристом даже собственные имена главных вождей большевизма, не приносит удовлетворения. Конечно, он подогревает сопротивление сатанинской власти, но поверхностность его очевидна, и суть дела не раскрывается.

Как известно, Откровение св. Иоанна Богослова насыщено образами и понятиями, взятыми из ветхозаветных библейских книг. Откуда новозаветный пророк взял эту цифру для обозначения зверя? Прежде всего обратимся к свидетельству самого св. Иоанна. Он пишет: «И  о н (то есть, второй зверь или лжепророк при антихристе) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». (Откр. XIII, 16-18).

Цифра эта встречается в Библии только дважды и при определении одного и того же, это — число талантов золота годового дохода царя Соломона. Ежегодный доход его только золотом. Остальное, — серебро, драгоценные камни и другие ценности, — не подлежало никакому исчислению. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (III Цар. X, 14: II Пр. IX, 13).

Писатель Откровения, желая охарактеризовать сущность и могущество власти антихриста, невольно должен был вспомнить все величие земной власти царя Соломона и отмечает в этой власти всего только одну черту для описания сущности власти или подлинного имени зверя. Имя ему — золото. В этом — тайна, секрет и сила его власти и влияния.

Таким образом, основное правило толкования Священного Писания — поставление данного текста в связь с другими параллельными местами, которых для текста Откровения, в данном случае, нашлось всего два или, вернее, ОДНО,— дает нам уже важный результат. Далее, правило — взять место в контексте, в связи с предшествующим и последующим, — совершенно подтверждает такое понимание числа зверя. Сказано, что без этой печати, начертания имени зверя, «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать» (От. XIII, 17).

Естественно, что без обеспечения под золото, которое в руках власти, не возможны никакая покупка и продажа. Начертание показывает, что покупка или продажа известных запечатленных лиц обеспечена золотом, богатством известного другого лица, в счет которого сделка и совершается. Достаточно иметь начертание или имя или число имени зверя, чтобы ваша покупка или продажа считалась гарантированною, законною, достаточною и достойною доверия. Держатель всех ценностей и богатств — зверь; чтобы что-либо купить или продать нужно только его имя или число.

И недаром показано здесь именно число, как сущность имени антихриста. Число нужно для исчисления богатства. Чтобы определить богатство нужно число. Чтобы назвать что-либо богатством нужно представить его в числе. Число является духом, смыслом, сущностью или обозначением, именем антихриста. Исчислением чего-то определяется суть его влияния, обольщения, силы в мире. И лучше всего было указать этим числом на огромное богатство Соломона и этим определить душу и силу антихриста.

Богатство — сила антихриста, и оно противопоставлено Христу в книге Откровения в совершенном согласии с духом и смыслом всего Священного Писания. Евангелием, самим словом Христовым, мамона, богатство противопоставляется Богу, как сила борющаяся с Богом и заменяющая человеку Бога, могущая быть, но оценке человека, равною Богу. «Никто не может служить двум господам… не можете служить Богу и мамоне» (Мф. VI, 19-24). Или ваше сердце на небе, с Богом, в Котором полнота всякого богатства и совершенства, или ваше сердце на земле, в его манящих благах и богатствах. Что, как терние «заглушает слово» Божие «и оно бывает бесплодно»? «Забота века сего и обольщение богатства» (Мф. IV. 1-23). Что одно только заставило юношу, сохранившего заповеди Божии, отойти с печалью от Христа? Его большое имение, о котором Христос сказал: «продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. XIX, 16-30). По каким причинам отказывались званные прийти на вечерю Господню? Из-за богатств и благ земных: один озабочен купленною землею, другой — волами, третий женитьбою. (Лк. XIV, 16 — 24). Вот почему апостол сказал: «корень всех зол есть сребролюбие» (I Тм. VI, 6-10, 17 — 14), и подробно описывает как родится от него всякое зло.

Никола Пуссен. Пляски вокруг золотого тельца

Золото есть само богатство и символ, знак богатства. Оно кумир вселенной, предмет обожания и почитания. В его могущество крепко верят и с помощью его творят все, что хотят. Золото все покупает: руки, ум, совесть, душу и тело. Оно возбуждает самые низкие страсти, манит множеством наслаждений. Оно извращает правосудие, смеется над добродетелью, не признает истину, чуждо милосердию, гонит веру. Во времена же антихриста оно перестанет быть благом избранных, но будет обольстителем всех.

Обольщение богатством будет состоять в том, что, во-первых, оно будет считаться средством исцеления от всех зол жизни, и, во-вторых, в том, что власть над богатством будет провозглашена для всех. Будет считаться справедливым, чтобы то, что принадлежит некоторым, должно быть во власти всех. Таким образом власть будет властью над всем богатством. Возможно, что сами массы сосредоточат в руках одной власти, которую будут считать своею, все богатства, лишая их всех других людей и самой ничтожной части благ и себя самих, отдавая себя всецело на обеспечение этой власти.

Только в силу такого сосредоточения благ в одних руках и будет иметь значение для пропитания людей одно начертание или печать этой власти.

Но если Откровение прямо не называет зверя именем мамоны, богатства или золота, то потому, что в цифре этой есть большее значение, смысл ее шире.

Овладеть просто накопленным богатством недостаточно для тех, кто действительно хочет быть богатым. Важно не тратить только богатство, но и продолжать его накапливать. Для этого важно овладеть самою силою, источником, производящим богатства — человеческим трудом. Власть над трудом и есть подлинная власть над богатством и гарантия прочности богатства. В этом заключался и секрет богатства Соломона. Он обложил весь народ трудовой повинностью (III Цар. V, 13-15), десятки тысяч народа одновременно работало на строительных работах, и работы носили систематический и затяжной характер, так что по смерти Соломона народ просил его сына: «облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас» (III Цар. XII,4)…

…Хотя при истолковании числа зверя мы держались исключительно текста Священного Писания и сообразно с духом и смыслом Писания делали наши выводы, но очевидно, что направление наших мыслей для такого именно узрения смысла Писания давала нам подсоветская действительность. Богатство богатых оценено социализмом как всеисцеляющее средство в руках пролетариата, который, окрыляясь духом корыстолюбия, зависти и ненависти, грабит все и передает награбленное в руки власти, власть эта оказывается не властью пролетариата, а властью над самим пролетариатом закабаляющим его в тяжкий, подневольный и бесконечный труд. Сосредоточение всех богатств в одних руках и явилось социализмом, который на самом деле есть всего только государственный капитализм, и капитализм собравший и сгустивший в себе в тысячу крат все отрицательные стороны капитализма буржуазного: рабство, эксплуатацию, бесправие и нищету. Диктатура социалистической теории началась не только как печать на умах, но именно целое «начертание». Слово «начертание» наилучшим образом передает понятие теории, идеологии, систематического знания, которое воспето, как богиня — наука, абсолютно непогрешимая и имеющая единственное право на господство и власть. Таким образом, эта Власть, полагающая начертание в умах, может быть охарактеризована как власть знания над богатством и трудом человеческим. Эта власть ложного знания или социализма хорошо описывается цифрою, ибо статистика и бухгалтерия главная ось социализма, беспощадная к человеческой жизни и личности. Социализм и не учитывает человека, как живую свободную личность, которою только и строится все в мире, и думает насилием и закабалением умов победить и утвердиться. Но извратит совершенно и у всех образ Божий в человеке в образ зверя ему не удастся и в этом основание его конечной погибели.

1938 г.

На анонсе: Золотой телец. Картина Джеймса Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

11 Responses to Протопресвитер Михаил Польский. ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *