В этом и следующем году празднуется 110 лет иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) — соответственно видению и написанию Образа. Можно сказать, что образ этот не столь известен, по сравнению с другими каноническими Богородичными, однако факты новейших времен говорят, что почитание Порт-Артурской иконы ширится и ширится, охватывая не только Приморье и Приамурье, но и европейскую часть Православного мира.
Акафист Пресвятой Богородице в честь этой иконы гласит: «Покровом Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския», а также «избавляющую нас от хинских нашествий», однако народ русский верит, что защитительный Богородичный омофор укрывает всю Русь — от Дальневосточья до Западных пределов. Новейшая духовная жизнь свидетельствует, что и православная Сербия видит себя под этим Покровом; образ иконы Порт-Артурской почитаем и там.
В календаре нашей Церкви упоминается более двух с половиной сотен чтимых и чудотворных икон Богородицы, а всего насчитывают уже близко к 900 наименований Её икон. Порт-Артурская икона промыслительно вернулась к русскому человеку через 100 лет после ее написания. Наша Церковь, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, объявила 16/29 августа днем общецерковного почитания иконы «Порт-Артурской» (празднуется с 2009 г.). Символично, что это один из двух дней празднования образу Божией Матери Феодоровской (1239), как мы помним, судьбоносному для нашей державы.
В чем тут дело? Быть может, следует согласиться с ревнителем памяти этого Богородичного иконографического канона, жителем Кургана Николаем Павловым, собравшим за десятилетие, похоже, всю возможную информацию об истории этого образа, об известных списках. Н. Павлов считает Порт-Артурскую метафизически знаковой, даже среди прославленных Богородичных образов русского патриотического круга, связанных с Первой мировой войной и последовавшим Октябрьским переворотом 1917-го — Державной, Августовской, явленных при царствовании Государя-страстотерпца Николая II. Исследователь приводит даже реплику гонителя Русского Православия, если не сказать, главного русского беса, Ульянова-Ленина, который в своей статье 1905 года «Падение Порт-Артура» полагал, что капитуляция русского форпоста на Дальнем Востоке стала прологом падения Российской Империи. В самом деле, об этой вехе русской истории следует поразмыслить и в этом ключе. К тому же, провиденциальность явления русских Богородичных икон очевидна.
Нам следует понимать, что воспоследовавшие трагические события русской истории были, в том числе, или в первую очередь, следствием неисполнения прямых указаний Богородицы.
Об этом образе писали наши исследователи. Отметим, прежде всего, работу «Сказание о Порт-Артурской Иконе Божией Матери “Торжество Пресвятой Богородицы”» протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Иоанно-Богословского храма Леушинского подворья Санкт-Петербурга, выпущенную Леушинским подворьем в 2004 г., к столетию Русско-Японской войны. В этом есть и историческая логика, поскольку в Питере было еще до революции сделано несколько списков образа.
Порт-Артурская икона Божией Матери — редкий, новый иконографический тип. Искусствоведы находят в нем сходство с сюжетом западной живописи «Плат Вероники». Стиль письма западные искусствоведы относят к типу «Русская романтическая иконопись конца ХIХ — начала ХХ века». Помним, что одним из представителей этого направления был великий В.М. Васнецов, создавший много памятных нам картин о русской истории, расписавший немало русских храмов.
Мне были и личные знаки. Уже после просьб Н. Павлова изучить вопрос и активных действий в этом направлении энергичного доброхота-энтузиаста Дмитрия Тростникова я оказался в качестве члена жюри Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» в Хабаровске; сразу по прибытии мы отправились на молебен в честь начала фестиваля в кафедральный Преображенский собор, молебен правил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. И первая икона, к которой я подошел в соборе, оказалась «Порт-Артурская». Через три дня ко мне в Хабаровск приехал повидаться из Владивостока мой друг, поэт и богослов Юрий Кабанков; и удивительно: он привез мне в подарок Порт-Артурскую иконку.
Н. Павлов в качестве одного из первых примеров списков приводит «громадный харьковский гобелен 2,2 х 3,8 м», который находится в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» на Лысой горе. Храм этот был построен Саровскими мастерами и не прекращал служб ни во время фашистской оккупации, ни в «еще более трудные мирные годы». Быть может, из-за мастеров эту церковь иногда еще называли Серафимовской. Краснокирпичная, построена она была в 1898—1912 гг. на средства купца 1-й гильдии, мецената К. Уткина, и на выделенной им земле, по проекту архитектора В. Немкина, завершал строительство архитектор В. Покровский. В этом храме во времена гонений на Церковь служил Харьковский и Богодуховский архиепископ Александр (Петровский; +1940), ныне прославленный как новомученик.
Некоторые ревнители Порт-Артурской иконы указывают, что харьковский список известен с 1904 г., то есть фактически с самого появления образа в русской духовной истории.
Чтобы выяснить, так ли это, нам, харьковчанам, — Д. Тростникову и автору этой статьи, — пришлось провести небольшое расследование, для чего мы побеседовали с тремя священниками, в разное время служившими в этом храме, и с художником, осуществившим эту работу. Мы организовали и фотосъемку святыни, за что благодарим настоятеля храма протоиерея Михаила Богачёва, а также известного харьковского деятеля русского движения Г. Макарова и фотографа С. Кочетова.
Мы поговорили с протоиереем Петром Василашку, коему 24 августа с.г., то есть вблизи праздника Порт-Артурской иконы, исполняется 80 лет, и с нынешним настоятелем. Наиболее подробно рассказал о создании иконы протоиерей Михаил Колодько, который и задумал, и организовал написание Порт-Артурской иконы в харьковском храме. Сам ездил в Москву, искал у коллег первоисточники, пытался в меру сил анализировать иконографию, потом обеспечивал иконописцев материалами. Почему именно «Порт-Артурская»? Батюшка считает, что так случилось промыслительно. Изначально у него была мысль написать в храме несколько канонических Богородичных образов. А начал вот — с Порт-Артурской. К слову, имеется в храме также привезенная с Афона икона «Скоропослушница».
Точней детали дела прояснил художник Виктор Верховод, выпускник архитектурного факультета ХИСИ (ныне Харьковский национальный университет строительства и архитектуры): икона Божией Матери Порт-Артурской написана в харьковском Казанском храме в июне-июле 2000 г. на холсте, наклеенном на западную стену внутри храма, слева от входа. Эта работа не была случайной. По свидетельству мастера, после написания образов для Казанского храма жизнь у него переменилась. Он полностью посвятил себя храмовой росписи. В частности, В.В. Верховод вместе с Л.Я. Марьенко, В.А. Мушик, Л.М. Золотарёвым, Е.Н. Борисовой осуществил с 2003 по 2008 гг. обновление росписи подкупольного пространства в харьковской Трёхсвятительской церкви на Заиковке, именуемой в народе еще как Гольберговская (в честь купеческой семьи, построившей храм). В чем-то стилистика письма Трехсвятительского храма напоминает васнецовские работы в знаменитом Владимирском храме Киева, построенном к 900-летию Крещения Руси.
В год 1025-летия русского Крещения напомним, что Владимирский храм в Киеве строился за счет пожертвований, собиравшихся со всей Российской Империи.
Сегодня он, увы, пока что захвачен раскольниками.
Отца Михаила Колодько харьковчане знают еще и по тому факту, что он первым в Харькове, 16 июля 2001 г., за всенощным бдением провел службу Святым Царственным страстотерпцам, которая продолжилась литургией, акафистом и молебном 17-го июля. СМИ сообщали, что «отец Михаил безбоязненно откликнулся на просьбу прихожан, чего не сделали другие священники, сославшиеся на отсутствие распоряжения из епархии». Примечательно, что текст для службы был взят на сайте «Русская линия». Именно тогда, теми же мастерами был написан в Казанском храме и вышеупомянутый образ Царственных страстотерпцев, всей семьи — в той же технике, что и Порт-Артурская икона, такого же размера, но размещенный на южной внутренней стене храма, рядом с настенным образом Богородицы Казанской.
А история Порт-Артурской иконы вкратце такова. В 1903 г. было видение Богородицы некоему человеку. «Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше в видении некоего человека и подвигни е к собиранию средств для написания Ея Пречистаго образа» — речет акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской). Одни источники называют имя отставного матроса Федора, другие фиксируются на человеке по имени Лев Ефимович Катанский. Это был ветеран Крымской войны, проживавший в местечке Бричаны Бессарабии,коллежский асессор, писатель, публицист, редактор «Русского знамени», автор гимна Союза Русского Народа (скончался в 1917 г.). Божия Матерь явилась во сне бывшему воину и повелела написать Образ и отправить в крепость Порт-Артур, обещая Свое покровительство и победу русскому воинству по прибытии иконы на место назначения.
Избранный человек 11 декабря 1903 г. прибыл к старцам Киево-Печерской Лавры, чтобы получить возможные пояснения. Однако ясность появилась лишь в январе/феврале 1904 г., через два месяца, — когда японцы осуществили атаку Порт-Артура.
Тысячи киевских богомольцев и притекавших паломников жертвовали на икону: примечательно, что больше 5 коп. ни с кого не брали. А уже в марте1904 г., то есть фактически через месяц-полтора, киевский иконописец Павел Федорович Штронда, чья мастерская располагалась у знаменитого Андреевского спуска, на котором неподалеку, кстати, жил тогда 12-летний М. Булгаков, исполнил икону в соответствии с описанием сновидца: Богородица, стоит на фоне морского залива на сломанных мечах, держит в руках плат с Ликом Спаса Нерукотворенного. Над Богородицей — Царский венец, который держат ангелы, а еще выше, на облаках, — Господь Саваоф. Справа и слева — архистратиги Михаил и Гавриил. Надо всем выведена надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 16, 10). По периметру иконы эмалированной вязью была сделана гравировка: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Первое и единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала Порт-Артурской иконы из журнала «Русский паломник» (№ 21 за 1904 г.) было с большими трудностями приобретено Н. Павловым у Государственной публичной исторической библиотеки в Москве в 2011 г.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна распорядилась доставить Икону образа «Торжество Пресвятой Богородицы» на Дальний Восток. Народ сразу же стал называть икону «Порт-Артурской». (Были и другие, замечательные, названия: «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная» и «Неодержанная победа»).
Атаман Сумского казачьего полка Сергей Кондратенко вспоминал о своем знаменитом предке, генерал-лейтенантеРомане Исидоровиче Кондратенко, герое обороны Порт-Артура: «Интересный факт, судьба генерала Кондратенко связана с судьбой чудотворной иконы Божией Матери “Порт-Артурская”.
Генерал Кондратенко знал о Порт-Артурской иконе, очень ждал ее, всячески содействовал прибытию в крепость. Но искусственные бюрократические проволочки задержали прибытие. Многие чиновники по месяцу держали икону в своих домах, мечтая о чудесах для себя лично. Когда святыня прибыла во Владивосток — генерал погиб.
Потом о ней забыли. Она так и не дошла до крепости Порт-Артур. Люди ослушались слов Божией Матери…»
Икона не попала к месту назначения, несмотря и на содействие «всероссийского батюшки» Иоанна Сергиева (святой праведный Иоанн Кронштадский), который благословил отставного ротмистра лейб-гвардии Уланского полка, на тот момент 50-летнего канцеляриста Николая Николаевича Федорова, доставить Порт-Артурскую икону в крепость. Порт-Артур пал.
Свидетельствуют, что Н.Н. Федоров вернул икону в действующую армию генерала Куропаткина (однако в армии не был устроен достойный Её величия прием), а затем во Владивосток. Можно делать выводы: столица Приморья, практически безоружная и неукрепленная, не пострадала.
После русско-японской войны Порт-Артурская икона находилась в Успенском кафедральном соборе Владивостока, который в 1930 г. был закрыт, а в 1938-м взорван. О дальнейшей судьбе оригинала неизвестно. В 1998 г. Порт-Артурская икона была привезена во Владивосток, шла дискуссия о том, не оригинал ли это. Исследователь иконы Н. Павлов, по его словам, убедил владивостокцев в том, что это копия 1904 г., написанная в Санкт-Петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Сегодня обозначился новый всплеск духовного интереса русских православных к Порт-Артурскому Образу.
Отреставрирован частными лицами мемориал в Порт-Артуре (называют сумму затрат в 13,5 млн. долларов). Списки иконы мы встречаем теперь во многих соборах, включая храм Христа Спасителя в Москве. Более того, построены новые храмы в честь этого Образа: во Владивостоке, в Кургане. Сообщается о текущем строительстве таковых в поселке Хасан в Приморье, в Екатеринбурге, в поселке Бабино Ленинградской области. Близ Хабаровска, в Приамурье, установлена мозаичная Порт-Артурская икона работы Г. Павлишина — на самой границе с Китаем. Под этим Образом наши военные корабли ходят Северным морским путем.
Из новейших событий: 16 июля с. г. храму «Во имя Торжества Пресвятой Богородицы, в честь иконы Ее, именуемой «Порт-Артурская» в Кургане семья Пьянковых пожертвовала Порт-Артурскую икону дореволюционного письма. Икону привезла в Курган Нина Геннадиевна Пьянкова, в семье которой святыня хранилась несколько поколений. От железнодорожного вокзала святыня, прибывшая в 3 часа ночи, сквозь дождь была пронесена в храм Крестным ходом.
Активно участвовавший в новейшей судьбе этого списка все тот же курганский доброхот Н. Павлов так комментирует событие: «Это можно назвать небольшой сенсацией, сейчас в России известно восемь списков Порт-Артурской иконы дореволюционного письма. Из этих восьми списков, приобретенный нами — это третий, на мой взгляд, сделанный с оригинала. Подтвердить это может только искусствоведческая экспертиза. Но для верующих важно само наличие иконы». Одним из условий пожертвования стала обязательная реставрация иконы, прошедшей за столетие путь Санкт-Петербург — Великий Новгород — г. Реж Свердловской области — Краснодар — Курган, и скоро мастера и искусствоведы Урала смогут приступить к работе.
Еще раз задумаемся: образ «Торжество Пресвятой Богородицы» словно закольцовывает (и сегодня!) духовным присутствием, особой скрепой, все земли Российской Империи.
Мы назвали лишь Бессарабию, Киев, Санкт-Петербург, Москву, собственно Порт-Артур, Владивосток, Хабаровск, Екатеринбург, Курган, Харьков.
Урок в истории этой Иконы еще и в том, что за небрежение, за невнимание к небесным указаниям плата для России слишком высока. И 110 лет назад, и весь последовавший век. И сегодняшняя ситуация в нашем Отечестве весьма тревожна.
В кондаке 12-м Акафиста поется: «Икона Твоя благодати причастная, яко сокровище драгоценное Церкве Христовы от Тебе, Богородице, подадеся, в ней бо обещалася еси пребывати с нами до скончания века, рекши к первописанней иконе Твоей: с нею Моя благодать и сила! Веруем, Пречистая, яко не оскудеет глагол сей и во иконе Твоей “Порт-Артурской”, на всяцем месте и зде с нами пребываеши, идеже верно поется Сыну Твоему и Богу хвалебная песнь: Аллилуиа!».
Станислав Минаков
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Генерал Кондратенко — забытый герой Российской империи | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Убийство чудотворной иконы | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 110 лет назад, 5 января 1905 года, после 329 дней обороны капитулировала крепость Порт-Артур | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Преображение России и Собор на берегу Тихого океана | Церковь Успения Богородицы