Сегодня исполняется 60 лет со дня кончины видного русского публициста Ивана Лукьяновича Солоневича, скончавшегося в 1953 году.
Иван Солоневич по своим воззрениям был сторонником самодержавной монархии (отличной от абсолютной и конституционной монархией западного образца).
Этому вопросу посвящён основной труд Солоневича «Народная монархия», где он чётко разграничивает абсолютизм и самодержавие. Его становление как автора происходило под влиянием таких монархических идеологов, как Л. А. Тихомирова, М. О. Меньшикова и В. В. Розанова. Он был убеждён, что народная монархия есть единственная форма государственного устройства, подходящая для России.
Он родился 1 ноября 1891 г. в Гродно. Отец его был публицистом, а дед священником. До революции Солоневич был журналистом, сотрудничал в «Новом времени», учился на юридическом факультете Петербургского университета, был одним из организаторов спортивного движения. Во время Гражданской войны помогал белым, его брат погиб сражаясь в рядах армии Врангеля. Сам Солоневич заболел тифом и остался в Советской России, жил в Одессе, затем в Москве, был спортивным инструктором. В 1934 г. бежал в Финляндию вместе с братом и сыном, жена выехала по фиктивным документам в 1932 г. За рубежом Солоневич опубликовал книгу «Россия в концлагере», сделавшую его знаменитым. С 1936 г. он издавал в Болгарии газету «Голос России», вокруг которой начал создавать организацию народно-монархического направления. В 1938 г. в редакции прогремел взрыв, в результате которого погибла жена Солоневича и секретарь редакции, газету пришлось закрыть. Солоневич перебрался в Германию, организовал в Софии выпуск нового издания «Наша газета», где начал публиковать свою книгу «Белая Империя». Однако главным трудом Ивана Лукьяновича стала книга «Народная монархия», которую он опубликовал во время Второй мировой войны и в которой изложил свое учение о монархии. После войны Солоневич оказался в английской зоне оккупации, в 1948 г. перебрался в Аргентину, где организовал выпуск новой газеты «Наша страна», ставшей заметным явлением в русской эмиграции. В 1950 г. правительство Аргентины выслало Солоневича в Уругвай, где он и скончался.
Высказать мнение о значении творчества И.Л.Солоневича мы попросили известного петербургского философа и политолога, доктора философских наук Сергея Викторовича Лебедева.
Иван Лукьянович Солоневич — видный русский философ. Почему-то у нас считается, что философ — это лишь тот, кто излагает свои мысли философическим языком. Но это не так. То, что Солоневич писал простым и ясным языком, — это его плюс, тем более, что он и не сочинял сложных трактатов. Работа «Народная монархия» — это публицистика, историческая тема, изложенная на доступном уровне. В значительной степени наша русская литература есть философская. Ф.М.Достоевский — это литературный философ. Такие сложные личности, как Владимир Соловьев, также отдали серьезную дань публицистике.
Солоневича заново открыли за последние 20 лет. Когда он жил в эмиграции, то представлял всего лишь небольшую группу своих единомышленников, если там его работы и читали, то относились к ним в большей степени отрицательно. В нашей стране это имя было большинству просто неизвестно. Но мне кажется, что настоящее открытие Солоневича ещё предстоит сделать. Биография у него очень интересная, она читается как приключенческий роман, что только добавляет этому человеку шарма и интереса к его личности. Солоневич оказался в конфликте с большинством в эмиграции. Он создатель уникального философского осмысления русской истории. Говоря о его вкладе в русскую мысль, надо обратиться к его главному труду «Народная монархия» — это работа о сути русской истории. Русская монархия отличалась от аналогичного политического устройства в других странах. В России не было связи абсолютизма и дворянства, монархия действительно в значительной степени носила народный характер, надклассовый. В России сословия между собой отличались не правами, а способом несения государевой службы. Об этом говорили и славянофилы, и Ключевский, но Солоневич смог это изложить просто и доходчиво. В этом плане он самая яркая личность из монархистов-теоретиков, которые сложились в значительной степени уже после падения самой монархии.
Надо отметить, что у Солоневича, как и у любого мыслителя, можно найти некоторые нестыковки и невольные допущения. Например, он так и не знал, как же все-таки в России может быть восстановлена монархия. Высказываясь о том, что Наполеон привел союзников в Париж, а Сталин — в Москву, он считал, хотя и не хотел этого, что коммунизм будет разгромлен западными демократиями. Тем не менее, какой-то внятной перспективы он не видел. Русская эмиграция его не признавала, в Советской России о нем практически не знали. Во время Перестройки стали перепечатывать аргентинскую газету «Наша страна», публиковать первые статьи и заметки Солоневича, вот тогда о нем заговорили. Тем не менее, пока его знают только как ядовитого публициста, хотя уже есть диссертации на тему его творчества. Полагаю, что он станет самым известным из неомонархистов. Некоторые его взгляды на русскую историю уже широко используют даже те, кто не являются сторонниками монархии, хотя допускаю, что Ключевского им просто было недосуг почитать.
Предстоит не только издать все сочинения Солоневича, но и изучить его как мыслителя. Лет 20 назад не только простые обыватели, но и многие специалисты не знали имя Константина Леонтьева, сегодня без его работ нигде не обходятся. Солоневич, полагаю, также будет открыт широким кругам в самое ближайшее время. Можно спорить, прав он был или нет, подметив определенные особенности, рассуждать о движении штабс-капитанов, ошибался ли Солоневич, пытаясь повлиять на нацистскую Германию. Но к его чести надо отметить, что он не был из тех предателей, которые с началом войны начали строить из себя «борцов со сталинизмом». Солоневич, несмотря на свой короткий «роман» с верхушкой Третьего рейха, занял патриотическую позицию, что говорит о его человеческих качествах.
Солоневич — это глыба как публицист, философ, писатель. Среди мыслителей ХХ века он, несомненно, войдет в число наиболее известных фигур.
«Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы для русской государственности, русской национальности, русской культуры… Политической организацией Русского народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в его целом было Самодержавие… Царь есть прежде всего общественное равновесие. При нарушении этого равновесия промышленники создадут плутократию, военные — милитаризм, духовные — клерикализм, а интеллигенция — любой «изм», какой только будет в книжной моде в данный исторический момент».
Find more like this: НОВОСТИ
Уведомление: Конституция – не Священное Писание, а технический документ для функционирования государственной машины | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Антимонархизм в России обречен на поражение | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 24 апреля — день памяти выдающегося теоретика монархизма, русского мыслителя и публициста И.Л.Солоневича | Церковь Успения Богородицы