20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан – человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.
Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи.
Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшетвенники Диоклетиана – Декий, отчасти Траян.
Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».
Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.
До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан – оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.
До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.
Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.
Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.
Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана – ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил». Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.
Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».
Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.
Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.
Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет». Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.
Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».
Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
Андрей ЗАЙЦЕВ
Find more like this: НОВОСТИ
Уведомление: Диоклетиан и Сталин: близнецы-братья | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 1700 лет свободы Церкви: как был принят Миланский эдикт | Церковь Успения Богородицы