Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что — пустое. А философия не пустое.
Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере.
Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца — особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». — Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух — одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого — это троичность Бога.
Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух — вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог — Троица.
И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую — на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65-67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин — апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.
Хотелось бы не просто пересказать их еще раз, а немного поразмышлять над ними, ощутить их своеобразие, их новизну и традиционность. Ведь это жемчужины церковной мудрости, истоки святоотеческой мысли. Да, мы у истоков патристики!
В «Первой апологии» Иустин описывает литургию, как она служилась в его дни — примерно в 150 году. Нелегкое было время: Церковь переживала гонения, собрания христиан происходили нелегально, по катакомбам, в подполье. А нелегальные собрания всегда внушают властям подозрения. Зачем христиане собираются? Кому и как они служат? Перед ранними христианскими апологетами стояла трудная задача — объяснить, что христианский образ жизни не дает повода к обвинениям; вера и богослужение Церкви Христовой плохо понимаются в обществе, отсюда кривотолки и наветы.
Что же пишет святой Иустин о литургии? На общем собрании верующих присутствует предстоятель (епископ или священник), диаконы, чтецы. Собирается Церковь в воскресение (день солнца), потому что Спаситель воскрес в этот день — на смену погибельной тьме пришел Свет. Сначала на воскресной службе звучат чтения из ветхозаветных пророков, из Евангелия. Предстоятель говорит проповедь, увещает подражать высокому и благородному примеру жизни, который дает нам Священное Писание. Верующие молятся стоя, приветствуют друг друга святым лобзанием.
И мы в XXI веке видим в храме те же священнодействия. Службу у нас ведет епископ или священник, ему помогает диакон. Чтец на часах возглашает стихи из псалмов, на литургии — из Апостола. Затем звучит Евангелие. Батюшка выходит на амвон и перед всеми собравшимися толкует слова Священного Писания. Мало слышать благую весть от Бога, надо хорошенько ее понять, принять внутрь, сделать руководством к действию, жить по слову Божию. Вот для чего служит проповедь. После проповеди и молитв духовенство в алтаре приветствует друг друга лобзанием: «Христос посреде нас!»
А дальше на литургии мы видим великий вход, поется Херувимская песнь, затем молитвы и Евхаристический канон. Во II веке Иустин пишет о том же моменте немного иначе: приносится хлеб и вино («артос просферете ке инос»;этот момент соответствует современной проскомидии и великому входу), предстоятель воссылает благодарения, народ выражает свое согласие словом «Аминь». Христос взял хлеб и вино, благодарил и заповедал ученикам: «Это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое… это есть кровь Моя». За все получаемые нами благодеяния народ прославляет Создателя через Сына Его Иисуса Христа и через Духа Святого.
И в наши дни батюшка на весь храм возглашает заповедь Христа о Его Теле и Крови. Народ в это время безмолвно молится. А хор от имени всего народа отвечает: «Аминь». «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Не забыли мы Христа, не утратили с Ним духовной связи. Так было, есть и пусть будет всегда.
Для чего христиане собираются вместе, что рассказывает святой Иустин? За литургией Церковь совершает святое воспоминание о крестном подвиге Господа. Христиане собираются, чтобы таинственным образом приобщаться вина и хлеба, над которым совершено благодарение («металавеин апо ту эвхаристифентос арту»). Это духовная пища. Ее принимают не как обыкновенный (кинон) хлеб или обыкновенное питье. Нет. Духовная пища — это Тело и Кровь Христа. Причащаясь духовной пищи, крещеный человек соединяется с Самим Христом.
Сильное свидетельство дает Иустин о таинстве Евхаристии. Он умеет увидеть не только видимую сторону службы, но и то невидимое действие, которое и составляет суть происходящего. Для постороннего взгляда хлеб и вино на литургии ничем не отличаются от повседневной пищи. Святой Иустин знает по опыту: на литургии обыкновенный хлеб и вино становятся необыкновенными, немирскими, необщедоступными. Они делаются Телом и Кровью Христа. Крещеные люди, живущие по заповедям Христа, причащаются Ему. Они соединяются с человеческой природой Христа и, значит, с Его Божеством тоже. Если обыкновенная пища подкрепляет наши физические силы, то пища духовная дает больше — мы укрепляемся в Христе, одухотворяемся душой и телом.
Говоря о разнообразных приношениях на службу, Иустин Философ не забывает сказать и о тех, что предназначены специально для нуждающихся. Для сирот и вдов, для больных. Упомянув об этом однажды, он снова повторяет про заботы христиан о нуждающихся. Почему так? Не только для того, чтобы язычники познакомились с проявлениями вполне естественной человечности у христиан. Благотворительные сборы в церковной общине приурочены к богослужению, как бы вплетены в само последование Божественной службы. На службе издревле верующие собирают добровольные пожертвования. Так христиане проявляют любовь к ближнему и к Богу. Делом, не только на словах. От любви к Богу становится сильнее и любовь к ближнему. От общения с Богом становится крепче единство всех христиан: бедных и состоятельных, простых и ученых, эллинов и иудеев. Церковь объединяет самых разных людей между собой, она вводит их в общение с Великим Богом. Всеохватна литургия!
Когда перелистываешь «Апологию» Иустина Мученика, читаешь его вдохновенные строки о литургии, становится по-особому удивительно: прикасаешься к живому, величественному и непреодолимому свидетельству веков, тысячелетий. Как много времени прошло, а православная литургия осталась во всех главных чертах той же. Подумать только. Ни от чего не отказалась Церковь. Все переданное Христом блюдет единая апостольская Церковь до сих пор. Все, что необходимо человеку, в ней есть.
Диакон Павел Сержантов
Find more like this: АНАЛИТИКА