Свой знаменитый художественный шедевр «Избиение младенцев» Питер Брейгель Старший создал в период 1565-1567 годов. Повсеместно на всех планах картины мы видим самое страшное, что может случиться – вооруженные люди вламываются в дома жителей, отбирают и убивают младенцев.
Благодаря своему едкому, саркастическому уму, сердцу, чуткому к страданиям родины, Брейгель передал в картине страдания своего народа под властью Испании. Для того, чтобы выразить свое сочувствие к погибшим, к обездоленным, он вспоминает библейскую легенду о царе Ироде, который приказал убить всех младенцев, родившихся в Вифлееме в одно время с Христом и тем самым избавиться от него. Брейгель перенес эту легенду в своё время.
На картине “Избиение младенцев” ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты, ландскнехты-наёмники, которые совершали карательные рейды в Испанских Нидерландах по приказу Фернандо Альвареса де Толедо Альбы. В центре показан отряд воинов, непосредственно не участвующих в избиении, они наблюдают за исполнением приказа, человек в чёрном во главе этого отряда очень напоминает герцога Альбу; это значит, что короля Филиппа II художник сравнивает с царём Иродом. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.
Питер Брейгель написал это полотно в Брюсселе. В те годы на нидерландской земле царило бесчинство и произвол со стороны испанской армии. Они учиняли разгромы, убивали людей, не щадили младенцев. Художник был сильно потрясён военными событиями в стране и очень переживал за судьбу своего народа. Он создал эту картину в период революционных восстаний нидерландцев с испанским католицизмом и феодализмом.
Картина очень тяжёлая для созерцания. Художник творил её, скрепя душу и сердце. Несколько раз он останавливался, бросая работу, но благодаря терпению и силе воли довёл свой ценный труд до конца. Он обладал колоссальной работоспособностью. В пространстве многофигурной композиции много тревожного, красного цвета — цвета крови, цвета красных мундиров.
На картине изображена голландская деревня зимой. Её осадили вооружённые люди, солдаты-наёмники, занимающиеся мародёрством, грабежом и разбоем. Они совершали карательные действия на мирных жителей по приказу герцога и военачальника Альбы. Этот террор бесчеловечен. Солдаты жестоко расправлялись с младенцами.
Вдали видны всадники с оружием в кольчугах на конях. Отряд возглавляет человек в чёрной одежде, герцог Альба. Они ворвались в деревню, чтобы истребить младенцев. Впереди яма, наполненная ледяной водой. Изуверы собираются бросать туда маленьких детей. Справа и слева на картине солдаты врываются в дома, ищут младенцев и закалывают их штыками. Матери падают без сознания на землю. У стены дома женщина в полуобморочном состоянии в окружении односельчанок, которые хотят ей помочь.
В центре композиции несколько тяжёлых эпизодов. Солдат уже схватил несчастного младенца и держит его одной рукой. Беспомощный ребёнок висит над землёй. Отец, вероятно, предлагает оруженосцу обменять младенца – сына на дочь. Военным нужны только мальчики. Девочка всё понимает и оттаскивает отца от солдата. Мать стоит рядом с разведёнными руками. Она умоляет о пощаде, потрясённая происходящим. В другом эпизоде за женщиной гонятся всадник с псом и воин с мечом. Они хотят, чтобы она рассказала, где спрятала ребёнка. В третьем сюжете мать рыдает над убитым младенцем. Её горе велико и безутешно.
Трое мужчин едут на конях, возвращаясь с охоты. Местный житель умоляет их заступиться за односельчан. Один из воинов спокойно беседует с людьми, разъясняя им тактику поведения солдат.
Весь трагизм ситуации художник передал изображением всадников, которые перекрыли все пути отхода и тем самым заманили детей и их матерей в капкан. Яма, наполненная ледяной водой, пути отхода, перекрытые всадниками, окружение со всех сторон мечниками символизирует собой неизбежность гибели и обреченность.
За отсутствие явных признаков тождества с Евангельским сюжетом, картину длительное время называли — «Нападение на деревню». Известный критик XVI века, Карел ван Мандер, отзывался об этой работе, как о «передающей очень живо сцены, где крестьянская семья молит о пощаде солдата, который убивает их ребенка и матерях, обезумевших от горести утраты». Художник правдиво изобразил жестокую, бесчеловечную реальность.
Find more like this: АНАЛИТИКА