Что такое лжедуховность, рассказывает протоиерей Игорь Рябко.
Самое сложное в наше время – обрести понимание сути спасения. Человек приходит из неведомого и после смерти снова уходит в бесконечность. Там, в благодати Неба, и есть наша Родина, наша исконная Жизнь, освященная незаходимым светом Единого Бога – Пресвятой Троицы.
Тяжелее всего человеку оторваться от привычной ему повседневной суеты. Если бы мы могли со стороны увидеть сколько времени и внимания мы уделяем тому, от чего на самом деле можно спокойно отказаться. Мы читаем, смотрим, анализируем то, что к нашей жизни, здесь и сейчас, не имеет никакого отношения. Бывает так, что человек в начале поста решится отказаться от новостей, интернета и других отвлекающих от молитвы и богомыслия факторов, но надолго ли?
Тот, кто выходит из трясины суеты для того, чтобы потом к ней снова вернуться, похож на воробья, привязанного ниткой за лапку, – взлететь он может, а улететь нет.
Правило мудрой жизни
Бессмысленное существование – это маскарад, а не жизнь. Если человек считает себя православным, но при этом гневается так, что готов разорвать своего ближнего, или обижается, нося в себе непримиримую гордость, то на нем только маска Православия и к Евангелию он не имеет ни малейшего отношения. Каждый день нужно задавать себе одни и те же вопросы: «Что сегодня я сделал для своего спасения?», «Трудился ли я над очищением своего сердца?», «Был ли внимателен к своему внутреннему человеку?» Каждый день, не дожидаясь лучших времен.
Ловушка ожидания в том и заключается, что мы ждем, когда в неопределённом для нас будущем у нас начнётся новая жизнь. Но при этом не замечаем, как у нас прямо из-под носа крадут нашу собственную жизнь.
Рассчитывая на благоприятное время, мы не подозреваем, что оно у нас закончится именно тогда, когда мы на него больше всего рассчитывали. Правило мудрой жизни очень простое: не уверен – не делай, уверен – делай решительно и без промедления.
Павел Яковлев «В тихой обители», 1892 г.
Отличие мужества от наглости
Для стяжания духовной свободы требуется великое мужество. Но современный человек мужество променял на наглость. Наглость – это презрение к свободе другого человека. Наглым быть легко, такой человек похож на ворону, только питается он падалью грязных отношений к людям.
Мужественным может быть лишь по-детски кроткий и смиренный ум, стяжавший благодать и получивший в дар Небо. Люди злы, потому что не замечают зло в самих себе, подозревая его только в других. Смиренный видит все наоборот. В себе он видит зло, а других людей, как ангелов.
Зло больше всего на свете боится того, что его самого перестанут бояться. Когда мы перестаем его бояться, зло теряет над нами свою силу и становится беспомощным.
Чувство страха дано христианину лишь для одного – чтобы он боялся оскорбить любовь Бога и утратить благодать, которая собирается с таким трудом.
Болезнь «неусвояемости» духовной литературы
Благодать более всего теряется от превозношения. Человек, который, получив милость Божию, начинает думать о себе высоко, похож на солдата, который высовывает голову из окопа во время шквального обстрела.
Наше время характерно обилием множества духовных книг и полезных поучений. Такой переизбыток порождает тяжкий недуг «не усвояемости» духовной литературы. Читая умом одну страницу за другой, мы не успеваем ее обдумывать и впитывать своим сердцем. Для этого нужно время и достаточная сила разумения.
Лучше взять хотя бы одно наставление и не спеша его осознать, вникнуть душой в его внутренний подлинный смысл, из которого можно почерпнуть больше пользы, чем от всей, наспех прочитанной, книги.
Человек, медленно и глубоко погружающийся в сладость молитвы, богослужения, духовной литературы, чаще удостаивается милости Божией, чем сметливые, но неглубокие души, скользящие по поверхности духовной жизни. Тот, кто хочет постичь как можно больше и быстрее, постигает мало или вообще не постигает ничего, потому что внутри уже преисполнен превозношения и самомнения. А тот, кто ищет хотя бы крохи благодати, может обрести всю ее полноту, так как смирился под мудрую руку Божию.
Господь Себя открывает простым младенцам и скрывается от «мудрецов». Кто читает Евангелие, не сделав его своей жизнью, никогда не постигнет сути Христовых заповедей. Зато тот, кто отдает Богу все свое сердце, наполняется Евангельским духом и преображается благодатью святости.
Исцеление слепого, Джеймс Тиссо (фрагмент)
Обретение покоя в духе
Покой и отдых души в Духе Святом начинается там, где останавливается мельница помыслов. Наши мысли, воображение, фантазии, страхи не дают нам покоя ни днем, ни ночью.
Останавливаются они только тогда, когда в душу вселяется Христос.
Когда в сердце утихают бурления и переживания, в нем воцаряется благодать и покой. Тогда бесам там нечего делать, потому что они больше всего этого покоя в Духе боятся.
Борьба с помыслами в начале духовной жизни и пребывание в благодати и покое сердца, очищенного Духом Святым, в конце, происходит на одном поле битвы – нашем сознании.
Человек, получивший единство с Богом, внешне ничем не отличается от других людей, но его преображенное сердце живет в непознаваемом для них мире. Ни мирская радость, ни мирская печаль глубоко не затрагивает безмятежных глубин такой души, потому что в ней живет иная радость. Та, которая не от мира сего, радость, дарованная Христом.
Неринга Моргунова, “Пасха”, 2005 г.
Лжедуховность не приведет на небо
Цель любой духовной практики всегда одна – совершенное соединение души с Отцом через Христа во Святом Духе и утверждение ее в Единой Нераздельной Троице навеки.
Иисусова молитва – ключ, которым мы открываем врата дня и ночи. Просыпается христианин со словами: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и засыпает с этими же словами. Обретение этого навыка весьма полезно, потому что таким образом начало и завершение времени нашего бодрствования освящается Именем Божьим.
Самое сложное в наше время – обрести понимание сути спасения, потому что вместо него нам часто предлагают многочисленные ухищрения ложного благочестия, бутафорию духовной жизни. Лучше оставить это пустое лжедуховное кривляние и все силы обратить к стяжанию молитвы и очищению души от помыслов.
Человек приходит из неведомого и после смерти снова уходит в бесконечность. Там, в благодати Неба, и есть наша Родина, наша Жизнь и наше исконное пребывание, освященное незаходимым светом Единого Бога – Пресвятой Троицы.
На анонсе: Картина Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии», (фрагмент)
Find more like this: АНАЛИТИКА