Правда ли, что в раке Александра Невского нашли кости разных скелетов? И действительно ли в Лавре находятся настоящие мощи? 12 сентября 2024 года исполнилось 300 лет их перенесения в Александро-Невский монастырь.
Мощи великого полководца были открыты в 1381 году – после Куликовской битвы. Тогда же его впервые официально начали называть святым, а в 1547 году канонизировали на уровне всей Русской церкви.
Мощи великого полководца Александра Невского, покоящиеся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, считаются одной из самых главных святынь Русской православной церкви. Раку с ними несколько раз вскрывали, проводили экспертизы, возбуждали уголовное дело, что породило множество слухов и легенд.
Правда ли, что в раке нашли кости разных скелетов? Куда пропала записка XVII века из гроба великого князя, и где ее недавно обнаружили историки? И действительно ли в Лавре находятся настоящие святые мощи Александра Невского, — рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов.
Великий князь и полководец Александр Ярославич Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце (ныне — районный центр Нижегородской области), возвращаясь из Золотой Орды во Владимир. Причина смерти неизвестна, хотя по этому поводу историки высказывают самые разные догадки — от отравления до туберкулеза.
Перед смертью Александр принял схиму, и его тело похоронили 23 ноября в Рождественском соборе Рождественского монастыря во Владимире. Мощи великого полководца были открыты в 1381 году — после Куликовской битвы.
Тогда же его впервые официально начали называть святым, а в 1547 году канонизировали на уровне всей Русской церкви.
Нестеров М.В. Благоверный князь Александр Невский
Останки князя неоднократно горели — в то время во Владимире случались сильные пожары. После одного из них мощи в очередной раз собрали, сложили в раку, а к остаткам монашеского облачения прикрепили записку, где сообщалось: «1681 года мая в 20 день собраны сия мощи благовернаго князя Александра после церковнаго горения, тогда бо погореша вси иконы». В 1723-1724 гг. по приказу Петра I мощи полководца торжественно перенесли в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — Лавра) в Санкт-Петербурге.
И. Шарлемань. Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Петербург
В XVIII в. гроб с мощами поместили в серебряную раку, где они простояли нетронутыми до 1917 года, когда Петроград оказался под угрозой нападения немцев во время Первой мировой войны.
Представители духовенства произвели тайное вскрытие гробницы для освидетельствования мощей на случай эвакуации.
Согласно описанию, там находились посторонние предметы, которые воспроизводили человеческое тело. Проще говоря — кукла…
Лежали и подлинные фрагменты мощей, частично помещенные прямо в «муляж», частично хранившиеся отдельно. Стоит подчеркнуть, что, с точки зрения канонов православия, останки святых и в тленном виде (кости) — такая же святыня, как мощи нетленные. Представители Священного Синода приняли решение убрать все постороннее, составили акт с описью и вложили его в раку вместе с останками, обрывками одежды и той самой запиской XVII века.
Записку XVII века сейчас можно отнести к святыням
Правда, в покое прах великого князя пребывал недолго. В мае 1922-го серебряную раку снова вскрыли, на этот раз коммунистические власти — в присутствии общественности и под вспышки фотоаппаратов. В экспертизе участвовали медики, которые идентифицировали останки как древние и принадлежащие одному человеку.
И тут же в советской прессе начались инсинуации. Одна за другой выходили статьи, где красной нитью проходила мысль о том, что останки подложные. В итоге в августе того же года власти проводят еще одну экспертизу (уже с другим составом докторов). При этом двое из специалистов, понимая, что результат предрешен, наотрез отказываются в ней участвовать. И действительно, в акте нового осмотра появляется «нужная», хоть и весьма туманная запись, что фрагмент одной из костей может принадлежать другому человеку. Весть разлетается по всей стране в самых различных вариантах, спекуляции на ней продолжаются до сей поры.
Лично я призываю верить первой экспертизе, которая, надо помнить, проводилась в условиях мощнейшей антирелигиозной кампании. И несмотря на это, был составлен документ, не оставляющий сомнения, что останки подлинные.
Вскрытие раки Александра Невского
«Вековой обман»
«На основании материалов вскрытия раки князя в 1922 году было возбуждено уголовное дело. Суть его заключалась в следующем: церковники знали, что мощи нетленными не являются, это обгорелые кости, но все же «обманывали» народ. «Вековой обман» — такой термин фигурировал в деле, в которое в качестве вещдоков были вложены три конверта — с запиской XVII века, ниткой, ее скреплявшей, и актом-описью 1917 года. Но это уголовное дело никаких последствий не имело, так как представители духовенства вовсе не делали заявлений о нетленности мощей Александра Невского. Более того, митрополит Вениамин через средства печати обращался к Зиновьеву с призывом воздержаться от вскрытия мощей, поскольку их тленное состояние, обусловленное пожарами, и без того известно.
В итоге уголовное дело осталось без обвиняемых и развалилось. Митрополита Вениамина в том же 1922-м расстреляли по другому поводу — за «противодействие изъятию церковных ценностей». Дело же по мощам закрыли и передали на хранение в архив губернского суда, откуда, как недавно выяснилось, оно попало в Ленинградский областной государственный архив в Выборге.
Соответственно и записка XVII века, местонахождение которой считалось неустановленным (имелись лишь фотокопии), хранится в архиве.
На сегодняшний день это единственный артефакт, который два с половиной века пролежал с останками Александра Невского и доступен исследователям.
Сами мощи вернулись в Лавру только в 1989 году из Музея истории религии и атеизма (размещался в Казанском соборе. — Ред.), и вряд ли в ближайшее время они будут доступны для экспертов, а вот записку и акты 1922-го можно и нужно изучать.
Важно отметить, что артефакт стал доступен для изучения благодаря неравнодушию сотрудников архива и его директору Юлии Крипатовой, которая, работая с делом, поняла значимость находящихся в нем документов и решила получить консультацию специалиста. Так она вышла на меня, и теперь мы ведем исследование вместе. Безусловно, записка как документ должна находиться в архиве, а мощи как святыня — принадлежать церкви».
Вскрытие мощей Александра Невского
Комментарий: Святыня как улика
Директор Ленинградского областного государственного архива в Выборге Юлия Крипатова:
Как уголовное дело о вскрытии мощей Александра Невского попало в наш архив — до сих пор остается загадкой. Дело в том, что Петроградский губернский суд, пришедший на смену революционному трибуналу и народному суду, был образован уже после самого процесса, но все равно документ оказался в его фондах (дело закрыли только в 1924 году), а в 1961-м бумаги передали в Госархив Ленинградской области. Неудивительно, что историки не могли найти их следы. Никому и в голову не приходило искать дело о вскрытии мощей Александра Невского (май 1922 г.) в фонде организации, созданной через полгода после вскрытия, а тем более в документах за 1924 год.
Сегодня дело относится к «особо ценным», но учитывая громкие имена участников процесса и свидетельства, имеющие большую историческую ценность, мы бы хотели перевести его в статус «уникального». Отмечу, что все документы дела прекрасно сохранились, включая записку XVII века, которую сейчас можно отнести к святыням, а тогда она выступала в качестве улики, призванной обличить духовенство. К 800-летию со дня рождения Александра Невского мы планируем издать сборник документов из уголовного дела о вскрытии мощей с комментариями экспертов.
И у россиян появится возможность узнать больше об этой непростой и уникальной истории.
Ольга Сальникова
Find more like this: АНАЛИТИКА