Михаил Томилин, ответственный секретарь Клинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), в интервью порталу «Klin.news» рассуждает о композиторе Петре Ильиче Чайковском, о его творчестве, о родном городе, в котором исторические места исчезают, а вместо них появляются зоны регулируемой застройки.
— Михаил Леонидович, Клинское отделение ВООПИиК известно жителям города, как общественная организация, ратующая за сохранение исторических зданий и усадеб. В последнее время вы много говорите о великом композиторе Петре Ильиче Чайковском, его творчестве, его отношении к Клинскому краю. С чем это связано?
— В свое время Петр Ильич Чайковский писал: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался…». Композитор пронёс он через всю свою жизнь трогательную любовь и привязанность к русской природе, как и к музыке. В «милых тенистых уголках» усадеб Клинского края находит он приют и обитель своему таланту в последние годы жизни, и «совершенно влюблён» в них. Здесь рождаются мировые музыкальные шедевры. Так что же заставляет нашего гениального гостя так часто (четыре раза!) менять места жительства в окрестностях Клина?
Бедный, бедный Пётр Ильич! Как стремился он к природе от суеты света, чтобы посвятить себя творчеству! Страстно желал «иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину…», «во что бы то ни стало» чувствовать именно здесь «у себя, дома». Но тщетно! «Покойный, тихий угол» не был таковым для композитора при жизни. В «Майданово» поселялись многочисленные дачники и музицировали, доставляя композитору «истинное бедствие». Во «Фроловском» владелица усадьбы продала весь окрестный лес, который вырубали и «истинный рай на земле» превратился в « ужасный ночной кошмар». Возникала «злоба и ненависть к виновникам подобной мерзости и запустения».
По смерти композитора, примером создания музея П.И. Чайковского в Клину, стали музей Моцарта в Зальцбурге и Россини в Болонье. Каждый уголок этих мест как святыню хранит память о своих гениальных хозяевах. Близлежащие здания, сооружения, магазины, улочки и переулки служат тем же целям. В отличие от них, наш город с каждым годом теряет территории, связанные с жизнью и творчеством композитора Чайковского, особенно, начиная со времен хозяйственной деятельности совхоза «Клинский». У нас даже провиантский магазин, который посещал Пётр Ильич, копия части Торговых рядов, и тот огорожен забором и подготовлен к очередной пристройке (ул. Чайковского, дом 12).
— В ближайшее время будет утверждён очередной (новый) Генеральный план развития Клина, какие новшества внесены в него?
— В Генеральном плане развития Клина памятные места пребывания композитора существенно утрачены. Территории памятников урезаны, от охранных зон остаются лишь воспоминания (по сравнению с тем, что были на старом генплане). Упразднена единая охранная зона исторической части города Клин и усадьбы Чайковского. Концепция создания единой охранной зоны усадеб заповедника Чайковского успешно похоронена. Русскую усадьбу как архитектурный комплекс в единстве и гармонии с ландшафтом уже никто не хочет видеть.
На передний план вышел бизнес со своими приоритетами. Растут зоны регулируемой застройки, которых просто не должно было быть. От усадеб остались одни обрубки, которые опять «секут». «Майданово», с его рощами и полями, фактически стёрто с лица земли. Поднимаешься по знаменитой отреставрированной майдановской лестнице и упираешься в современную новостройку, вместо бывшего парка. В ущерб усадьбе много лет продолжается застройка в сторону парка. Особо ценная пойменная зона, освобождённая от участков бывшего комбината Химволокно, идёт под сплошную застройку. Парковки и подъезды к стадиону продвигаются в парк. Об усадебных зданиях нет и воспоминаний. «Покойный, тихий угол» композитора погибает, как тот лес во «Фроловском».
Между тем, культурное наследие города заслуживает более бережного отношения. Клин живёт и «звучит» музыкой Чайковского. Огромный поток любителей музыки со всего мира привлекают его фестивали. Прогрессивная музыкальная общественность с надеждой обращает взоры на наш город. Все они желают, чтобы Клин стал оперной столицей Подмосковья, как, например, австрийский Зальцбург, связанный с именем Моцарта, где билеты на фестивали заказывают на 10 лет вперёд. И Клин, привлекающий к себе лучших мировых музыкантов, – это упущенная выгода.
Не храним что имеем. А потом горько плачем. Деньги не должны решать всё.
Елена Петрова
Find more like this: НОВОСТИ