Характер разведчицы Ефремовой

by on 11.07.2013 » Add more comments.

11.07.2013

Антонина Владимировна Ефремова известна, наверное, всей стране. Ещё бы – к ней сам Путин, будучи президентом, в гости приезжал. Несколько лет она добивалась – и добилась! – создания мемориала Славы павшим воинам в Станках, с часовней и музеем-панорамой. На строительство было затрачено немало средств и сил многих людей. Вот это – характер!

Как, в каких условиях он складывался, об этом мне рассказала сама Антонина Владимировна.

— Не будешь меня слушаться, – несколько раз повторяла она во время своего рассказа, – скручу.

Сначала я думал – шутит, но чем больше узнавал военное прошлое Антонины Владимировны, тем сильнее убеждался: захочет –скрутит. Решительный, неостановимый характер.

Родилась она в Воронеже, там же весной 1942 года закончила семилетку. И тут же её сагитировали на новое место учёбы – в разведшколу. На курсах в группе, где училась Тоня, было 25 юных курсантов: мальчишек, девчонок, которые сразу из за школьной парты и – в войну. Три месяца им тренировали память, учили наблюдать, маскироваться, стрелять из любого оружия, водить машину и мотоцикл, метать нож.

В фильме «Сволочи» (помните?) рассказывалось, как из юных уголовников готовили диверсантов. После выхода фильма разгорелись споры: могло такое быть или нет?

Насчёт диверсий вопрос остался открытым, а вот разведчиков из четырнадцатилетних ребят, как мы видим, готовили. Многие их них были направлены работать за линию фронта. И обратно вернулись не все.

Тоня попала во взвод полковой разведки, её оставили в Воронеже. Все знают про ожесточённые бои на улицах Сталинграда, менее известно, что и в Воронеже было то же самое. 212 дней – с июля 1942 года по январь 1943 – город был разделён линией фронта, и ожесточённые бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Посреди этих смертоносных вихрей бродили туда-сюда безобидные на вид ребятишки – кто на них внимание обращал? А они приглядывались, где расположены огневые точки, где прячутся вражеские снайперы, пробирались на явочные квартиры разведчиков, работавших на вражьей стороне. Подростки запоминали собранную информацию (записывать запрещалось) и доставляли её командованию.

Семнадцать раз переходила Тоня Чернавский мост на сторону врага, семнадцать раз приносила жизненно важные сведения. Вокруг свистели пули, рвались снаряды, случалось, задерживали вражеские патрули. За те ходки Тоня получила свою первую награду – орден Красной Звезды. Тогда же получила и первое ранение – осколок до сердца не дошёл всего два миллиметра. Полгода провела она в госпитале.

Воевала Антонина без малого три года, и много чего пережила. Но память имеет свойство сохранять только отдельные эпизоды –и не всегда самые яркие. Почему так, объяснить трудно, но когда я попросил вспомнить что нибудь интересное, Антонина Владимировна рассказала, как её – прямо из госпиталя – направили на очередное задание: взводу надо было провести разведку возможного пути танкового корпуса от Борисоглебска до Харькова. Ребят нарядили в ветхую одежонку (по легенде они искали пропавших родственников), разделили на тройки. Шли они по нашей территории, но маскировались всемерно, спали кое как, ели, что придётся. Почти две недели они шагали по полям и лесам, выискивая вражеские засады, называется – разведывательный дозор. Вернувшись в часть, отъедались, отсыпались – Тоню кормили печёнкой, потому что крови потеряла много: рана ещё как следует не зажила.

Летом сорок третьего юная разведчица оказалась на Курской дуге, под Прохоровкой, где сошлись в лобовом бою танковые армии противников. Дозоры разведчиков, как и положено, шли впереди танков. Об этом времени Антонина Владимировна вспоминать не любит, она только качает головой: «Крови на полях было по щиколотку». Там, на Курской дуге, её ранило второй раз, уже в живот, и там она получила вторую свою награду – медаль «За отвагу».

Разумеется, я не мог не поинтересоваться: орденами Славы – за что, как было дело? А дело было так. Взвод полковой разведки –это полсотни отборных бойцов, самым старшим по двадцать пять, самая младшая она, Берёзка – так её называли товарищи. Младшей она была по возрасту, но не по опыту, и не раз её назначали старшей в разведгруппу, уходящую «на ту сторону». И в тот раз Тоня была старшей – в группе из 12 бойцов. Линию фронта, разумеется, переходили в ночное время, по темноте. Когда группа была на нейтральной полосе, впереди послышался слабый шум: похоже, навстречу двигалась такая же группа немецких разведчиков. Те, должно быть, тоже что то почуяли – затихли. Так они и выжидали, прячась, пока не начало светать. Немцам не хватило терпения, они поднялись, пошли… Наши на них и налетели. Бились молча, без стрельбы – шуметь не хотели ни те, ни эти. Вражескую группу скрутили, в штаб дивизии отправили.

Чтобы разведгруппа на разведгруппу – случай редкостный. Да ещё с таким результатом. Тоню наградили орденом Славы. По Положению этим орденом награждаются рядовые и сержанты за личное мужество.

Вторым орденом Славы Тоня была награждена летом того же сорок четвёртого за бои в Белоруссии. 12 й гвардейский прорывный полк штурмовал подступы к городу Борисов. Перед наступлением разведчики сделали вылазку, но ничего опасного не обнаружили. Полк поднялся в атаку, и тут внезапно из замаскированного капонира застрочили вражеские пулемёты. Наши цепи залегли.

— Мы были отличной мишенью, – вспоминает Антонина Владимировна, – немцы наверху, а мы внизу. Ну, я не выдержала, вскочила, ору: «Вперёд! За Родину!». Сбросила маскировочный комбинезон, а у меня под ним белая кофточка была, и – вверх по склону. А они не стали по нам стрелять. Потом, когда мы их в плен взяли, капитан немецкий сказал, что запретил открывать огонь: ему вдруг показалось, что на него бежит его дочь. Он, наверное, не ждал девчонку увидеть…

Как бы там ни было, а подвиг гвардии старшего сержанта Ефремовой точно соответствовал статусу ордена Славы, которым награждался тот, кто, «ворвавшись первым в расположение противника, презирая опасность, личной храбростью содействовал успеху общего дела».

Потом была Восточная Пруссия, тяжёлые бои за взятие Кёнигсберга. Здесь четвёртого апреля сорок пятого года и закончилась война для Тони Ефремовой: она получила тяжёлую контузию. Когда гитлеровская Германия капитулировала, Антонине было семнадцать. Ей бы в эти месяцы выпускные экзамены сдавать, а она – старшина полковой разведки с четырьмя наградами – лежала в госпитале.

Специалисты говорят, что основные черты человеческого характера формируются в подростковом возрасте. С четырнадцати лет её учили: или ты врага убьёшь, или он тебя. Убивали её, убивала она, и попробуйте представить, какой характер мог образоваться в такой школе выживания!

Анатолий БУКИН

Источник

С  Антониной Владимировной клинские казаки познакомились ровно год назад в  селе Прелестное что под Прохоровкой. Мы были приглашены туда Атаманом Белгородского казачьего отдела полковником Костюковым Е.И. для участия в мероприятиях по празднованию 69-й годовщины Прохоровского сражения. Сразу же попали под обаяние этого человека. Не смотря на свои 85, Антонина Владимировна обрушила на нас такой нескончаемый поток оптимизма и любви, что мы были все ошарашены. Такая невозможная концентрация веры и любви к жизни, людям, с которыми она тебя сталкивает и Земле, на которой ты живёшь. С такими людьми любые «прохоровки» выиграть можно. И я уже не был удивлён, когда узнал, что В.В. Путин, познакомившись с Антониной Владимировной, вскоре примчался в Серпухов на новенькой «Волге», которую и подарил ветерану. Что её стараниями был построен и открыт замечательный мемориал «Славы» в деревне Станки под Серпуховом.  Рассказывала Антонина Владимировна много и интересно. Про Прохоровское сражение она рассказывала следущее: «Это был ад. Стояла сплошная стена огня, невыносимый лязг железа, постоянно содрогалась  земля и сотрясался воздух. И не передать, как было страшно! Но мы выстояли! И вам скажу сыночки, — никогда не предавайте своих друзей! Никогда не предавайте своих жён! Мне это ещё моя бабушка говорила и я вам это говорю! За правое дело идите всегда до конца!». Жаль, что таких людей осталось мало, ведь нам, нашим сыновьям и внукам там важны живые примеры.

И хочется поздравить с 70-ти летием победы под Прохоровкой Антонину Владимировну Ефремову и всех кто выстоял и нашёл в себе силы погнать врага на запад. Крепкого Вам здоровья, долгих лет жизни! Живите и наставляйте нас, маловеров.

 Сотник Клинского городского казачьего отдела Ноздрин Г.А.

.

.

 .

.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ, События казачьей общины

2 Responses to Характер разведчицы Ефремовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *