Можно ли быть предпринимателем, оставаясь порядочным человеком

by on 05.04.2014 » Add the second comment.

05.04.2014

Известные пастыри рассуждают об отечественном предпринимательстве и меценатстве …

Сопредседатели бизнес-ассоциации «Деловая Россия» направили письмо спикеру Государственной Думы, председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину, пишет Regions.Ru.
.
В нем содержится просьба подробнее отразить в концепции единого учебника по истории успехи «выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов», которые на протяжении всей истории играли важнейшую роль в развитии страны. 

Представители деловых кругов хотели бы освободить бизнес от дурной репутации, которая насаждалась во времена СССР и которую сам бизнес заработал в лихие 1990-е, с их челночеством, криминалом и «новыми русскими», и сделать предпринимательство популярным среди талантливой и активной молодежи.

«Наша задача — возрождать и активно пропагандировать традиционные ценности русского предпринимательства, воспитывать предпринимателей-патриотов, ориентированных на создание сильной конкурентной экономики и готовых развивать культуру, медицину и спорт, — сказано в письме. — Стране нужны новые Третьяковы, Морозовы и Бахрушины! А им — нормальное отношение общества и помощь со стороны государства». Менять отношение к человеку, занятому в бизнесе, нужно с раннего возраста, а история — самый подходящий для этого инструмент, следует из текста обращения. 

«Нужно объективно показывать: вот это — хорошо, а это — плохо, — говорит вице-президент «Деловой России» Илья Семин. — Хорошего же много было, и не нужно это замалчивать. Если наше подрастающее поколение будет это знать, то оно туда потянется. Это даст им правильную ценностную установку — в будущем рассчитывать на собственные силы».

Между тем разговор о предпринимательстве в недавней истории России невозможен без упоминания скупки госактивов за бесценок, коррупции, заказных убийств, информационных войн, показной роскоши и проч. А это едва ли поможет создать положительный образ бизнесмена. 

По мнению опрошенных Regions.ru парламентариев, «отношение россиян к богатым соотечественникам закономерно. Если бы сами предприниматели вели себя честно, не бравировали своим богатством, покупая яхты, виллы, замки, периодически пополняя свой домашний автопарк, отношение было бы другим. Как человек, всю жизнь проработавший на заводе, в школе, в детском саду, в простой поликлинике, живущий в двухкомнатной квартире в хрущевке, должен реагировать на олигарха, хапнувшего в свое время госсобственности?» — задается вопросом член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Николай Рыжков. 

«…никто из олигархов честным путем денег не заработал. Они были получены ими в результате бандитской приватизации, в результате обмана, обворовывания своего народа, то есть они нажились на боли и страданиях простых людей. Поэтому все эти якобы их деньги на самом деле не их – они принадлежат народу, не Потанину, Абрамовичу, Вексельбергу и иже с ними, а российским гражданам», – заявил Зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов. 

«…разговоры о том, что большинство наших олигархов за счет своего гениального управления приумножили общероссийское богатство – это по большому счету миф. Многим из них просто повезло, они оказались в нужное время в нужном месте. Зная в деталях все эти схемы с залоговыми аукционами, с иронией смотришь, как наших капиталистов пытаются выставлять эффективными менеджерами и гениями бизнеса», — отметил заместитель председателя комитета ГД по вопросам собственности Оганес Оганян. — Я не считаю, что имущество нынешних российских олигархов на 100% легитимно. Для начала пусть вернут государству реальную стоимость собственности, которую они приобрели когда-то за бесценок». 

«Надо ли формировать положительный образ предпринимательства в учебниках истории? Заслужил ли кто-нибудь из нынешних олигархов упоминания в едином учебнике истории как «выдающийся меценат и бизнесмен, сыгравший важнейшую роль в развитии страны» (по формулировке предложенной «Деловой Россией»)?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 .
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что православное отношение к предпринимательству отражено, в том числе, в трудах протоиерея Сергия Булгакова. «Сейчас об этом весьма серьезно рассуждает православная общественность, наши богословы, — пояснил он. — Вообще надо говорить не о предпринимательстве, а о хозяйствовании. Господь дал такое повеление – господствовать человеку над землей, следовательно, использовать ее на благо человека. До сих пор только в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано об этом. Но, конечно, есть еще много параметров, которые требуют осмысления. В старших классах можно поднимать вопрос о хозяйствовании и о тех возможностях, которые православному человеку можно реализовывать в этом хозяйствовании».
«Я сомневаюсь, что наши современные бизнесмены достойны упоминания в учебнике. Правильнее будет ориентировать школьников на образцы прошлых поколений. Но и тут не все просто. Дело в том, что 75% нашего предпринимательства при Екатерине II были выходцами из старообрядчества. И кто формировал партии, чтобы свергнуть царя, кто боролся с монархией и Православной Церковью — это те же Морозовы, Гучковы, Рябушинские и т.п., тоже выходцы из старообрядческой среды. Так что вопрос требует четкого исторического и богословского обсуждения. Я бы не спешил пока вставлять это в учебники истории. Вначале должно выработаться правильное взвешенное отношение ко всему. А то окажется как с образом Ленина или Маркса – увидим, что за идеальным образом или близким к нему, скрывается другое лицо, что приведет к разочарованию. Зачем это детям? У нас все равно сейчас в первую очередь обсуждаются вопросы государственного строительства. Государство и общество должны подчинять себе интересы того, что мы сейчас называем бизнесом, а не наоборот», — заключил пастырь.
 .
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, сказал: «Помните, у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» Остап Бендер присылает подпольному миллионеру Корейко книгу «Акулы капитализма», в которой подчеркнута первая фраза: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем»? Я склонен с этим согласиться. А что делать дальше – отдельный вопрос. Раскулачить, провести национализацию, деприватизацию? А как заработали свои состояния остальные олигархи, не только российские? Да так же».
«Тем не менее, — продолжил он, — в России есть и положительные примеры предпринимательства. Но боюсь, это не Морозов и не Мамонтов. И тот, и другой спонсировали радикальные партии, по вине которых произошел в начале века весь этот ужас: переворот, захват власти, гражданская война. Формирование положительного образа предпринимателя не только возможно, но и необходимо. Вопрос в том, для чего это нужно? Для того, чтобы сказать: современные предприниматели хорошие? Этим никого не убедишь. На мой взгляд, это нужно для того, чтобы люди поняли: можно быть предпринимателем, оставаясь порядочным человеком. Можно быть предпринимателем-меценатом. Не вором, который впоследствии легализовал свое состояние, но человеком, который радеет об отечестве, не забывая о собственном кармане. Я могу назвать одного очень обеспеченного человека, которого, безусловно, считаю положительным примером современного бизнесмена. Это Евгений Леонидович Юрьев, создатель финансовой корпорации «Атон», меценат. И кроме того, человек порядочный, высоконравственный. Это я знаю по собственному опыту и со слов тех людей, с которыми общаюсь».
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, предложил: «Во славу Отечества необходимо возродить имена русских подвижников: путешественников, воинов, купцов. Например, Александр Баранов, который Аляску изучил на собственные деньги, исходил ее всю и сделал русской. Несколько Оптинских старцев были из купеческого звания».
«Купец — это труженик, это почетная профессия. Все делалось во славу России. Главное не в том, насколько человек богат, главное, как он богатство свое потратит. Купец, который не жертвовал средства на храм и на бедных, исключался из гильдии. Он уважением не пользовался. Кстати, 2015 год – это год 500-летия со дня смерти преподобного Иосифа Волоцкого, который считается покровителем русских предпринимателей. Из современных олигархов, которые все наворовали, я никого назвать меценатом и благотворителем не могу. Я с 1994 года восстанавливаю храм, и ни один богатый человек мне не помог. Не очень богатые помогали из последних средств, а настоящие олигархи, крупные предприниматели и прочие богачи ни копейки не дали, и их бандитские деньги кровавые я сам не возьму», — заключил отец Сергий.
 .
Иерей Георгий Христич, настоятель храма святых Жен-мироносиц на пр. Народного ополчения, преподаватель Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, кандидат богословия, сказал: «Безусловно, предпринимательство — важная часть современной жизни, и создание положительного образа бизнесмена нужно для преодоления отчужденности между разными слоями общества. Но, к сожалению, хороших примеров здесь не так много, да и в истории нашей страны, даже если говорить о купцах-старообрядцах, нельзя забывать, что часть из них финансировала революцию».
«Поэтому важно не столько вспоминать грустные страницы истории, особенно 90-е годы, — считает отец Георгий, — сколько постараться создать новый образ предпринимателя как человека, заботящегося не только о своем кошельке, но и трудящегося на благо Родины. Особенное внимание нужно уделить благотворительности, социальным проектам, отношению к наемным рабочим — все это характеризует предпринимателя как человека, а не просто рисует абстрактную картину «жизненного успеха». Стоит обратить внимание на людей, оставивших свой вклад в современной истории: строящих храмы, больницы, поддерживающих искусство и спорт. Я бы назвал в качестве примера Владимира Якунина, чей вклад в возрождение православия трудно переоценить, и Сергея Галицкого, создавшего прекрасную спортивную команду в Краснодаре на частной основе, без госфинансирования».
 .
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, напомнил: «Купцы Солдатенковы, Морозовы, Третьяковы открывали богадельни, учебные заведения, больницы… Рассказать об этом размахе социальной благотворительности обязательно нужно. Действительно, в то время это были не единичные случаи».
«Интересная история произошла с изобретателем динамита Альфредом Нобелем, учредившем впоследствии известную Нобелевскую премию. Когда умер его брат, промышленник Людвиг Нобель, чье захоронение находится сейчас в лютеранской части Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге, журналисты почему-то решили, что скончался он сам и стали состязаться в острословии: дескать, смерть настигла торговца смертью. После таких «веселых некрологов» Нобелю стало нехорошо, и он решил во всем следовать делам своего брата, российского промышленника и мецената Нобеля», — поведал отец Пётр.
«Мне кажется, чем больше будет хороших примеров, тем лучше. Нужно, чтобы люди относились к деньгам как к дару. Господь их дает, чтобы люди ими правильно распорядились. Трудно богатому войти в царствие небесное, сказано в Евангелии. Есть жажда стяжательства, которая заставляет человека идти на неблаговидные поступки. С Божьей помощью можно не прикипать к богатству, а рассматривать его как инструмент для достижения богоугодных целей», — заключил пастырь.
.
Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть всё, чего ни пожелает душа, — то надо знать, что у него нет Бога.Старец Паисий Святогорец

.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, сказал: «Если не с кого брать пример, в сознании подростков образуется вакуум. Сейчас они воспитываются на блокбастерах и не способны жить даже для самих себя, не то что для общества. Бог разделил людей на богатых и бедных, чтобы бедные спасались через богатых, а богатые – через бедных. Где есть милосердие, там в центре человеческих взаимоотношений Бог. Никогда не будут жить богато все сразу».
«Состоятельные люди должны понимать: человек становится счастлив не из-за того, что вместо 20-метровой яхты приобретает 50-метровую. Богатые люди смогут познать всю полноту этого чувства, только если будут испытывать сострадание к обездоленным. Ну а те, видя к ним такое отношение, начнут жить по-другому. Предприниматели бывают разные, — отметил отец Андрей. — Не все приобрели свое богатство незаконным путем. Есть и такие, которые трудятся с раннего утра до позднего вечера, честно зарабатывая свой хлеб, создают рабочие места. Положительные образы обязательно нужно искать. От того, что мы перечислим два десятка негодяев, никаких положительных изменений не произойдет. Средства массовой информации обязательно должны рассказывать о меценатах, даже если таковых пока немного. На их примере нужно воспитывать нашу молодежь».
 .
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил: «Насколько я знаю, выдающиеся меценаты — Третьяков, Мамонтовы, Бахрушины, — и так упомянуты в учебнике истории. А что касается формирования положительного образа предпринимателя дореволюционного и нынешнего, важно, чтобы это было связано с формированием мировоззрения людей. В России так вышло, что занимались предпринимательством и благотворительностью в основном старообрядцы, — те же Третьяковы и Бахрушины, которые считали богатство не способом удовлетворения своих потребностей, а своего рода формой служения Богу, это был такой христианский долг».
«С другой стороны, — продолжил он, — были купцы, которые делали состояния, например, на производстве алкоголя, что вызывало у них угрызения совести, и они пытались искупить свою вину меценатством. В России до революции были очень развиты традиции благотворительности, каждый богатый человек считал своим долгом помочь обездоленным. Поэтому по всей стране создавались богадельни, приюты, больницы и т.п. Так что купечество выполняло важные социальные функции, которые сейчас не выполняет. Поэтому современным предпринимателям важно ставить в пример людей, которые стремились служить народу, имели богобоязненное внутреннее устроение, благодаря которому их богатства принадлежали не только им, но и всей России. Люди ставили общественные интересы выше личных. И это надо всячески пропагандировать».
.
Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

One Response to Можно ли быть предпринимателем, оставаясь порядочным человеком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *