Константин Сивков: «Новое качество старого казачества»

by on 28.03.2014 » Add the second comment.

28.03.2014

В мирное время казачьи войска способны решать широкий круг задач по обеспечению внутренней стабильности, а в военное время после полного мобилизационного развертывания казачьи формирования смогут значительно усилить силы территориальной обороны, взяв на себя решение от 30 до 70 процентов задач.

Необходимость создания эффективной системы территориальной обороны страны с опорой на качественно новый род войск в составе российских Вооруженных Сил – нового казачества очевидна. Однако, естественно, возникает вопрос: каким с организационной точки зрения может быть этот род войск? Какой должна быть его структура, какие тактические единицы должны быть его основой и каким образом должно быть организовано его управление? Ведь территориальная оборона предполагает решение весьма специфических задач, для которых необходима особая организация войск, привлекаемых для этого. Ответы на эти вопросы обусловливают облик нового рода войск. В первую очередь интересно рассмотреть те его характеристики, которые определяют оперативные возможности казачьих войск.

Соответственно сначала необходимо выяснить, из каких основных воинских формирований может состоять этот новый род войск. Это определяется спецификой стоящих перед ним задач и применяемыми способами их решения.

Основными из них могут быть:

1. Борьба с диверсионно-разведывательными группами.

2. Уничтожение террористических группировок и бандформирований.

3. Участие в установлении и поддержании особых правовых режимов, военного или чрезвычайного положения на территории региона.

4. Охрана и оборона объектов, имеющих для государства значение в политическом, экономическом, духовном или ином отношении, в частности инфраструктурных.

5. Содействие внутренним войскам МВД и правоохранительным органам в поддержании правопорядка.

Тактические формирования казачьих войск

Анализ характера этих задач и возможных способов их решения показывает, что высшим тактическим войсковым формированием в новом роде войск может быть отдельный полк казачьих войск в пределах 2000–3000 человек.

При решении задач борьбы с диверсионно-разведывательными группами, террористическими группировками и бандформированиями он даст возможность сформировать две-три батальонные мобильные группы, каждая из которых позволит создать достаточный перевес в силах для гарантированного уничтожения выявленных групп противника. А при решении других задач – обеспечить контроль назначенного района или зоны.

Помимо отдельного полка могут формироваться отдельные батальоны и роты казачьих войск для решения частных задач в ограниченных районах, не требующих большого числа личного состава.

Отличительными особенностями территориальной обороны являются ее жесткая привязка к конкретной территории и объектам, совместное участие в осуществлении военных и гражданских властей с обязательным взаимодействием войск, полиции, органов госбезопасности и других служб. Важную роль играют местная администрация, региональные органы управления силовых структур, дислоцирующиеся на данной территории воинские части. Казачьи части должны стать составной частью этой системы. Действовать они будут согласно оперативным планам и под руководством соответствующих органов оперативного управления, ответственных за ее осуществление в назначенном регионе. Отсюда вытекает, что никаких самостоятельных действий оперативного масштаба казачьим войскам вести не придется. Они будут функционировать отдельными тактическими частями, решая частные задачи в составе оперативной группировки сил территориальной обороны. Никаких войсковых формирований оперативного масштаба в составе казачьих войск быть не должно.

Организация управления казачьими войсками определяется тем, что, с одной стороны, боевое применение казачьих войск осуществляется по планам территориальных органов военного управления, а с другой – специфика их повседневной жизнедеятельности предполагает наличие особой организации административного управления. Кроме того, хозяйственная деятельность военно-производственных поселений тесно и неразрывно связана с территориальными хозяйствующими субъектами и органами местного управления.

Три ветви управления и степени готовности

Из этого вытекает необходимость выделения в системе управления казачьими войсками трех ветвей.

Оперативная. Обеспечивает управление частями и подразделениями казачьих войск в ходе решения задач территориальной обороны. Она включает командование подразделений, частей казачьих войск, которые подчиняются органу военного управления, ответственного за организацию территориальной обороны в данном районе и далее по линии оперативного управления группировкой войск (сил) ВС РФ.

Административная. Организует жизнедеятельность казачьих войск в повседневных условиях, все виды их тылового обеспечения, подготовку кадров и воспитание молодежи, определяет прохождение службы казаками и выполняет другие функции, необходимые для существования и развития этого рода войск. Это, следуя казачьей традиции, атаманская ветвь управления – от атамана военно-производственного поселения до верховного атамана казачьих войск России.

Территориальная. Определяет регулирование производственно-хозяйственной деятельности военно-производственных поселений на территории их расположения. Эта ветвь проходит от атамана военно-производственного поселения к территориальному органу государственной власти и далее по иерархии властной вертикали.Административная. Организует жизнедеятельность казачьих войск в повседневных условиях, все виды их тылового обеспечения, подготовку кадров и воспитание молодежи, определяет прохождение службы казаками и выполняет другие функции, необходимые для существования и развития этого рода войск. Это, следуя казачьей традиции, атаманская ветвь управления – от атамана военно-производственного поселения до верховного атамана казачьих войск России.

Для нормальной жизнедеятельности казачьих войск все ветви управления ими должны действовать согласованно. Для этого их цели и задачи, функции и порядок необходимо строго регламентировать соответствующими документами.

Специфика решаемых задач территориальной обороны и особенности, определяемые милиционным принципом формирования казачьих войск, определяют разделение казачьих частей и подразделений, других формирований по степеням готовности. Так как казачьи войска являются частью Вооруженных Сил России, то деление их частей и подразделений по степеням готовности должно соответствовать установленному в других видах и родах войск, но со своей спецификой.

К первому, высшему уровню необходимо отнести части и подразделения постоянной готовности. На эти части должны возлагаться те задачи мирного времени, для решения которых нежелательно привлекать войсковые части Сухопутных войск ВС или внутренних войск МВД, а также в условиях недостатка сил. К числу таких можно отнести установление и поддержание особых правовых режимов на территории региона и охрану важных объектов, в том числе подавление беспорядков и поддержание правопорядка в определенных районах при обострении социально-политической ситуации.

Командный состав этих частей должен комплектоваться из числа казачьих офицеров и других должностных лиц, служащих по контракту. Остальные – по призыву. Это естественно, поскольку для казака, который всю жизнь с самого малого возраста воспитывается как воин, срочная служба станет первым и высшим проявлением своей казачьей зрелости, открывающей ему на этом поприще дальнейшие перспективы.

Анализ характера внутренних угроз безопасности России, возможных способов их парирования, состава сил, которые могут быть привлечены для их нейтрализации от Вооруженных Сил и МВД России, а также ограничений, накладываемых возможными объемами призывных контингентов в военно-производственных поселениях, определит общее возможное количество казачьих частей постоянной готовности в России (три – пять отдельных полков и 15–18 отдельных батальонов), включая некоторое число более мелких подразделений. Общая численность частей и подразделений казачьих войск постоянной готовности составит от 15 до 25 тысяч.

Каждая из частей постоянной готовности может подчиняться органу военного управления, отвечающему за организацию территориальной обороны в определенной зоне. Однако возможно использование их в пределах всего военного округа по решению его командующего, особенно при необходимости сосредоточить усилия в каком-либо районе.

Второй уровень могут составить подразделения, занимающие промежуточное положение между частями постоянной готовности, и кадры в Сухопутных войсках. Это подразделения оперативной готовности. Их появление обусловлено спецификой милиционного принципа строительства казачьих войск. В условиях, когда военно-производственное поселение располагает находящимся у него на хранении вооружением и военной техникой (ВВТ), возникает, с одной стороны, вопрос содержания ВВТ в исправном и боеготовом состоянии, а с другой – появляется возможность в короткие сроки сформировать оперативную группу для решения внезапно возникшей задачи в районе расположения этого поселения. Личный состав таких подразделений в повседневных условиях занимается обычной производственной деятельностью, выделяя часть времени для обслуживания техники и вооружения на хранении. Однако покидать поселение ему нельзя, находясь в часовой готовности к выдвижению для решения возникшей задачи с соответствующим оснащением.

Каждый казак, привлекаемый для решения служебных задач, без ущерба для хозяйственной деятельности должен находиться некоторое время, например две недели в год, в составе такого подразделения. Тогда в каждом из военно-производственных поселений может быть сформировано до роты оперативной готовности, а в наиболее крупных из них – и более. Всего по России личный состав в таких формированиях может достигнуть 40–50 тысяч человек.

Третий уровень – подразделения оперативного резерва. Их формирование также определяется спецификой милиционного принципа строительства казачьих войск. Они предназначены для наращивания усилий подразделений оперативной готовности или частей постоянной готовности в условиях, когда по обстановке ясно, что их сил недостаточно для нейтрализации угрозы. В ситуации интенсивно развивающегося внутреннего конфликта (техногенной или природной катастрофы) такая необходимость, как показывает опыт, может наступить уже через сутки. Соответственно казаки, находящиеся в составе подразделений оперативного резерва, могут покидать свое поселение, однако они должны быть готовы прибыть к месту формирования подразделения в течение суток. Пребывание в такой готовности не накладывает значительных ограничений на повседневную деятельность казака и членов его семьи, производственную деятельность, что позволяет определить приемлемый срок пребывания в оперативном резерве для каждого из них один месяц в год. Тогда в каждом из военно-производственных поселений может быть сформировано до двух рот оперативного резерва. А всего по России личный состав в таких формированиях может достигнуть 80–100 тысяч человек.

Подразделения оперативной готовности и оперативного резерва, как правило, могут использоваться в пределах района ответственности военно-производственного поселения, в котором они сформированы. Хотя возможна их переброска в другие районы.

Остальные казаки относятся к военно-обученному резерву по степеням готовности, принятым в Вооруженных Силах России.

Таким образом, военно-производственное поселение выступает своеобразной кадрированной частью, обладающей при этом возможностями части постоянной готовности, хотя и в существенно меньшем объеме. Однако как показывает анализ, этого вполне достаточно для решения основных задач территориальной обороны мирного времени и даже угрожаемого периода.

Оперативные возможности

Построенные на изложенных подходах казачьи войска позволят существенно повысить эффективность территориальной обороны страны.

В мирное время высокие показатели мобилизационной готовности, определяемые милиционным принципом строительства казачьих войск, в сочетании с мобильностью (при оснащении казачьих формирований достаточным количеством автомобильной и легкобронированной техники) позволят иметь вокруг каждого военно-производственного поселения зону безопасности радиусом 100–150 километров. В пределах этой зоны оперативно выдвигаемые по приказу военного командования казачьи формирования смогут быстро, в течение не более двух-трех часов во взаимодействии с силами охраны правопорядка (нарастив их потенциал) или самостоятельно на этапе зарождения кризисной ситуации ее нейтрализовать.

Предполагаемые 40–50 таких военно-производственных поселений в каждом из военных округов могут создать сплошные зоны безопасности, охватывающие наиболее критичные регионы полностью.

А в случае, если этих сил окажется недостаточно и ситуация будет выходить из-под контроля, то могут быть подтянуты казачьи части постоянной готовности, которые во взаимодействии с силами охраны правопорядка создадут достаточную группировку сил для нейтрализации угрозы.

Особо следует подчеркнуть, что Запад Россию сегодня может разгромить только с применением методов мягкой силы, инициируя массовые беспорядки, подобно тому, как это было сделано на Украине и как это совершается сегодня в Венесуэле. В этих условиях штатных сил охраны правопорядка, возможно, не хватит, как показывает опыт той же Украины или «арабской весны». Привлечение для пресечения беспорядков Вооруженных Сил будет крайне нежелательно, поскольку они не предназначены и не готовы к таким действиям. Их личный состав не обладает достаточной психологической устойчивостью для участия в подобных акциях. В этих условиях казачьи части и подразделения незаменимы. Сформированные из зрелых, идейно убежденных и психологически устойчивых мужчин, они смогут решать задачи в ситуациях массированного информационного давления. Практически исключена будет возможность оказания давления на них со стороны экстремистов угрозами в адрес их семей. Проживая под защитой в экономически относительно автономных военно-производственных поселениях, они станут менее уязвимы от внешних угроз.

Оперативные возможности казачьих войск в мирное время можно оценить по показателям скорости реакции и способности нейтрализации угроз различного масштаба.

Части постоянной готовности казачьих войск военного округа в зависимости от удаленности их дислокации от района возникновения угрозы и при надлежащем техническом оснащении могут приступить к выполнению поставленной боевой задачи от нескольких часов до двух-трех суток. При этом решая задачу поддержания особых правовых режимов, военного или чрезвычайного положения на территории региона, они будут способны взять под контроль один-два города среднего размера или административный район. Участвуя в локализации пограничного конфликта, они способны на 30–40 процентов повысить боевые возможности группировки соединений и частей постоянной готовности ВС РФ. Эти силы могут обеспечить охрану до ста важных объектов.

В пределах районов ответственности военно-производственных поселений казачьи войска силами оперативной готовности и оперативного резерва имеют возможность самостоятельно и во взаимодействии с органами охраны правопорядка предотвращать или пресекать массовые беспорядки с числом участников от 500 до 1500 человек, при времени реакции не более двух-трех часов с наращиванием в течение суток этих возможностей до 3000–4000 человек. Решая задачу борьбы с бандформированиями и террористическими группировками, они могут самостоятельно или во взаимодействии с ВВ МВД в течение двух-трех часов вступить в бой и разгромить незаконное вооруженное формирование до 300–400 человек. Этими силами военно-производственное поселение способно при необходимости в зоне своей ответственности обеспечивать непрерывную охрану и оборону трех-четырех важных объектов.

В особо сложных ситуациях для решения таких задач в короткие сроки (несколько дней или даже часов) может быть мобилизована основная часть казаков военно-производственного поселения. Тогда указанные возможности возрастут в несколько раз. Таким образом, казачье поселение в своем районе ответственности становится важнейшим фактором стабильности, центром поддержания порядка.

В военное время после полного мобилизационного развертывания казачьи войска смогут значительно усилить силы территориальной обороны, взяв на себя решение от 30–40 до 60–70 процентов задач. Этим самым возможно будет решить весь объем задач территориальной обороны, не отвлекая на их решение части и соединения Сухопутных войск.

Константин Сивков,
президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
.

 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

One Response to Константин Сивков: «Новое качество старого казачества»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *