«Чужая земля» Никиты Михалкова: забвение — самое унизительное, чему подверглись жители русской деревни

by on 29.10.2013 » Add more comments.

29.10.2013

В понедельник на канале «Россия» вышел документальный фильм Никиты Михалкова «Чужая земля». Сценарист фильма Ольга Любимова рассказала, по каким непроезжим дорогам съемочная группа добиралась до героев и о чем размышляла в заброшенных покосившихся домах.

— Фильм «Чужая земля» — констатация того, что в русской деревне все плохо?

— Идея фильма пришла в голову Никите Сергеевичу Михалкову. Он много ездит, в том числе по глубокой провинции центральной полосы России. В очередной раз вернулся ошарашенным и раздавленным: в одной из разрушенных деревень он зашел в брошенный дом. Ощущение, что люди покинули его за несколько минут, словно началась война и пришли фашисты: висела одежда, валялись какие-то журналы, стояла мебель. Это собирательный образ того, что произошло с русской деревней. В принципе, в этом нет ничего такого, о чем мы не знали раньше. Но Никита Михалков встречается и разговаривает с множеством людей — не только с губернаторами, но и с егерями, и с простыми людьми. У него возникла идея рассказать не о «потемкинской», а о настоящей сегодняшней русской деревне. Показать правду и призвать всех — и простых зрителей, и тех, кто обязан заниматься этой проблемой по должности, — обратить внимание на то, что произошло за последнюю четверть века. Хотя, конечно, не 25 лет назад, а уже начиная с Троцкого шел геноцид самой честной и чистой части русского общества — не хочется употреблять слово «класс».

Фильм делали полтора года — это не совсем телевизионный формат. Работать с Михалковым интересно, но сложно: полтора года командировок, поиска настоящих людей, проблем и историй.

— В каких регионах искали людей и их истории?

— Было понятно, что нельзя ограничиваться центральной полосой России. Мы были и в Сибири, и на Урале. Фильм называется «Чужая земля», но мы понимаем, что земля не может долго оставаться чужой: придут новые люди и сделают ее своей. Мы снимали, как под Красноярском нелегальные китайские мигранты, приехавшие на две недели по туристической визе, вкалывают по пять лет по 12 часов в сутки. После этого остаются гектары изуродованной земли. Когда мы снимали, ездить приходилось с рейдом УФМС, иначе не вернешься оттуда подобру-поздорову и с техникой. В прошлом году в Красноярском крае поймали и выдворили 800 человек, работавших с туристическими визами, — депортация дело недешевое, но что им стоит в Китае соорудить себе новый паспорт и приехать снова? Татуировку же на нем не сделаешь, клеймо не поставишь. Они роют безумные схроны и прячутся в них. Непонятно, чем эти китайцы удобряют землю, но в Красноярском крае получается четыре урожая в год! Раньше в Енисее ловили сига, омуля, муксуна, а теперь благородная рыба уходит из Енисея. Пчелы дохнут: пасечники-старообрядцы уезжают каждый год на 20 км дальше. Пчелы не выдерживают, а мы едим. Я спрашивала ребят из УФМС, как они не боятся есть овощи, повидав эти теплицы, где нечем дышать и где не могла работать съемочная группа. А они ответили, что фуры разъезжаются по всей России, так что у москвичей не меньше поводов для страха. Я спрашивала у сибиряков: вы ненавидите этих китайцев? Они говорят: нет. Мы ненавидим тех, кто сдает им поля, а эти китайцы — люди несчастные. Так что такого, чтобы молодежь взяла прутья да избила кого-нибудь или спалила бесконечные километры теплиц — не было. А кто будет убирать километры и километры целлофана, сколько десятилетий это будет гнить?

Мы снимали в Пермской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Владимирской, Калужской областях. Самое страшное — если бы мы хотели сделать халтуру побыстрее, всё то же можно было бы снять в пределах Московской области. Всюду одни и те же проблемы: брошенные деревни, мигранты. Вологодская и Костромская область — из самых непростых.

— Люди охотно рассказывали свои истории?

— Когда мы начинали снимать, нас пугали: вас никто на порог избы с камерой не пустит. Мы живем в своих каменных джунглях и не знаем, что такое русская деревня. Но все самое неприятное заканчивается, как только выезжаешь за МКАД. У меня было полтора года общения с замечательными людьми. Мы с этими старичками вместе плакали. Раньше я знала, как гостеприимен кавказский дом, балканский. К стыду своему, как и многие мои ровесники, ничего не знала о собственной деревне, русской. При абсолютной нищете они лезут в погреб, достают какие-то соленые грибы, пытаются и с собой тебе гостинец дать — хоть яблочки. Садимся с бабушкой, она меня внучкой называет, про свою жизнь рассказывает — я реву, она на меня смотрит — и тоже ревет. Даже молодые ребята (там, где они есть) — совсем иные, чем в столице.

— Показали только неприглядную сторону ситуации, или благополучные места тоже, хоть их и мало?

— У нас не было задачи показать преуспевающие колхозы Белгородской области. Мы хотели рассказать о беде. Понятно, что всюду есть одинокие подвижники. Если Господь управит, мы и об их «жизни вопреки» снимем отдельный фильм. «Чужая земля» — это клич о беде. Причем в Центральном федеральном округе еще хуже, чем за Уралом, потому что за Уралом и энергетика побогаче, и жизнь попроще, и люди чуть получше себя чувствуют, чем в Ивановской, Вологодской или Костромской области. Самая тоска и уныние — одна или две бабушки в деревне, полная невозможность вызвать «скорую помощь», с перебоями возможность купить продукты. Зачастую этих последних бабушек бросили близкие. Спрашиваешь, есть ли кто, говорит с жаром: «Да, сын, дочка!», бежит, показывает фотографии. Только соседи говорят, что пять лет уж никто не приезжал, и бабушка в 80 лет сама копает огород под картошку. Разруха давит. Едешь от деревни к деревни с вездеходом от МЧС, уазик переворачивается на бездорожье, в заброшенных деревнях видны остовы храмов… Набрать пронзительных историй, к сожалению, было несложно. Мы выбирали с точки зрения драматургии и нетривиальных поворотов. Кропотливая работа Никиты Сергеевича — собрать эти бусины в фильм. Он сам лез в заброшенные дома, и мы боялись, что дом рухнет и сверху его накроет, а в другие моменты мы были его глазами, ногами и руками, потому что он одновременно снимал художественный фильм по Бунину.

— Кто остается в деревне сегодня?

— Старики и алкоголики. И звери. Мы разговаривали с одним егерем — он вологодский, окает очень характерно. Он мне говорит: «Борисовна, тут столько лося и медведя со времен Ивана Грозного не было! Здесь рай только зверю». Все поля, заросшие березняком, — в самый раз для лося. Медведя стреляют круглый год не потому, что лицензия особая, а потому, что звери все время приходят в деревню. Охота здесь — это не когда «мужичок идет стрелять зайцев». Чтобы зайца добыть, надо встать утром, накануне быть трезвым, да и вообще — ружье не пропить.
Мы как-то в конце апреля на проселочной дороге мужичка встретили — идет, петляет, сам под 45 градусов стоит. Затормозили — он даже не удивился, что его Михалков окликнул. Впрочем, в его состоянии вообще уже было трудно удивляться. Никита Сергеевич спрашивает: «Это чего же мы так пьем?» — «Так уж две недели пьем, праздник ведь». — «Какой?» — «Восьмое марта!»

Мы, конечно, покатились от хохота, но ведь конец апреля, а у него спьяну всего «две недели» восьмое марта отмечает. Это речь не об алкаше, а о потерянной земле, на которой некому будет работать. Если сейчас отец еще водит трактор, а мать умеет доить козу, то даже их родные дети ничего этого не знают и знать не хотят.

— На какие деньги напиваются деревенские мужички?

— В городе Тейково Ивановской области мы познакомились с местным депутатом. Хороший, видно, что душа у него за всех болит. В городе Тейково депутат — та еще величина: джипа, конечно, у него нет, а проблем много. Он говорил, что беда в том, что еще и рожать начали, потому что за детей деньги платят. «Мы, — говорит, — платим пособия на второго и третьего ребенка, а матери их пропивают». Рядом — военная база, а единственное городское развлечение — дискотека. Туда приходят и молодые военнослужащие, и девчонки со всех деревень. Потом девушки беременеют, соцработники отговаривают их от абортов, но солдаты-срочники уезжают, а молодым одиноким мамам потом надо помогать.

Старики копят деньги и отдают молодым. На бабушкину пенсию пьют сын и внук. Самое страшное — они еще и кредиты набирают. «Хочу плазму» — и точка. Дом валится, жить не на что, а посредине — плоское жидкокристаллическое окно в красивую жизнь. Оплачивается этот «рай» под жуткие проценты — тоже, разумеется, из бабушкиной пенсии.

— Пройдена ли точка невозврата для русской деревни и если пройдена, то когда?

— Скорее всего, началось с разрушения деревни в 1920-е, с раскулачивания и коллективизации, с Великой Отечественной войны, откуда не вернулись 20 миллионов, с перестройки, когда образ порядочного трезвого труженика окончательно обесценился. Выросло не одно поколение людей, не уважающих деревню и ее жителей. Наши герои жалуются, что раньше хоть порядок был, лес нельзя было просто так вывозить. Их возмущает наплевательское отношение к пахотной земле. Это нам, москвичам, все надо объяснять, а они понимают, что заросшая березняком пашня — это катастрофа, что очистить ее и перепахать — это огромное усилие. Поля засеивают кормовой кукурузой вместо ржи и овса — это больно и унизительно. Конечно, никому не хочется продолжать такую жизнь и все рвутся в город, а землю осваивают мигранты.

— Фильм еще не вышел, а в интернете уже звучат обвинения в конъюнктуре.

— Михалкова всегда кто-нибудь упрекает, ему не привыкать. Самое легкое — обвинить. Это честная журналистика и честная документалистика. Мы работали без цинизма, не «поплевывая». Легко наснимать потемкинских деревень, удачных примеров успешного хозяйства. Наш фильм очень жесткий, и даже интересно, как канал «Россия» его покажет. Это не конъюнктура, а искренний порыв человека, который любит свою землю.

— «Чужая земля» — это обличительное послание российским властям?

— В фильме есть закадровый текст Никиты Михалкова о том, что мы не виним конкретного губернатора, потому что почти нет области, которой эта беда не коснулась бы. Это проблема федерального масштаба. Фильм «Чужая земля» — это, конечно, не «видеопослание президенту Путину от режиссера Михалкова», но это обращение и к власти, если не сводить всю власть в России к одному человеку. Это послание и губернаторам, и законодателям, и исполнительной власти. Вряд ли кого-то заинтересовало бы такое послание от молодых и горячих. Но Михалкова, есть надежда, услышат, хотя я уверена, что и глумление будет бесконечным. Разница в реакции на кино внутри МКАДа и за МКАДом, полагаю, будет огромной. Никто не надеется, что после фильма сразу на пленарном заседании ГосДумы примут ряд законов, поддерживающих сельское хозяйство. Но я знаю своих героев и думаю, что им будет очень важно, что о них хоть кто-то искренне беспокоится, что их в кои-то веки показали, что в их ежедневный вид из окна «ткнут носом» в том числе горожан. Забвение — самое унизительное, чему подверглись жители нашей деревни.

— Неужели кто-то во власти чего-то не знает о вымирании деревни и без Михалкова?

— Все это, конечно, не тайна, но этого пока успешно не замечают и толком не обсуждают. Никита Михалков задает в связи с этим множество вопросов. Отчасти, разумеется, они риторические — как призыв обратить на проблему внимание между дискуссиями о том, ставить ли на Лубянской площади памятник Дзержинскому и как относиться к суррогатным детям Пугачевой и Галкина.

— И что же делать?

— Что делать — смотрите фильм Никиты Михалкова «Чужая земля»…

Беседовала Александра СОПОВА, фото Ольги ЛЮБИМОВОЙ

Источник

Смотрите также:

Кому на Руси жить?

Николай Мельников. «Поставьте памятник деревне». Стихотворение

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

34 Responses to «Чужая земля» Никиты Михалкова: забвение — самое унизительное, чему подверглись жители русской деревни

  • Игорь Коровин говорит:

    Михалкову не поместье надо покупать в Италии на деньги от утомлённых солнцем, а ехать самому в деревню и личным примером показать, как надо восстанавливать деревню.

    • Ольга говорит:

      Снимите “Утомленные солнцем” и тоже купите виллу, где захотите. Он живет так, как работает.

  • Игорь Коровин говорит:

    Тем же надо и его брату заняться, жена которого в Италии показывает России, как правильно приготовить заморские продукты. Что-то семейство не горит желанием поселиться в русской глубинке, а предпочитает Капри, попивает итальянское винцо и учит как нам жить…

  • Ирина говорит:

    Михалков – мастер мысли и слова,
    Ведь мыслительный аппарат Его – пронизан идеями,
    И все жаждой они горят:
    Напоить Русь – матушку силой,
    От отравы зачахла она –
    Не равнодушных здесь много,
    Это верные ей сыновья.
    Душа же болит и ноет,
    За нашу русскую землю,
    Изнутри она просит защиты,
    Потрясающий дан Михалкову
    Талант – нести людям прозрение:
    Его «Чужая земля» раскрывает диагноз болезни:
    «Заблудились мы все, друзья».
    Погнались за прибылью ложной:
    Деньги, наряды, комфорт,
    Сознание всем затуманили,
    Лишь к прозренью – наш верный выход .
    Обустроить великую родину:
    Порядок в ней навести
    Еженедельным «субботником»,
    Чистоту дисциплины ввести.
    О здоровье земли заботиться:
    На себе ж она держит всех нас,
    Ее мы загадили донельзя,
    Но пробил указательный час:
    Люди, смотрите, Я гневаюсь,
    Наводнения разве спроста,
    Я часто на вас насылаю?
    Отраву смываю с себя!
    И пожарами Я обжигаюсь,
    Чтобы вирус сгорел дотла,
    Ураганами Я чихаю,
    И слабый пульс уж у сердца.
    Лекарство Мое – удобрения,
    А токсины на Мне – всюду хлам.
    И людскому вредит он здоровью,
    Дайте импульс обменным процессам.
    Я – источник питья и питания.
    Меня бережно нужно хранить,
    Здравомыслием исцелитесь,
    На Мне, чтоб болезнь победить.
    Разведите сады на Мне райские,
    Покрывало полей зерновых
    Напитают досыта все общество,
    Не станет голодных, бездомных.
    Медовые реки, молочные,
    И кисельные берега,
    Богатырей навыращивают,
    Чтобы снова Русь ожила.
    Наша миссия выполнима,
    Оздоровить скорее страну,
    По всем критерия жизни,
    В задачу включить – любить землю.
    Михалков Никита Сергеевич –
    Всем пример – людей пробудить:
    Хозяйские руки, народные,
    К священной земле приложить.
    На благо отечеству нашему:
    Мы и природа – одно Целое и неразрывное,
    Укрепив для себя, то звено.

    С уважением,
    Гребень Ирина!

  • Наталия говорит:

    Этим летом мы ездили в Белоруссию. Были в районе городов Полоцк, Лида, Мир, Несвиж и Гродно. Это разные регионы страны – и северо-восток и центр и запад. Поразили поля и деревни! Чем? А тем, что в каждой деревне – школа, дети и есть работа. Все поля обработаны, засеяны и уже убраны и идеальные дороги, даже в глубинке. Нет ни бурьянов, ни разрушенных домов, ни пепелищ. Что сделали такого белоруссы, что смогли сохранить свою деревню после 90-х годов? Никто не порушил колхозов, не бросил людей (выживай как хочешь), не закрыли больницы на селе и магазины. Просто кому-то надо, чтобы миллионов 100 сдохло и спилось, а остальные будут обслуживать элиту!

    • Ольга говорит:

      У нас в Башкортостане положение значительно лучше – поля радуют и летом и зимой разнообразием сельхозкультур, но все равно в сентябре яблоки в сельмаге – аргентинские. В Белоруссии, действительно, порядок.

  • wladimir-64 говорит:

    желая увидеть Правду человек преодолел мертвые пустыни и снежные вершины гор,скользил над пропостями темных и мрачных ущелий.Наконец измученным,едва стоящим на ногах остановился у подножия хмурых скал-там зиял вход в пещеру. Войдя в пещеру, человек очутился в огромном каменном зале,по середине которого на черном каменном столе стояло нечто:клочки вылезающих волос над торчащими ушами,с синим вывалившимся языком из оскаленного рта на него смотрела отрубленная голова выпученными из орбит глазами.-Я искал Правду!- воскликнул человек с содраганием и омерзением.-Я иесть Правда-прошепелявила голова.Примерно так гласит древняя египетская легенда о правде и о том, что она может из себя представлять и как труден к ней путь,как стемится человек за поиском правды. Хотим ли мы видеть правду за шумом навязчивой и бодрой рекламы,за бесконечными развлекательными шоу,за бесконечными политическими и коррупционными скандалами,за бесконечными криминальными историями льющимися беспрерывным потоком с экранов телевизоров? Стыдливо, за полночь,прерываясь на рекламу,без шумной помпы-показали вдруг эту Правду нынешней жизни России.-Люди!Ау!Очнитесь!-кричит кинолента.Услышим ли? Захотим ли видеть эту Правду,или проще уехать? Ведь ВЕЛИКА РОССИЯ!!! И отступать есть куда?

    • Ольга говорит:

      Как Вы правы – последние 15 лет- время телешоу, а серьезные передачи после полуночи. Молодежь совсем их не смотрит.

  • Петр Чурухов говорит:

    Безусловно, можно начинать исследовать проблему еще с Троцкого. Но надо ли? И надо ли говорить о советской теме “неперспективных деревень”? Да,было, история. Но все то, что показал нам Михалков в этом фильме – результат нашей,именно НАШЕЙ работы последних двух десятилетий. Мне – 56, это я должен говорить своим детям, что НАШЕ поколение профукало эту землю и просить их, уговаривать найти решение и вернуться на эти русские поля, несколько столетий назад отвоеванные нашими прапрадедами у лесов, возделанные, облагорорженные, кормившие поколения…
    Весной этого года пришлось чуть поездить по глубинке Костромской области. Родился материал -я журналист. Вот цитатка:”Засыпанные снегом колодцы с уходящими с воротка вниз ржавыми тросами, вонзающимися прямо в снег, будто люди исчезли здесь вмиг, даже не успев вытянуть ведро воды. И как символ эпохи – установленные в каждой деревне красные колпаки телефонов, к которым сквозь сугробы ни разу за зиму никто так и не подходил”. Вот ссылка, если интересно (http://promportalndg.ru/?p=3741),
    там есть снимки, будто кадры этого фильма. Михалков увидел это,потому как такая картина всюду. Но Никита Сергеевич – человек определенного статуса, он, в отличие от провинциального журналиста, не может себе позволить на федеральном канале сказать, что это – следствие бездарных действий власти и никчемного управления.
    Хотя начало фильма, с роликом,присланным Михалкову, сильная метафора,потому как с кольями мужики здесь идут не на фашистов вовсе. Хотелось бы обойтись без этого, но как?

  • Cветлана говорит:

    извините, но когда делалась перестройка люди понимали что так больше жить было нельзя.чтобы что-то изменить надо пройти через какието испытания.эти испытания похожи на жизнь в деревне: здесь годами подготавливалась земля,в свое время пахалась в свое сеялась,в свое убиралось. но пришли к власти новые люди.зачем им эта головная боль?они любят быстрые деньги,быстренько ЭКСПОПРИИРОВАЛ какой нибудь заводец,пенки снял,дачу на бермудах купил,заводик обанкротил и отправил его в утиль как развалину прошлого века. не беда если еще и энное количество зарплат не выплатил:люди привыкают начинать сначала.вот также и у нас в районе:экспроприировали сырзавод,сделали из него красагромол,перевели на переработку пальмового жира и убили все деревни в округе.некуда стало сдавать молоко-сбыли коров.одно время(год 2003-6)разводили свиннину спрос был,но была и проблема:магазин закупал по одной цене,а напротив становилась палатка от колбасного цеха,который работал на привозной свинине которая в полцены дешевле.вот так и этот бизнес ушел в прошлое.хотя в этом году еще один случай привел у нас в районе к такому же исходу:жила-была женщина,открыла она фермерское хозяйство,взяла ссуду,развела поросят.нослучилась оказия:свиноматка не опоросилась,атут еще чума африканская.приехали 30 свинней спалили у нее на глазах.попереживала женщина и через небольшой промежуток времени сама не проснулась.пыталась ее дочь разбудить,так и не разбудиа.вот как бывает кагда унас выбивают почву из под ног

  • Королевич говорит:

    Прочитала пока только один комментарий к этому фильму и он, конечно, отрицательный. Автора называют барином, который только по фильмам что-то знает про деревню. Таким “комментаторам” лишь бы плюнуть в Михалкова. Спасибо ему, что поднял эту тему. Уже давно надо трубить во все трубы и бить в колокола. Все верно. Ужасающая правда. Российская деревня гибнет катастрофически. Нам с вами не камни надо бросать в автора, а думать, как Родину спасать. В советское время призывали на великие стройки, на целину, БАМ. И строили. И поднимали. Нашему президенту и правительству о чем-то подобном стоило бы подумать.

  • Павел Барановский говорит:

    Никита Сергеевич, большое спасибо, что не побоялись выйти с “Чужой землей” на огромную аудиторию нашей страны. Лично меня фильм тронул до глубины души. Основной вопрос, который волнует меня: почему молодежь покидает родные места и как долго это будет продолжаться? На мой взгляд, причины самые банальные: огромная разница в социальных и бытовых условиях жизни в деревне и в городе. Если эту разницу свести к минимуму, то,поверьте, очень многие горожане с удовольствием поедут в сельскую местность. Просто поразительно, мы столько энергоносителей гоним за рубеж, а у себя, в стране, не можем обеспечить многие деревни газом, водопроводом, электроэнергией. О медицине и говорить не хочется. Земля пустует, не обрабатывается…и скоро она окажется совсем не нашей.

  • Хамзат говорит:

    Человеческий глаз видит то что хочет хозяин.Михалкову надо по шире открыт глаза.А ведь есть и другие уголки нашей необъятной России где земля не только пустует,даже не хватает и чиновники умудряются его ещё продавать…
    Миллиарды воруют и ни одного вора не посадили и не расстреляли и не закопали вот и земля плачет.

  • Лидия говорит:

    Фильм-это настоящая правда и еще раз правда. Ехали в Вологду, были в ужасе, руины, руины, руины. Страшно, больно и противно. Власти миллиарды и миллиарды тратят на олимпиаду, чемпионат мира, на воровство, на вливание денег в карманы приближенных к власти. Все остальное не интересует. Этот фильм надо показывать не по ночам, а с утра до вечера, на большом экране в кремле для Путина и особенно для Медведева. Может это их заставит увидеть правду о нашей стране. Ведь погибла не только деревня, но и наша промышленность, а самое главное почти погибла русская нация

    • Ольга говорит:

      Уважаемая Лидия! Согласна с Вами полностью, те же слова написала вчера в черновике, чтобы сегодня добавить в комментарии. Жаль, что от нас ничего не зависит.

      • Ольга говорит:

        Не согласна от нас зависит все! Мы ленивы,трусливы, посматриваем на других со стороны.Мои братья работают в деревне имею по 3 детей,живут не богато но в достатке.работают также как все по 8 часов Лето больше.

  • Сергей говорит:

    Посмотрел Ваш фильм,все это конечно ужасно. Ужасно то,что это реклама суицида деревни.Пойдите дальше покажите во,что превращаются люди в городе бросившие родную деревню,чем зарабатывают,зачем зарабатывают.Как им не хватает на обратный билет и помощь родителям,зато хватает на ипотеку и кредит на автомобиль.зачем строят дешёвые многоэтажки и продают втридорога.Почему торговые сети покупают продукты подешевле а не получше. Почему перебои с горючим когда сеют и собирают урожай. А на вырученные деньги от фильма купите колхоз и научите вернувшегося колхозника управлять этим колхозом.

  • Елена говорит:

    Почти в зубах застряло – Михалков да Михалков…Все, фильм “Чужая земля” – это ОН ВСЕ! Я – глава сельского поселения в подмосковье. Я не колхозница, просто провинциальная сентиментальная, временами уже, с признаками озверения, дама.Но душа болит за свою родину также до кровотечения….Сколько опусов я получаю от так называемых “москвичей” (дачников), радеющих за благополучие своего пребывания в деревнях: и собаки лают, и коровы пахнут, и в туфельках не пройти и т.д. и т.п. Местные власти попали в дебилы и казнокрады ( а годовой бюджет на десятки деревень равен доходу пяточка москвичей). Москвичи иной раз в кавычках, ибо лимитчики хоть и в четвертом поколении, это те, кто и бросил эти деревни на растерзание… О многом хочется кричать, да только так, как Никита Сергеевич громко прозвонил в таксофон, уже не получится.

  • Юрий говорит:

    Не изменился Никита Сергеевич! Только снял фрак и одел ватник и сапоги, только пересел из крутого внедорожника в “луноход”, только покинул гламурную тусовку и переместился в заброшенную глубинку. Не надо было Никите Сеггеевичу снимать этот фильм, если он сам “не догадывается” кто же виноват в катастрофе страны. Не может назвать этих “героев”, а просит у сотрудников МЧС, скорой “ну сделайте хоть что-нибудь”. При этом понимает, что несет бред и сам идиотски выглядит при этом.Если не чего сказать людям – лучше пускай тусуется дальше.
    Только задумайтесь над заголовком в газете Metro от 29.10.13 “ХИЩЕНИЕ из БЮДЖЕТА СКОРО станет преступлением”.
    Ну как тут не поверить, что после таких титанических усилий за 20 лет наших думцев, которые раньше, почемуто об этом даже не догадывались, все у нас скоро ….?

    • Олег говорит:

      Он спрашивает почему? , что произошло? , что заставило людей бросить свой дом. У всех спрашиваю и у себя в том числе. А я смотрю на него и думаю, дурачек или прикидывается. Ответ прямо в нем и на нем , “император наш” Весь в фирмовых шмотках , перстни на каждом пальце, в гламурных очках и прикалывается : ой посмотри что это ? это-же прялка! Людей засосала такая же трясина как и тебя, они тоже хотят езьдить на мерсах, в крутых очках и перстнях. (В суете будних дней мы как герои кино, суть которого в том,
      Что толи время изменило людей, толи люди изменили его…) В. Обломов.

  • Tata говорит:

    Михалков в Нижегородской области отстроил себе поместье в Щепачихи. Местные не нарадуются- есть работа

  • Даниил говорит:

    Спасибо за фильм создателям! Проблема очень актуальная!
    И вот мои мысли по этому поводу:
    как заметили создатели фильма образ русского крестьянина стал уничтожаться еще троцким, затем в перестроечные годы и так далее. Но давайте ставить вопрос почему сегодня туда никто не хочет возвращаться: во первых отсутствует (для семейных) инфраструктура (дет. сады, щколы, объекты культуры и досуга и т.д.), во вторых уже мало тех кто может жить и работать в условиях деревни, в третьих где пропаганда под каким лозунгом туда поедет молодежь, в четвертых экономическая составляющая жизни там. Проблема комплексная и системная тут нужно что типа ГОЭЛРО и комсомольцев, но к этому нужны предпосылки, так сказать почва для создания серьезного прецедента, а у нас пока рак на горе….
    Я вот к примеру, очень хочу в деревню, мне уже 32 года, она меня зовет, и я уже точно понял себя и разобрался в себе, что сельская жизнь и труд это мое, я периодически сталкиваюсь с атрибутами сельской жизни (живу в ближнем подмосковье держу небольшое хозяйство, на работе тоже есть хозяйство), и чувствую что я созрел для этого уже давно, и чтобы самореализоваться в этом мне надо туда на волю, в деревню на гектары, я даже продумал как и чем зарабатывать, и даже как это сделать постепенно без стресса для семьи. Но, а как же семья, супруга боится она горожанка (магазины, витрины, кино), затем волнительно за детей, где им там учиться и развиваться. У меня есть единомышленники среди знакомых, кто тоже хочет уехать в деревню, в основном это те кто выросли в сельской местности, они уже в полной мере ощутили все прелести жизни в мегаполисе и особенно условиями работы в затхлых офисах. Общение с ними дает мне надежду что почва потихоньку зреет, я уверен таких как я уже немало, осталось только сделать первые шаги самым смелым и отчаянным, народ скоро начнет возвращаться, нам просто подменили ценности и мы поддались забвению, но как сказал классик: злая пуля – научи меня жить, добрый камень – научи меня плавать. Мы с лихвой наелись пробок, бетонных коробок, душных вагонов метро, офисов и гипермаркетов. Пора на волю, пора опять стать настоящими мужиками и бабами, пора на землю, на нашу землю-матушку!

  • инна говорит:

    Практически почти все (за исключение мигрантов), что я увидела в этом фильме уже было в литературе – последнее прочитанное – это “Дневник” Юрия Нагибина, там тоже безумное пьянство и заросшие поля в 60-е годы. Так что нечерноземная Россия уже лет семьдесят гибнет. Белгород ведь живет. Интересно бы узнать = почему? Тоже русские люди. Про Белоруссию и не говорю, и раньше так было. А в 60-е-70-е стоило выехать из Ленинграда в сторону Ивангорода, сразу за Нарвой рекой начиналась “заграница” – дороги без колдобин, поля чистенькие и т.д. Вот бы этой проблемой заинтересоваться Михалкову, что же есть такого в нашем народе? Вот Финляндия по соседству, такая была “чухна” нищая и пьющая, а теперь…

  • Олег говорит:

    Хотелось бы сударю Н. С. Михалкову задать только один вопрос: “Как Вам, Никита Сергеевич, на фоне русской деревни смотрится олимпиада в Сочи?”

  • лариса говорит:

    я с огромным интересом посмотрела фильм.творчество великого режиссёра и его обсуждение ,как владельца усадьбы(которую он ,конечно сам заработал)-какие-то абсолютно разные вещи.
    К сожалению ,люди, которые посмотрели “Чужую землю” и не увидели боль за свое отечество, которые не увидели красоту , если хотите, этого исторического слома….так как кое-где я увидела кадры воистину совершенной красоты…так вот, эти зрители просто так потратили время.
    Мне глубоко безразлично,как там живёт в своей усадьбе с прислугой Михалков,что и с кем он ест и пьёт…но фильм”Чужая земля”-удивительно духовный и настоящий.

  • Наталия говорит:

    Фильм впечатляющий…Только Михалков через-чур политкорректен в отношении Кто виноват…-сразу видно .что он бывшее доверенное лицо Путина и спасать Россию просит:МЧС,Милицию и Скорую Помощь….АБСУРД.

  • Сергей говорит:

    Не вижу, лично, никакой драмы…Это естественный процесс, что люди покидают деревни. В США в сельском хозяйстве занято 4% лишь населения. Этого достаточно, чтобы прокормить остальное население…Остаются в деревнях те, кто не хочет или не может уехать физически (старики). Или алкоголики, у которых вообще нет никакой мотивации….И уж тем более не стоит рассматривать этот процесс как какую-то беду….А вот проблема мигрантов – да, есть она. Но это уже совсем другая тема.

  • Галина говорит:

    Фильм затрагивает самые глубинные струны души. В деревню приезжала только летом к бабушке погостить, этой деревни уже нет и в округе тоже пусто. И не закрыть эту пустоту рекламными щитами, она, как пулевое отверстие в сердце. Даже родились стихи, хотя Поэтом себя не считаю.
    Русь святая, сторонка милая,
    Не проехать и не пройти,
    Вся дорога – тропа унылая,
    Умирает в деревне жизнь.

    Износились и рухнули крыши,
    Дождь в разбитые окна бьет,
    Закричишь, и тебя не услышат,
    Больше здесь никто не живет.

    Что врагам совершить не по силам,
    Революциям не согнуть,
    Нашим “рынком” деревню добили,
    Как крестьян на землю вернуть?

    Наш продукт теперь иностранный,
    Витаминное пьём молоко,
    Как с обложки, сверкающей глянцем,
    Чудо-яблоко не гниет!

    Только множество разных болезней
    Возникают, то здесь, то там.
    И лекарства мы пьём всё “чудесней”,
    А шагаем все к праотцам.

    Церкви строим, но жертвы новые
    Для откормленного тельца,
    Что зовётся зелёным долларом,
    И съедает всех до конца.

    Ты прости неразумных нас, Боже,
    Все без пастыря разбрелись,
    И живем мы теперь, кто как может,
    Пряча совесть свою и мысль.

    Незаметно мы стали рабами
    Новой власти и новых бар.
    Иноверцев клыкастая стая
    Свою волю диктует нам.

    Чужаки к нам пришли и осели,
    Свой устав, да в наш монастырь!
    Православье не стало слабее,
    Но горит иноверцев пыл

    В интернете картинки гнусные
    Смерть, насилье, кровь без конца,
    Вымирают в России русские,
    Исчезают деревни с лица…

    С наслаждением Русь растлевают
    Где ж вы, Духа Богатыри?
    От соблазнов и лживой морали
    Вы детей сберечь бы смогли!

    Равнодушно мы в спячку впадаем,
    Не в России ли мы живём?
    Бей же в колокол, Русь Вековая,
    Мы на Вече к тебе придем!

    Верю, что такие как Даниил, уже созрели вернуться, нужен толчок, нужна программа не меньше Столыпинской.

  • СЕМЁН говорит:

    операторская РАБОТА ШИКАРНАЯ) но в целом впечатление от фильма отрицательное. Главная ошибка это однобокость. она убивает на корню всю документалистическую правду, тем самым превращая фильм в фарс. Если есть чёрное, должно быть белое. Здесь одна темнота, переходящая к концу в какую то недотрагикомедию. но снято очень красиво.

  • Сергей говорит:

    Я сам родилса и вырос в деревни и то что показано в фильме Михалкова для меня не новость.Спосибо ему что он поднял эту тем,пусть в Москве посмотрят.Отвечю на вопрос почему люди уежают с деревни,нет работы а какя есть она низко оплачеваемая.Зарплаты в деревнях 3-5 тыс руб в месяц и те дают раз год,пусть в Москве кто нибуть проживит на эти денги.Все немогут быть бизнисменоми кто то должен и работать,а хозяиство которое выращеваетса скупшики скупят за копейкм.Например свинина 80 руб кг тоесть свинья 100 кг стоит 8000р а её надо год кормить.За школы больницы и дороги говорить не будем их и в городах на перефирии нет.Сам работаю в Москве иразницу в жизни вижу своими глазами и свом детя не желаю деревенской жизни,кто хочет пусть попробует,деревень брошеных много а интузиастов с города жить в деревни нет.Не надо искать кто виноват Троцкий или ещё кто,сельское хозяиство разволилось в90 е годы.А если раньще при Советской всё было плохо почему умные дермократы за 20 лет не чего не зделали.Ладно всего не напишеш,за державу обидною

  • Уведомление: Не стоит село без праведника (ФОТО) | Церковь Успения Богородицы

  • Галина говорит:

    Никита Сергеевич, спасибо Вам за фильм «Чужая земля»!
    7 января поздним вечером случайно попала на этот фильм только потому, что переключала каналы с целью пропустить рекламу в фильме “В начале славных дел” – о Петре Первом, который создавал, преумножал, творил Россию… И вдруг попала в наше время – на фильм, рассказывающий о разрушении духовности России, выражающемся в равнодушном отношении к Своей Земле! Это потрясло!
    Фильм сильный, глубинный, пронзительный, вызывающий душевную боль, стыд за нас, россиян, потакающих таким катастрофам, не сопротивляющихся дальнейшему разрушению векового крестьянского, сельского уклада в стране.
    Фильм обнажает правду, которая сокрыта за цветастыми ширмами олимпийского Сочи, показушными демонстрациями появлений важных чиновников то там, то здесь, а то и на богослужении с супругой на фоне одетых в белое и с напряженными лицами детей… Все это нарочитое, навязываемое жителям страны как продвижение «к светлому будущему», раздражает и пугает: а что со страной будет дальше?
    Этот фильм, как оказалось, уже показывали в октябре. Никто из моих знакомых его не видел. Я увидела его случайно, сегодня ночью. Почему его не анонсируют?! Название этого фильма я не нашла и в программе интернета. Такое впечатление, что только благодаря авторитету Никиты Сергеевича, этот фильм все-таки показывают, но украдкой. Зато дебилизирующие фильмы и патетические репортажи от ВГТРК ежедневно заполняют все каналы в самое востребованное время суток (исключение – канал «Культура»).
    Фильм «Чужая земля» нужно показывать и показывать! – как крик, как вопль о том, что с нами происходит, что мы теряем, или уже потеряли. Как назидание каждому из нас по мере своих сил делать попытки спасти кто что может в России: землю, крестьянство, образование…

  • pol говорит:

    Поздно уже, поздно…

  • Уведомление: 20 семей костромских казаков выразили желание переехать на село | Церковь Успения Богородицы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *