Каково значение двуглавого орла?

by on 10.07.2013 » Add the first comment.

10.07.2013

Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?
Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно поэтому он стал также божественным или царским знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею. Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32: 8–12).
.
Шумерский бог Нинурта.
Шумерский бог Нинурта
.
Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49: 15–16). Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл. 11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в христианской символике, орел стал олицетворением горнего мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России) орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.
.

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ).

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ)

Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.

Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории – Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведет к добру»[1].

 Орел Священной Римской империи германской нации.

Орел Священной Римской империи германской нации

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы – гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.

 Орел Священной Римской империи германской нации.

Орел Священной Римской империи германской нации

В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Государственная печать Ивана III 1497 г.

Государственная печать Ивана III 1497 г.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом.

Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем[2]. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13).

Федор Гайда
Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *