Небесный десант. В марте под Рязанью прошли испытания по десантированию полкового мобильного храма

by on 11.05.2013 » Add the first comment.

11.05.2013

В марте под Рязанью прошли испытания по десантированию полкового мобильного храма. Он один такой на все армии мира. Представляет собой большую надувную палатку 8 на 20 метров,  которую сбрасывают на парашютной платформе П-7 (обычно она  используется для военной техники и грузов). Чтобы подготовить походный храм для богослужения, согласно ТТХ нужно 5-7 минут, хотя, конечно, зависит от ситуации.

К палатке прилагается церковная утварь, в том числе алтарь, иконы и всё, что нужно, завёрнутое в поролон. Иконы для ВДВ сделали особые – десантные, из текстиля. Храм очень компактно пакуется, а после приземления надувается компрессором. В церкви могут одновременно присутствовать на службе около ста человек.

Десять священников, которые окормляют Воздушно-десантные силы, прыгнули с Ил-76 следом за мобильной церковью. Накануне приготовились. В частности, изучили «Устройство многокупольных парашютных систем, применяемых для десантирования военной техники на парашютных платформах». У некоторых за плечами по 500 прыжков, так что люди привычные, но чтобы вот так, вместе с церковью, – это впервые. Главный священник ВДВ Михаил Васильев пояснил: «Это такая возможность добраться до паствы, которая состоит из десантников. Часто они оказываются в таких местах, куда Макар телят не гонял. И мы, священники, нуждаемся в способах доставки туда».

 

Приземлились успешно, с помощью десантников собрали церковь. Идея создания такого храма родилась у военных год назад. Священникам она понравилась. Разумеется, часто сбрасывать его с парашютами не придётся. Для перевозки по суше используется автомобиль «КамАЗ». В этом случае к храму прилагается прицеп с модулем жизнеобеспечения. Он включает в себя дизель-генератор, холодильник, кондиционер, блок-кинобудку, кинопроектор, колонки  и т. д. Кроме походной церкви, у десантников есть и обычные, числом двенадцать, и пять часовен.

Всего в начале 2010 года на территории российских воинских частей действовали 530 храмов (они появились без приказов и государственного финансирования).

Много это или мало?

В армии Российской империи служили 5 тысяч военных священников и несколько сотен капелланов. Сейчас в Российских вооружённых силах 42 священника, ещё 200 мест остаются вакантными. Это показывает, с каким трудом восстанавливается у нас корпус военного духовенства. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков являлся противником института военных священников и всячески ему противодействовал. Возможно, сейчас всё изменится. Патриарх Кирилл, комментируя назначение министром Сергея Шойгу, выразил надежду, что его приход поможет «скорому и эффективному разрешению проблемы, возникшей на уровне министерства».

О какой проблеме идёт речь?

Потребность в капелланах велика. Протоиерей Дмитрий Смирнов говорил о том, что верующими являются 63 процента военных. Правозащитник Сергей Мозговой, не слишком доброжелательно настроенный к религии, называет значительно меньшую цифру – 25 процентов. Но даже если принять его заключение, речь идёт о сотнях тысяч солдат и офицеров.

Поэтому, по мнению протоиерея Дмитрия Смирнова, высказанному в 2006 году, армия нуждается в 3,5 тыс. священнослужи­телей. Иерей Михаил Васильев назвал более скромные цифры: около 400 православных священников, 30-40 мусульманских мулл, 2-3 буддистских ламы и 1-2 иудейских раввина.

Сердюков решил, что довольно 200-250 священников. Собственно, ему и это, надо полагать, казалось лишним. Но Президент Медведев в июле 2009 года уже принял решение по военному духовенству, саботировать которое приходилось разными способами. Например, капелланам были предложены зарплаты в  два-три раза меньшие, чем у новоиспечённых лейтенантов. Ничего подобного в других армиях мира нет. Там капеллан получает столько же, сколько обычные офицеры. Как заметил архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий: «Денежное довольствие военных священников, регламентированное в Минобороны, весьма скромное. Его не хватит для содержания священнослужителя и его семьи. На такую сумму жить невозможно. Священнику придётся искать заработок на стороне. А это очень сильно будет влиять на его службу».

Но его слов пока не услышали.

К началу 2010 года институт военного духовенства отсутствовал только в трёх крупных военных державах мира: КНР, КНДР и России. Причём рассуждения правозащитников (того же Мозгового) о том, что военный священник может принести в армию религиозную рознь, не находят понимания ни у  мусульман, ни у иудеев. Растам Валеев, полномочный представитель Верховного муфтия, председателя ЦДУМ России, заявил: «Я солдатам-мусульманам говорил: нет сейчас у вас муллы – идите к православному батюшке». Ту же мысль, только другими словами, высказал и председатель Конгресса еврейских религиозных организаций России раввин Зиновий Коган.

Поэтому недостаток взаимопонимания между военными и духовенством возникает в другой плоскости. Как объяснил начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичёв: «Служба военных священников несёт армии нравственный аспект, нравственное измерение. Как было во время войны? Священник находился всегда рядом с бойцами. А когда солдат получал смертельное ранение – в медпункте, где провожал его в последний путь, отпевал. Потом сообщал родным, что их сын или отец погиб за царя, Отечество и веру, предан земле в соответствии с христианскими обычаями. Это тяжёлая, но необходимая работа».

В своих воспоминаниях о Первой мировой войне полковник Свечин писал: «Мой первый священник был не красноречив, но каждое пополнение, приходившее в полк, встречал краткой речью, в которой указывал, что им выпало великое счастье служить в 6-м полку: в других полках убитых бросают на поле сражения, а в 6-м полку – всех зарывают, и он считает своим долгом каждого отпеть по обряду религии. Каждый прибывший может быть уверен, что он его в надлежащий момент отпоёт; если он не верит этому, пусть справится у стрелков, бывавших уже в бою. Речь была неказиста, пугала новичков, но похоронное дело, к чему сводились обязанности священника 6-го полка, действительно было солидно поставлено».

Трудно не разглядеть здесь, помимо уважения, ещё и иронию. Для мёртвых этот славный батюшка делал всё, для живых – ничего. Зачем такой священник нужен армии в мирное время, неизвестно. Превратить военное духовенство в похоронную  команду – это значит загубить институт капелланства в России на корню.

Позицию Церкви озвучил протоиерей Дмитрий Смирнов: «Мы хотим, чтобы каждый военнослужащий понял, в чём заключается христианское отношение к жизни, службе, товарищу. Чтобы в армии не было суицидов, побегов, самострелов. А самое главное – донести до человека в погонах, ради чего и во имя чего надо быть готовым отдать жизнь за Родину. Если нам удастся всё это, то будем считать, что наша работа дала плоды».

Надо полагать, что десяти батюшкам, купола которых успешно раскрылись над Рязанской землёй, этого объяснять не надо. Не испугали их и небольшие оклады. Они – начаток и будущий костяк нашего военного духовенства. Хорошо в небе, но слишком много дел ждёт их на грешной земле.

Владимир Григорян

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *