20 апреля — день памяти супруги Великого Князя Иоанна III Софьи (Зои) Палеолог

by on 20.04.2016 » Add the first comment.

Софья Фоминична была племянницей последнего византийского Императора Константина XI Палеолога, убитого при взятии турками Константинополя…

 В 1467 г., когда овдовел Великий Князь Иоанн III (1440–1505), Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что она благоприятствует латинству, решил посватать ее за московского жениха, чтобы при ее посредстве приобщить к унии Московское государство.

При этом римским послам были даны инструкции обещать Руси Константинополь как «законное наследие русских царей».

После женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, в 1473 г. венецианский сенат обратился к русскому монарху с таким же напоминанием: «права на византийскую корону должны перейти к вам».

Все это было еще до появления всех известных ныне русских письменных источников о Третьем Риме – они являются более поздним оформлением этой самоочевидности.

Как мы знаем, брак Иоанна с Софьей имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал папа.

Новая русская Великая Княгиня принесла с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей православной верой и мудрым государственным устройством («симфонией» двух властей: государственной и церковной).

Главное же: после покорения Византии турками,  Софья  передала права  Государей Второго Рима как своему  православному супругу – московскому Великому Князю, так и будущим своим от него православным потомкам.

Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания Москвой русских земель, так и в выработке русской национальной идеологии Третьего Рима.

Символическим знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие государственным гербом двуглавого орла. Известна русская государственная печать 1497 г. с изображением двуглавого орла.

Именно при Иване III двуглавый орел стал использоваться на Руси в качестве герба, преемственного от ромейско-византийского Второго Рима. Там этот древний восточный символ победы и власти был принят еще первым христианским Императором Константином и считался официальным гербом при последней династии Палеологов. (См.: БСЭ. 3-е изд. Т. 7. С. 598; Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995. С. 294-296; Лебедев В. Державный орел России. М., 1995. С. 33).

Тем не менее, вопреки этому общепринятому факту, некоторые авторы-западники утверждают, что якобы «знаком власти византийских императоров  двуглавый орел никогда не был», а появился в таком качестве лишь на Западе в восстановленной «Священной Римской империи», откуда и был перенят Иваном III в виде подражания «высокому положению западных императоров» (Соболева Н.А. Российская государственная символика. М., 2003. С. 12-42).

Но, во-первых, западные монархи использовали двуглавого орла именно потому, что претендовали на преемственность от константиновской Империи.

И во-вторых, для русского Царя это было не подражание (да и кому: еретикам-латинянам?!), а законное отнятие римско-византийской преемственности и ее символики (несомненно не западного происхождения) у ее узурпаторов – западных императоров; женитьба на Софье тем более подтолкнула к этому естественному шагу.

Еще один исследователь считает византийскую версию происхождения русского орла «не достаточно убедительной» по иной причине: мифологические изображения двуглавой птицы издавна известны на Руси (но ведь это еще не двуглавый орел); двуглавого орла мы находим с Х века на одеянии князя Ярослава Всеволодовича, на фреске храма Спаса-Нередицы 1199 года, на одежде свв. Бориса и Глеба на фреске 1380 г. в одном из монастырей, на монетах Великого князя Тверского Михаила Борисовича, брата первой жены Ивана III (но не результат ли это давних тесных связей Руси с Византией?) – и лишь потом, по мнению этого автора, «двуглавый орел покинул периферию монументального и декоративно-прикладного искусства Древней Руси и перелетел на великокняжескую печать».

Однако этот же автор признает, что Иван III видел в этом «значение всемiрного центра истинной веры – Православия.

Эта преемственность, поднимавшая Русскую державу на уровень решения становящихся вселенскими национальных проблем, и оказалась решающим фактором при формировании векового герба нашего Отечества» (Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М. 2003. С. 39, 35, 37, 81, 86-87, 90).

В любом случае речь идет именно о преемственности от Римско-византийского Царства – Второго Рима, и двуглавый орел как символ вселенской Империи был принят на Руси именно в таком значении.

Даже если современники не до конца понимали такое историософское значение русского герба, оно Божиим промыслом было дано русскому народу как задание, как замысленная о нем Русская Идея, и было осознано позже.

Со временем на груди орла появилось изображение древнего герба Москвы – всадника, поражающего змия, причем всадник изображал как св. Георгия Победоносца, так и Государя, поражающего своим копьем всех врагов отечества и всякое противогосударственное зло.

Это отличало русского двуглавого орла от всех западноевропейских притязателей на тот же герб.

Источник

Смотрите также:

Византия — Второй Рим

Папский просчет и торжество Третьего Рима

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *