Освящение храма Святой Живоначальной Троицы в селе Захарово

by on 12.09.2019 » Add the first comment.

В субботу 12 октября Митрополитом​ Крутицким и Коломенским Ювеналием был совершен чин Великого освящения храма Святой Живоначальной Троицы.

Митрополиту сослужили​ епископ Луховицкий Петр, благочинный церквей Клинского округа Евгений Мальков, настоятель Троицкого храма в Захарове игумен Тихон, священники Клинского благочиния.

Более ста верующих из села Захарово, а также из окрестных деревень и, конечно, из Клина участвовали в праздничной Божественной Литургии по архиерейскому чину.

Троицкий храм в селе Захарово – один из старинных храмов Клинского благочиния. История окрестных деревень уходит в XVI век, приход существует три столетия, а нынешний каменный храм стоит уже без малого 200 лет.

Первое письменное упоминание о деревне Захарово встречается в «Подлинной переписной книге дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черноямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова» и относится к 1646 г.1 В то время Захарово находилось в вотчине Троице-Сергиева монастыря.

Следующее упоминание находится в «Подлинной переписной книге посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева» за 1678 г. Захарово числилось по-прежнему за Троице-Сергиевым монастырем, в деревне насчитывалось 14 дворов2. В «Ревизских сказках… Клинского уезда» за 1709 г. Захарово названо новопоселенной деревней («того ж монастыря»)3. Далее она встречается в «Ревизских сказках» за 1715 г.4 Следующая запись о Захарове, сделанная в «Переписных книгах Клинского уезда», относится к 1723 г. Здесь впервые упомянут храм, а деревня названа «селом»: «вотчины Троице-Сергиева монастыря села Захарова церкви Живоначальныя Троицы поп Михайла Иванов» 5.

В 1768 г. село Захарово было во владении Коллегии экономии. При церкви упомянуто кладбище6. В 1816 г. в селе насчитывалось 104 двора, проживало 368 душ мужского пола и 434 – женского7. К 1823 г. количество дворов увеличилось до 115, выросло население: 378 человек мужского пола и 443 – женского8. В 1855 г. было зафиксировано 148 дворов, мужчин проживало 592, женщин – 705,8 дворов принадлежали помещице Гурьевой, остальные – казенному ведомству9. Последняя запись о количестве дворов и населении относится к 1859 г. В это время в селе насчитывалось 210 дворов, проживали 661 мужчина и 712 женщин. В начале XX в. село Захарово числилось в благочинии третьего округа Клинского уезда.

Интерьер церкви Св. Троицы в Захарово Клинского района Московской области.
2 октября 2005 года

Наиболее ранние сведения о существовании в Захарово Троицкой церкви содержатся в справке Московской духовной консистории: «…Построена оная церковь 1717 года июня 15 дня тщанием прихожан…»10 Известно, что в это время храм был деревянным, при нем имелась колокольня. К началу XIX в. здание постепенно ветшало, и в 1816 г. священником с прихожанами было составлено прошение о строительстве поблизости каменной церкви также во имя Живоначальной Троицы с приделом Архангела Михаила11. В 1819 г. разрешение было получено, вероятно, в это же время началось ее строительство. В 1823 г. строительство еще продолжалось, но не хватало дров для обжига извести. В связи с этим попечитель храма крестьянин Иван Васильев обратился с просьбой разрешить разобрать окончательно пришедшую в негодность деревянную колокольню, чтобы материал от нее употребить на дрова12.

В 1829 г. строительство Троицкого храма с теплым приделом во имя Архистратига Михаила и приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери было завершено. Храм был выстроен в стиле ампир. Небольшой квадратный в плане объем с полуциркульной апсидой с восточной стороны был увенчан купольной ротондой с двенадцатью крупными арочными окнами. Южный и северный фасады были украшены колонными портиками.

Вскоре после постройки церкви к приходу была приписана деревня Бортниково, в которой насчитывалось более 100 жителей. В результате в храме стало тесно и «многие из прихожан не могли участвовать в общественном богослужении» 13. В связи с этим священником храма в 1855 г. были собраны средства для строительства трапезной церкви и новой колокольни. Строителем был назначен крестьянин села Захарово – Василий Васильев14.

В 1858 г. архитектором Николаем Васильевичем Никитиным были составлены проект и смета на новые постройки15. В апреле того же года было получено разрешение на строительство, а к осени 1858 г. уже был сделан фундамент16.

 1988 г.

Однако инженером Московской палаты Государственных имуществ Владиславом Осиповичем Грудзиным была составлена новая смета, по которой строительство обходилось намного дешевле17. Это объяснялось тем, что «в составленном на эту постройку известным в Москве архитектором Никитиным проекте изначальные столбы, долженствующие поддерживать изначальную часть груза сводов, назначены круглыми в виде колонн вместо общепринятых для сельских церквей четырехугольной формы, как более удобной по местным средствам к выполнению; подобным образом и столбы колокольни назначены восьмигранными незначительной толщины вместо употребляемых четырехгранных большей толщины. Хоть такое смелое предположение вообще в техническом отношении и пользе считается невыполнимым, но в частном применении для Захаровской церкви оно недопустимо, ибо для складки подобных столбов… пришлось бы нарочно заказывать Московских каменщиков… тогда как обыкновенной конструкции столбы, т.е. общепринятые в сельских церквях формы и толщины могут быть складены без затруднения местными средствами .. ,» 18

Летом 1859 г. были утверждены новые чертежи с внесенными в первоначальный проект изменениями. После чего они были переданы в консисторию с уведомлением, «что постройка может быть произведена, во всем согласно утвержденному проекту и желанию прихожан, но с тем, чтобы внутренние круглые столбы в трапезе до пяти арок были сделаны из плотнопритесанных белых камней, и чтобы столбы колокольни на высоту 2,5 аршин от горизонта земли тоже отделаны были из камней. Дальнейшая кладка столбов до пяти арок может быть произведена из хорошего кирпича с надлежащею прокладкою плитою, и чтобы фундаменты как под колоннами, так и под колокольней устроены были с надлежащей тщательностью и на плотном материке, а надзор за правильностью постройки поручен был лицу, имеющему законный аттестат о своих познаниях в строительном искусстве» 19.

Таким образом, в 1859 г. к храму по продольной оси были пристроены трапезная и колокольня. В декоративной обработке трапезной были применены средневековые (романские) мотивы – верхнюю часть фасадов украшала аркатура на консолях, помещенная между плоскими лопатками. В интерьере двухпридельная, квадратная в плане, четырехстолпная трапезная имела центрическую композицию. Ее обширная средняя часть была перекрыта парусным сводом, опирающимся на круглые колонны со стилизованными псевдороманскими капителями. Боковые компартименты были перекрыты коробовыми сводами с распалубками, угловые – крестовыми сводами. В таком виде трапезная сохранялась до 1970-х гг.

Столпообразная шатровая колокольня была возведена в стилистике русского зодчества XVII в. Ее прототипом является известная ярославская колокольня при церкви свт. Иоанна Златоуста в Коровниках. Облик самого храма был немного изменен в характере новых пристроек – вместо портиков на северном и южном фасадах появились глубокие лоджии с романской аркадой, алтарь был украшен аркатурой на консолях аналогичной аркатуре на трапезной. К востоку от храма находилось кладбище, от которого осталось несколько белокаменных надгробий второй половины XIX в.

В 1869 г. при церкви была выстроена небольшая кирпичная сторожка, крытая железом20. В 1890 и 1892 гг. на церковной земле были поставлены два бревенчатых сарая для хозяйственных нужд21. На рубеже XIX-XX вв. стены и своды были расписаны темперной живописью, в частности в куполе до конца XX в. сохранялась композиция «Троица в окружении архангелов», на сводах трапезной до их обрушения прослеживалась орнаментальная живопись.

В 1930 г. богослужения в храме прекратились, а вскоре последовали аресты наиболее активных прихожан. Родом из семейства диакона села Захарово происходит священномученик протоиерей Иоанн Васильевич Парусников (02.06.1869 – 07.03.1938). Последним местом служения батюшки было село Нестерово Орехово-Зуевского района. Отец Иоанн был расстрелян на 46-м году священнического служения на Бутовском полигоне и погребен в безвестной могиле, его память почитается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Орехово-Зуевских22.

В апреле 1934 г. Клинский райисполком ходатайствовал о закрытии церкви и переоборудовании ее под школу23. Однако вышестоящей инстанцией было указано не производить формального закрытия церкви «впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома». Решение исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся было принято 29 января 1941 г.: «Учитывая, что церковь в с. Захарово бездействует, группа верующих распалась и новой группы верующих после соответствующего извещения не оказалось, разрешить Исполкому Клинского Райсовета церковь в с. Захарово закрыть, а здание переоборудовать под школу» 24.

Однако оборудовать в разграбленном храме школу не успели, грянула война. Старожилы запомнили как суровый урок тот факт, что фашистские захватчики вошли в село 21 ноября 1941 г., в день празднования одного из престольных праздников – Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Храм и колокольня получили повреждения в ходе боевых действий, но все-таки первый снаряд начавшегося артобстрела влетел в избу главного местного «энтузиаста» в деле расхищения храмового убранства, убив при этом всю семью.

После войны здание использовали как склад, через центральное окно алтаря в апсиду сваливали селитряное удобрение. Намокая, химикаты проникали в стены, разрушалась кладка. Затем храм бросили бесхозным, и его стали постепенно растаскивать. К 1975 г. у четверика были утрачены лоджия на южном фасаде, фронтон над лоджией на северном фасаде, глава, венчавшая ротонду. Во всем здании исчезло полностью внутреннее убранство, оконные и дверные заполнения, была разобрана церковная ограда. Разрушение храма неумолимо продолжалось в конце 1980-х гг., когда обрушились крыша и своды трапезной, а на стенах выросли березы. На могилах старого церковного кладбища в этот период были выстроены жилые дома, останки погребенных валялись в котлованах, выкопанных под фундаменты.

В 1994 г. верующие получили благословение митрополита Ювеналия на воссоздание общины Троицкой церкви. Сначала богослужения проходили в ветхом деревенском домике, затем – в местном клубе. Первая Литургия в самом храме состоялась в 1996 г., с тех пор проводятся регулярные богослужения.

2003 г.

В начале 2000-х гг. в храме начались ремонтно-реставрационные работы. В первую очередь были устранены завалы и восполнены утраченные участки кладки. Восстановление четверика включало воссоздание северной лоджии с фронтоном и лестницей на паперть. Также выполнены новые покрытия четверика и колокольни, установлены кресты, вокруг храма была сделана бетонная отмостка. Четверик и ротонда заново оштукатурены и покрашены, выполнена защитная известково-эмульсионная обмазка на стенах трапезной и колокольни. Осуществлены электрификация и газификация храма, в используемом для богослужений приделе смонтирована отопительная система, противопожарная сигнализация, установлена молниезащита. На молчавшую 70 лет колокольню были подняты три новых колокола. На прежде запущенной территории, которую община оформила в пользование прихода, проведены асфальтовые и каменные дорожки, разбиты цветники. Улица в селе, на которой расположен храм, отныне носит официальное название Троицкая.

В апреле-мае 2012 г. по инициативе благочинного храмов Клинского округа священника Евгения Малькова специалистами ООО «Геостройком» было проведено инженерно-геофизическое обследование конструкций трапезной на предмет определения несущей способности фундаментов, стен и колонн для восстановления сводов, перекрытий и кровли.

17 октября 2016 г. Фондом восстановления порушенных святынь Московской епархии была открыта Заявка №34 от прихода Троицкого храма села Захарово на финансирование разработки проекта реставрации здания Троицкого храма25. В рамках реализации Заявки 2 февраля 2017 г. в Троицком соборе города Клин состоялась встреча рабочей группы по восстановлению храма. Во время встречи был подписан договор, подготовлена Заявка на получение задания в Управлении культурного наследия Московской области, обсужден текущий ход и перспективы проектно-изыскательских работ.

2018 г.

В этом году закончилась всеобъемлющая  реставрация храма, которая включила в себя практически все виды работ внутри и снаружи здания, на храмовой территории и на колокольне, которая имеет редкий стиль – «ярославская свеча». Восстановление храма велось на пожертвования, поступающие в благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

На реставрационные работы в Троицком храме из фонда по восстановлению порушенных святынь было потрачено более 40 миллионов рублей.

Автор: игумен Тихон (Полянский)

1 РГАДА.Ф. 1209. On. 1. Ед. хр. 15627. Л. 117.
2 РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Ед. хр. 15628. Л. 173об.
3 РГАДА. Ф. 350. On. 1. Ед. хр. 182. Л. 69.
4 РГАДА. Ф. 350. On. 1. Ед. хр. 185. Л. 356.
5 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 1371. Л. 662.
6 Кусов B.C. Земли Московской губернии в XVIII веке. М., 2004.
7 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 752. Д. 4299. Л. 2.
8 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 208. Д. 656. Л. 3.
9 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 439. Д. 19. Л. 4.
10 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 208. Д. 656. Л. 3.
11 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 752. Д. 4299. Л. 2.
12 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 208. Д. 656. Л. 1.
13 ГБУ ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 439. Д. 19. Л. 1.
14 Там же.
15 Там же. Л. 7,14.
16 Там же. Л. 15.
17 Там же. Л. 28.
18 Там же. Л. 33.
19 Там же. Л. 47.
20 РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 948. Л. 23.
21 Там же.
22 Дамаскин (Орловский), агум. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Февраль. Тверь, 2005. С. 357-359.
23 ЦГАМО. Ф. 2157. On. 1. Д. 1138. Л. 34.
24 ЦГАМО. Ф. 2157. On. 1. Д. 2159. Л. 68.
25 Московские епархиальные ведомости. №11/2016. С. 93.

ПРАВКЛИН

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *