У нас есть Царь

by on 07.01.2015 » Add the first comment.

В эти дни мы празднуем Рождество. Всем известно, что это религиозный праздник, в ходе которого люди празднуют рождение одной из ключевых религиозных фигур в истории человечества, Иисуса Христа. Но это неправда. Господь и Спаситель наш Иисус Христос — не религиозная фигура. Он — не основатель еще одной религии.

В наше время люди привыкли делить мир на «обычный», где мы живем своей жизнью, ходим на работу, поддерживаем те или иные отношения с людьми, радуемся или злимся, чего-то добиваемся или терпим неудачу, и «религиозный» мир, где совершаются специфически религиозные действия и переживаются специфически религиозные эмоции, мир, куда можно время от времени убегать, мир, где действуют «религиозные профессионалы» – священники и Епископы.

Но Христос не рождается в «религиозный» мир. Он рождается в этот, обычный, осязаемый мир, где простые люди тяжким трудом зарабатывают на хлеб, сеятели сеют, а строители строят, зилоты партизанят, римляне сурово карают мятежников, политики играют в свои политические игры,  в общем, в наш мир, к которому мы привыкли. И Он приходит, чтобы быть Царем и Господом не в «религиозном» мире, не в какой-то загородке, которую Ему были бы согласны предоставить люди, а в мире вообще. Господь Иисус есть праведный Царь всего этого мироздания, до последнего его атома. Наступит день, когда Он явится во славе, чтобы совершить последний суд и принять Своих верных в свое Царство. Но уже сейчас — Он единственный, кто может по праву претендовать на нашу абсолютную преданность. Преданность не в огороженном «религиозном» мире, а в мире вообще — как говорит Апостол, «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.» (1Кор. 10:31)

Мы, православные Христиане, принадлежим к Царству. У нас есть Царь — Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Нам открыта Истина — и эта истина есть Христос. Нам явлено спасение — и это спасение есть Христос. Самая важная задача в жизни — крепко держаться нашей веры, потому что прошедший год показал,  как легко люди поддаются обману. «И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4:4). — говорит Апостол, и это относится не только к тем лжеучениям, которые мы бы сразу признали религиозными.

Американский психолог и философ Эрих Фромм (будучи, по личным убеждениям, атеистом) обращает внимание на то, что каждый человек нуждается в «системе ориентации и поклонения», религии или квазирелигии, которая помогла бы ему ориентироваться в мире. Как пишет Фромм, «Ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении значительно разнятся по содержанию и форме. Существуют примитивные системы, такие, как анимизм и тотемизм, в которых ответы на человеческие поиски смысла представлены предметами природы или предками. Существуют нетеистические системы, подобные буддизму, которые обычно называют религиозными, хотя в своей первоначальной форме они не имели понятия Бога. Существуют философские системы, подобные стоицизму, и монотеистические религиозные системы, которые дают ответ на человеческие поиски смысла при помощи понятия Бога… Однако я хочу особо подчеркнуть, что существует много других влечений, считающихся вполне светскими, но, тем не менее, берущих начало в той же потребности, из которой возникают религиозные и философские системы… разве не ясно, что сила и фанатизм, с какими люди добиваются этих светских целей, это те же сила и фанатизм, какие мы обнаруживаем в религиях; что все эти светские системы ориентации и поклонения отличаются содержанием, но не основной потребностью, на которую они пытаются предложить ответы? В нашей культуре картина особенно обманчива, потому что большинство людей “верят” в монотеизм, а на деле привержены системам, по существу, более близким тотемизму и идолопоклонству, чем любая из форм христианства»

В самом деле, мы видим как политическая приверженность для множества людей становится формой религии; той «системой ориентации и поклонения», которая определяет всю их жизнь и все их ценности. Это много раз происходило в истории, это, увы, мы видели в прошедшем году — и видим сейчас.

Мы видим, как люди верят пропаганде — с чисто религиозным пылом. Само слово «пропаганда» имеет религиозное происхождение. Выражение Propaganda Fide (пропаганда веры) означала миссионерскую деятельность. Современное значение слово «пропаганда» получает довольно поздно — в годы Первой Мировой войны.

Однако сама деятельность — убедить людей в истинности определенной картины мира и побудить действовать исходя из нее — сохраняет определенный религиозный оттенок. Работа пропагандиста состоит не в том, чтобы как-либо интерпретировать факты – это дело скорее побочное – а в том, чтобы предлагать людям некий Великий Миф, в рамках которого они будут структурировать реальность. Миф должен решать ряд экзистенциальных и психологических задач, давать людям возможность переживать чувство единства со своими, осмысленности, достоинства, причастности к Великому, по праву гордиться, справедливо негодовать, реять флагами и взвиваться кострами. Факты люди и сами проигнорируют, тут им ничего объяснять не надо. Они будут поклоняться нации, партии, прогрессу, героям, чему-то еще, что будет навязано им для поклонения, и приходить в ярость, когда кто-то попробует намекнуть на картонность их кумиров.

Великие Мифы тех или иных политических агитаторов приходят в конфликт с Евангелием — иногда не только из-за содержания, но и из-за того, что они требуют абсолютной преданности. Они требуют, чтобы люди за них ненавидели, убивали и умирали. Евангелие же несет людям мир, прощение и жизнь. Поэтому люди, верные Евангелию, неизбежно столкнутся с непониманием и враждебностью со стороны тех, кто увлечен теми или другими Великими Мифами.

И Церковь, которая верна Евангелию — тоже столкнется, сталкивалась много раз в истории и сталкивается сейчас. Проповедь Евангелия показывает пустоту всех пропагандистских мифов, ложность их постулатов, неосновательность их требований. Даже не активным обличением, а самим свидетельством об истинном Царе, который не посылает людей убивать и умирать за Него — но Сам претерпел жестокое убийство ради их спасения. Подлинная битва, в которой мы участвуем — это битва за души людей между Христом и сатаной. Как недавно сказал Патриарх Кирилл, «Дьявол делает людей врагами, ввергая тем самым мир в пучину войны и страданий. Церковь же не может оправдывать или поощрять братоубийственное насилие. Я призываю помнить об этом, не только говоря с церковного амвона, но даже общаясь с близкими, на бытовом уровне. Нужно разъяснять позицию Церкви, которую, к сожалению, не все и в нашем обществе понимают и разделяют».

Церковь — и в эти дни, когда мы празднуем Рождество, и всегда — несет весть о спасении и примирении. Нам есть куда идти, есть чего держаться — нашей святой Православной Церкви.

Сергей Худиев

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *