Что такое «православие-лайт»

by on 24.10.2014 » Add the second comment.

Охват так называемого хронического «неофитства» в лоне Русской Православной Церкви вызывает тревогу. Волнует именно то, что слишком часто сегодня человек, ищущий дорогу в храм, в результате так и остается за пределами истинной духовной и церковной жизни. Он волей-неволей становится «всегда учащийся и не могущий дойти до познания истины» (2Тим.3,7), то есть вечный «неофит» (это слово, буквально означающее человека, прошедшего оглашение и крестившегося в Церкви, взято в кавычки как давно потерявшее свой первоначальный смысл). 

Первая и главная причина этого – потеря «соли» веры во всем современном обществе, которое уже давно стало «обществом потребления», материалистичным по сути и духу… Какое отношение имеет это к проблеме «неофитства»? Прямое. Начну с главного. Не так давно, в 2010 году, в одном из российских областных городов состоялся международный экономический форум, решения которого, возможно, сделают понятным весь ход последующих церковных реформ. На этом собрании титулованных ученых, чиновников и бизнесменов было озвучено буквально следующее: традиционная Православная вера во всем мире не способствует экономическому процветанию общества, так как она опирается на Евангельское учение, по которому: «Не собирайте себе сокровища на земле… но собирайте себе сокровища на Небе» (Мф. 6,19-20). Более того, Православное вероучение, по мнению, принятому за основу на данном форуме, «откидывает» по всем показателям экономики на 150-200 лет. Следовательно, нужно незаметно (!) изменить общий вектор церковной политики в сторону протестантизма – ведь в странах, исповедующих протестантизм в любых формах, якобы наблюдается стабильный экономический рост. 

Иллюстрацию к такому подходу видел сам, когда в 2009 году привел курсантов военного института на Молодежный церковный форум в Манеже. Их хорошо подготовленный доклад, мягко сказать, не вписался в нескончаемую череду презентаций «православных» фирм и проектов. Сутью громких слов, произнесенных, в том числе, высокопоставленными священнослужителями, о росте капитала и процентах однозначно явилось признание того, что только богатых или стремящихся к богатству благословляет Бог (это уже где-то встречалось, не правда ли?). 

Мне с трудом удалось как-то утешить молодых военных, пришедших искренне поведать об учебных успехах и тяжелом и святом воинском служении. А еще о том, как они ухаживают за храмом-часовней на территории института и каждый день, утром и вечером, собираются вместе для молитвы в этом храме… 

Итак, общество верующих, то есть Церковь земную, исподволь подводят к жизни по «маммоне», переформатируя его по протестанскому образцу. Именно «рыночная экономика», перешагнув церковную ограду, создала то, что мы называем «легким православием» или, на американский манер, «православие-лайт». Оно формирует особый тип мировосприятия в людях, низводя православного верующего – носителя величайшего духовного потенциала, тысячелетиями являвшего собой образец несравненного мужества и героизма, наследника великой духовной культуры – до уровня «продукта», клиента, потребителя «духовных услуг» ( а вот эти кавычки – потому, что так буквально теперь выражаются, рекламируя православные выставки), некоего усредненного православного верующего – вечного «неофита», приспособленного под «рыночную экономику». Этот тип верующего опасен способностью к «клонированию», штампу новых подобных ему – зазывал и менеджеров. 

Почему все так? – другие люди просто не нужны новому бюрократическому аппарату. Это следует из законов рынка: все, кто выше по духовному восприятию или образованности – в изначальном, духовном смысле слова (от «образ» — отображения образа Божия в себе), глубже и тоньше чувствует свою веру – аскеты, богословы и просто искренне молящиеся люди, к которым относятся и истинные патриоты – определённо мешают вести банальную и жесткую борьбу за прибыль 

Именно «рынок» и неотделимая от него политика множат число таких вот «около»: «околоцерковные» и «недовоцерковленные», «идущие» и «ищущие» составляют большинство. Они диктуют моду и модель поведения целым поколениям следующих «неофитов». Таким образом, при общей катастрофической картине упадка праведной жизни в обществе — от оскудения монашеской жизни, до развала института брака, отцовства и материнства – множатся при храмах «люди в серых халатах», а в большие праздники на «мероприятиях» можно видеть молодежь в одинаковых пестрых майках и бейсболках. Они активны, некоторые даже «горят», но тем ли огнем, о котором Спаситель сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49-50)?.. 

Перед тем, как наказать погрязшие в нечестии города Содом и Гоморру, Господь явился праотцу Аврааму, и между ними состоялась трогательная, доверительная беседа, в которой Господь обетовал не наказывать города, если в них найдётся хотя бы по десять праведников (Быт. 18, 23-33). 

Слова Господа верны и непреложны. По сей день лукавый пытается свернуть каждого человека и народы в целом со спасительного пути, и если не удаётся «слева», вовлекая в явный грех, то он всячески пытается напасть «справа» — так, чтобы каждый верующий «имел только вид благочестия, силы же его отрекшийся» (2 Тим.3,5). Сегодня, в воистину апокалиптическое время, делается всё, чтобы не нашлось у нас достаточно праведников для помилования земли нашей. И потому остаётся лишь надеяться, что ещё не поздно бить тревогу. 

Без Царя… 

Необходимо определить главную предпосылку перерформатирования общецерковного сознания и охлаждения народа к вере как следствие или итог целенаправленной борьбы сильных мира с Русским Православием, оставленным ими без Царя… 

Состояние современного российского гражданского общества обсуждается везде. Но всегда за скобками остается то, что оно теперь безбожно по умолчанию. В это молчаливое отвержение Бога как центра и смысла жизни отдельной личности, семьи, общества — вполне укладывается и «золочение куполов», и даже возведение храмов. Общий вектор секуляризации, к сожалению, остается неизменным. Если взять молодежь как социальный слой, наиболее чутко и бурно реагирующий на любые общественные изменения, то картина будет удручающей: вот простой показатель — процент православно верующей молодёжи, неизменно тающий с каждым годом. 

Незаметно и поступательно сдвигаются «окна Овертона»: после опытов по проведению парадов «меньшинств» и сатанинских «арт-перформансов» в святых оградах, уже не удивляют митинги возмущенных «местных жителей» против строительства новых храмов, а желчные нападки на Святую Церковь в СМИ привычно воспринимаются каким-то безобидным стариковским ворчаньем…

До переворота 1917 года в формулу: «За Веру, Царя и Отечество!» — вкладывалось все мировоззрение, вся понятийная иерархия ценностей. Вера была безусловно на страже сакральной сути самодержавной власти, которая, в свою очередь, оберегала Отечество. Сто лет назад священноиерархи Церкви отреклись от Царя, присягнув Временному правительству. Вследствие этого пролились реки мученической и невинной крови. Молитвами новомучеников и исповедников Российских стало возможным «вернуть» России Православие, но величественная фигура последнего Императора и значение крестного подвига, понесенного Им и Его Семьей во имя Святой Веры и народа, остается по-особому, как-то нарочито, в стороне – «на обочине» церковного сознания. 

Не случайно Государь и Его Семья, пострадавшие за Веру и злодейски ритуально умученные, прославлены нашей Церковью лишь в чине «страстотерпцев», а не мучеников. Царь и ныне не нужен тем, кто, в частности, составлял и утверждал на Архиерейском соборе в августе 2000 года основополагающий документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — в нем слово «самодержавие» вскользь упоминается лишь один раз, а монархия названа лишь как одна из форм правления. Впрочем, в этом документе все ладно писано, но… без Царя. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский взывал к русским людям: «…Царь-победитель грядет, и потому знание учения Церкви о Царской власти во всей его полноте православному христианину крайне необходимо знать для его спасения». Однако слишком часто создается впечатление, что простое напоминание о святом Царе-мученике «мешает» некоторым служителям Церкви. Так, недавно один московский клирик предложил подарить икону святых Царственных мучеников в храм, где служит викарный архиерей. Храм большой, а такой иконы в нем нет. «Нет места!» — отрезал владыка…

В ночь на 17 июля – память убиения Царской семьи – много лет собирается в Екатеринбурге самый большой в России Крестный ход от Храма- на-Крови до Ганиной ямы. В этом году людей было очень много, несколько десятков тысяч. Приехали, прилетели за тысячи верст, из России и из-за рубежа. Всю ночь гремела гроза. После многочасового ночного перехода, продрогшие и усталые, люди часами стояли в очереди на исповедь, затем служба под открытым небом. Потом – дорога назад… Никто не роптал, хотя в этом году было издевательски поставлено всего четыре (!) туалетных кабинки и не было ни одной палатки – пункта обогрева и горячего питания. Вот это – кому было нужно? Кто решил (или понадеялся), что если, по полученной из Москвы разнарядке, каждый храм отправит своих представителей на Крестный ход в честь 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, то Царский Крестный ход (ежегодно неизменно многотысячный) будет верующими проигнорирован? Потому как без Царя… 

Когда, вопреки предостережениям со стороны Святого праведного Иоанна Кронштадтского и других светочей нашей веры, из триединой формулы «За Веру, Царя и Отечество» исключили Царя, незримо разсыпалась и иерархия духовных и нравственных ценностей, в том числе в Церкви. Недавно мы стали свидетелями того, как пожилого протоиерея-настоятеля, прослужившего в храме порядка 20 лет и жившего в домике при храме, переводили «с понижением» в другой храм благочиния. Правящий викарный архиерей распорядился выселить его в течение 24 часов. Батюшка, конечно, не смог собраться в суточный срок. Тогда по распоряжению архиерея в жилье (в декабре-месяце) было отключено электричество и отопление.

Мы на каждом шагу сталкиваемся, уже привыкли, притерпелись за век рабства, что к верующим, если это не вписывается в определённые планы «хозяев мира сего», попросту не относятся как к живым людям. Потому что без Царя…

Священник Димитрий Ненароков

Источник

Смотрите также:

Легенда о великом инквизиторе (Фёдор Михайлович Достоевский)

Протопресвитер Михаил Польский. ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Антимонархизм в России обречен на поражение

Правовая защита Священного

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

One Response to Что такое «православие-лайт»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *