Как узнать волю Божию? Иерей Даниил Сысоев

by on 19.11.2016 » Add more comments.

Поздно вечером 19 ноября 2009 года в московском храме апостола Фомы на Кантемировской был убит священник Даниил Сысоев: неизвестный в маске вошел в храм и расстрелял его в упор. В этот день мы публикуем беседу о. Даниила, посвящённую проявлению воли Божией в нашей жизни…

«Есть ли воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Ведь на самом деле Божья воля — она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

“Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать. Если мы будем поступать по своей воле, то, наверняка, ошибемся, потому что, не зная воли Высочайшего Бога, Откровения Создателя, мы обречены на блуждание во тьме этого мира. 
 .

Многие считают, что волю Божию знают и могут узнать только особые подвижники благочестия, старцы, а для обычного христианина будто бы она не доступна. Если мы обратимся к священному Божиему Слову, то увидим, что это не так. Всем без исключения христианам сказано: “умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим.12:1–2)“не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Также есть много других мест Священного Писания, где от христиан требуется, чтобы они знали волю Божию. Таким образом, Священное Писание утверждает, что христианин может и должен знать волю Господа.

Каким же образом нам узнать волю Божию? Для начала мы должны понять, что есть воля Божия, что это такое, чем она является по природе.

Мы в отличие от сектантов, от буддистов утверждаем, что Бог есть Личность, Он обладает самосознанием, Он может сказать Я, Он обладает суверенной властью над всеми существами во Вселенной по праву Творца и в силу этого обладает абсолютной волей.

У воли Божией есть главные свойства. Первое из таких свойств – праведность: воля Бога – источник праведности, источник блага. “Никто не благ, как только один Бог” (Мф.19:17) – сказал наш Господь, то есть в строгом смысле благость присуща только Богу, а нам – по участию в этом благе. Мы можем черпануть из этого океана блага, добра, но сами по себе мы не являемся добром, мы являемся добрыми, но не добром. Добром является Бог, Он океан добра, поэтому нельзя сказать, что воля Божия зла, то есть все зло заведомо не от Бога.

Второе свойство воли Божией – совершенство, то есть все, что не совершенно, служит к несовершенству, воле Бога не соответствует. Основные аксиомы мы должны уяснить, потому что при помощи такого определения очень многое отсекается.

Далее, мы должны понимать, что воля Бога – всемогуща, то есть Бог может все, что захочет, поэтому утверждать, что Бог может то или другое, а другого – не может, если это другое не является чем-то неправедным, будет неправильно. Это очень важные постулаты, которые мы должны держать в своем уме, чтобы познавать, что такое воля Господа.

Также мы должны понимать, что воля Божия служит для исполнения Его глобального плана. Когда мы говорим о воле Божией относительно нас, она касается лично нас, но она связана с общим планом всего мироздания, потому что каждый из нас был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной. Замысел о нас есть до начала времен и наша задача раскрыть именно этот замысел. Глобальная реализация этого замысла в том, чтобы все существа земные и небесные соединились под одним Главой – Господом Иисусом Христом. Весь мир для Христа создан, поэтому глобальная наша цель – встретиться во Христе, соединиться со Христом и иметь Христа своим Главой, чтобы все было возглавлено Христом, чтобы Христос всегда действовал во всех нас. Это глобальная цель воли Божией, в которой все частные проявления сводятся, как частные проявления этого единого глобального плана.

Очень часто люди, ищущие волю Божию, хотящие об этом что-то знать, дискретно ее воспринимают, то есть пытаются ее разделить на кусочки. Например, есть ли воля Божия о покупке автомобиля или нет? Но если мы так будем ставить вопрос, то очень часто вопрос просто не будет иметь никакого смысла из-за не понимания вопрошающим своего места в общей структуре мироздания.

Есть ряд общих вещей для всех существ во Вселенной, в чем проявляется воля Божия. Когда иудеи испросили Христа, в чем воля Божия и какие дела нам делать, чтобы исполнить волю Божию? “Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Ин.6:29) – это первое повеление воли Божией. Все, что мешает вере в Господа Иисуса Христа, есть нарушение воли Бога. Например, человек, который не верует в Иисуса Христа, нарушает волю Господа. Также сказано, что воля Божия, чтобы мы воздерживались от блуда, не злобились, поэтому никакая злоба или ненависть не может быть оправдана волей Божией. Можно сказать, что главным стержнем определения воли Божией являются Заповеди Господни, первая из которых – православная вера.


Возникает вопрос: соответствует ли воли Божией тот или иной поступок? Первое – мы проверяем, противоречит или не противоречит он вере в Господа Иисуса Христа. Второе – противоречит ли он Заповедям. Если противоречит Заповедям или вере во Христа Спасителя, то это заведомо против воли Божией, заведомо не обсуждаемо.

Откуда брать понятие воли Божией? Святой Антоний Великий говорил: для того, чтобы не ошибиться нужно никогда никого не осуждать и на все, что делаешь иметь свидетельство Священного Писания.

Дальше, мы черпаем волю Божию в Священном Писании, но каким образом, какое условие чтения Священного Писания? Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, как говорит Апостол, нужно не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:1). По-гречески “не сообразовываться” – не иметь общей схемы с этим веком, то есть, когда говорят: “в наше время все думают так” – это некая схема, с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов 17 века Френсис Бэкон называл “идолами толпы”, то есть мнения окружающих. Перед началом чтения Слова Божия необходимо вычистить свой разум от этих предрассудков – это необходимое условие, иначе мы будем вычитывать то, что нам хочется. Всегда есть такой соблазн, чтобы искать то, что нам хочется, а не то, что велит Бог. Дальше Апостол говорит, что мы должны преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:2), то есть мы должны обновлять интеллект, разум. Каким образом? “Преобразовываясь” (в греч. “метаморфоза”), то есть изменять способ мышления. Это сознательная работа, которую обязан проводить каждый христианин с момента своего Крещения. То есть все, что мы делаем, все мысли должны быть проверяемы Богом и должны быть очищаемы Его Словом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески. Необходимо налаживать процесс своего мышления и этим надо заниматься непрерывно. Собственно, для этого существует правило ежедневного чтения Священного Писания, оно существует как камертон для настройки разума, который постепенно должен начать по-другому функционировать. Необходимо менять способ мышления: я считаю так, а Библия считает иначе, тем хуже для моей точки зрения – должна быть общая настройка именно такая. Этот процесс настройки разума забирает много интеллектуальной силы. Откуда брать силы? Необходимо помнить, что нам все эти силы даны, они в нас вложены в момент миропомазания. Как сказал Апостол Иоанн Богослов: “помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1Ин.2:27), то есть необходимо пользоваться тем даром миропомазания, который в вас вложен сразу же после Таинства святого Крещения. Внутри вас, в глубинах вашего сердца заложены духовные силы Святого Духа, поэтому необходимо просить Святого Духа, чтобы Он Сам давал вам силы, так как Он в вас прибывает с момента Крещения, к Нему нужно обращаться за помощью. Не пытаться своими силами обновить разум, а непрерывно каждый раз, желая это сделать, обращаться за помощью к Господу Богу Святому Духу.

Дальше что делать? Вот у нас возникает сложная ситуация, мы сразу проверяем: берем Слово Божие, помолились, начинаем читать. Как мы его должны понять? Слово Божие мы должны понимать так, как понимали его Святые Отцы. Не так как нам хочется его понимать, а так как понимает его Православная Церковь. Для этого необходимо заниматься такой работой, которую сейчас мы почему-то забыли: необходимо исследовать Священное Писание. В первом Псалме поется: “но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет” (Пс.1:2-3), то есть необходимо вникать в Закон Божий, размышлять о нем, вчитываться в него, всегда опираясь на Святых Отцов. Мы живем сейчас в уникальное время, когда в библиотеках и магазинах доступно множество трудов Святых Отцов. Надо исследовать Священное Писание, чтобы в сложный момент у нас имелась наработка, привычка, привычная мысль, которая должна сразу войти в нас и проверить наш разум.

Успенский собор Московского Кремля

Дальше мы узнаем Божию волю, возникает сложный момент и нет пока очевидного для нас ответа в Священном Писании. Каким образом узнавать волю Божию в такой ситуации? Существует для этого Святая Церковь. Необходимо пойти в церковь Божию и спросить совета у священника, чтобы совет был дан с обоснованием на Священном Писании и Святых Отцах. Обоснование нужно для того, чтобы мы учились. Ведь каждый эпизод нашей жизни – новый этап обучения, поэтому, если мы возьмем Святых Отцов они всегда ссылались на Священное Писание и других Святых Отцов. Таким образом, происходил процесс обучения человека, чтобы в другой раз человеку легче было сделать выбор, чтобы он учился, а не просто: мне нужен конкретный совет на конкретный момент и точка. Священник в хиротонии имеет власть учить “словесных овец” Слову Божию, не своему слову, а именно Слову Божию. Бывает ситуация, когда священник может быть некомпетентен в каком-либо вопросе. Священники разные, разный духовный уровень, а есть вопросы более сложные и он может посоветовать почитать кого-то из святых или отправить к какому-то опытному священнику, старцу или епископу, который стоит над ним. К старцу едут за конкретными важными вопросами духовной жизни, например, как с тем или иным грехом справиться, или научиться той или иной добродетели, делать или не делать какое-то очень важное дело.

Теперь о ситуации, когда нет возможности пойти к священнику, к старцу, то есть какой-то важный вопрос, который требует безотлагательного решения. Есть несколько способов, как узнать волю Божию в такой ситуации.

Способ первый, основанный на Священном Писании – это жребий. Как вы помните, Святые Апостолы избрали на место Иуды нового Апостола Матфея по жребию. Сделали они так в строгом соответствии с Книгой Притчей, там сказано: “В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа” (Притч.16:33). Как правильно бросать жребий? Для того чтобы жребий бросать, необходимо, естественно, знать из чего выбирать. Если бросать жребий: делать аборт или не делать, то Бог, очевидно, такой жребий не благословит, потому что аборт заведомо делать не надо. Жребий бросается в том случае, когда есть несколько вариантов, все из которых не противоречат воле Божией, выраженной в Священном Писании, не противоречат прямым Заповедям Господа, но которые мы не можем решить. Сначала молятся Господу, обычно читают Царю Небесный, Молитву Господню, описывают какие-то три варианта, бросают жребий или камушки выбрасывают, не глядя наугад. Есть ещё такое правило, если дело важное, сомневаемся, то здесь хорошо вытягивать жребий три раза. Это прямо библейский способ определения воли Божией, который основан прямо на учении святых и ни в коем случае не является ни гаданием или чем иным.

Дальше, есть второй способ узнавания воли Божией, связанный также со Священным Писанием. Он похож на один грех и прошу вас четко различать одну простую вещь. Способ заключается в том, что вы открываете текст Священного Писания и начинаете читать его подряд, помолившись, прося, чтобы Бог открыл Свою волю. Заметьте, вы начинаете читать подряд, а не пытаетесь делать как во время гадания: наугад открыл-закрыл, открыл-закрыл. Нужно понять связанный текст, связанную мысль Бога. Вы, когда читаете слово Божие с молитвой, очень часто в глаза бросается тот или иной Священный текст. Этот способ, возможно, один из самых надежных для определения воли Божией, потому что Сам Бог продолжает говорить через Свое Живое Слово.

Также волю Божию можно определить даже, когда нет Слова Божия под рукой. Отец Серафим Сахаров – известный духовник говорит, опираясь на авторитет преподобного Силуана Афонского следующие слова: в таких случаях надо очистить свой разум от всех за и против, всех решений, прекратить мысленный процесс, прекратить рассматривать варианты решения. Прекратите процесс копания внутри себя, для этого существуют определенные способы: хорошо закрыть глаза, глубоко вздохнуть, продышаться и после этого, непосредственно обратившись к Господу Богу попросить Его, чтобы Он открыл Свою волю и после этого первую мысль, которая придет, почитать за волю Божию. Этим способом нельзя злоупотреблять, его нужно использовать только тогда, когда нет прямого свидетельства в Священном Писании, нет возможности узнать по жребию, ни спросить у священника. Люди часто злоупотребляют этим способом, думая, что любая мысль, которая в голову пришла – воля Божия и потом впадают в крайности.

Теперь, что касается вещей, непосредственно связанных с познанием воли Божией, но при этом очень опасных. Мы знаем из Слова Божиего, что в Библии описаны ряд случаев, когда воля Божия открывалась через сны или видения. Здесь нужно быть крайне осторожным. Как говорит Иисус, сын Сирахов: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир.35:7). Помните, что только тот сон может быть признан от Бога, если, во-первых, он не вызван моей предыдущей деятельностью: если я что-то делаю перед сном, а потом мне это приснилось, то это не означает, что воля Божия открылась, процесс моего мышления продолжается во сне. Здесь можно обмануться, но это самый безобидный из обманов. Также надо отличать сны, которые приходят от диавола. Помните, что сны от диавола приводят человека либо в состояние гордыни, либо в состояние отчаяния, поэтому как говорил Иоанн Лествечник: верь только тем снам, которые призывают тебя к покаянию, но если они ввергают тебя в уныние, то не верь и им. Богу не угодно уныние, Богу не угодно отчаяние. Надо помнить, что Дух Божий есть Дух мира и каждый раз, когда Бог говорит, Он говорит так, чтобы человек умиротворялся при этом. Когда Бог говорит, человек утихает, его разум успокаивается. Когда слова Бога звучат в человеческой голове они всегда сопровождаются чувством благоговения перед Богом, страхом Господним, потому что “начало мудрости — страх Господень” (Притч.9:10). Когда Бог лично обращается к человеку спутать это уже невозможно, но надо помнить, что на это рассчитывать мы можем и не можем одновременно. Почему? C одной стороны можем, потому что мы дети Божии, Бог конечно же к нам может обратиться, но мы не можем требовать, чтобы Бог в принудительном порядке должен нам что-то рассказать. Бог никому ничего не должен.

Когда Бог говорит – это уже не спутаешь. Признаком внешним являются те самые признаки, которые перечисляет Апостол Павел: “плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал.5:22-23). Когда Бог действует в человеке, в нем возникают именно эти качества, о которых говорит Апостол. Это четкая диагностика. Если человек поговорил с Богом и у него истерика после этого, очевидно, что он не с Богом поговорил.

В Евангелии сказано, что есть такие моменты, когда Бог лично Сам говорит устами человека“когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10:18). Поэтому слова мучеников – непосредственно слова Святого Духа. Когда мы читаем жития Святых, то замечаем насколько сильные бывают слова, насколько они потрясают человека, что могут его переделать. Если начнутся гонения, помните, что воля Божия очень простая – на гонения не нарываться, от исповедования веры не скрываться, то есть если вас взяли – исповедуйте Христа всегда, но не готовьте никаких речей – Сам Дух Святой научит вас.

Помните, что есть вещи, которые с познанием воли Божией совершенно не совместимы: воля Божия никогда не открывается пьяному, потому что человек помрачил свой разум. Воля Божия никогда не открывается человеку в состоянии наркотического опьянения, в состоянии экзальтации, как жрецы Ваала. Воля Божия никогда не открывается человеку, который оправдывает очевидное зло. Воля Божия открывается человеку с трезвым умом, потому что разум человека при приближении к разуму Бога усиливается.

Ваша задача – постепенно дойти до такого состояния, чтобы всякий ваш поступок был согласен с волей Божией. Для этого просите у Бога, чтобы Он раскрыл замысел именно о вас. Задача духовника не просто сказать общие фразы, а помочь человеку найти замысел Божий об этом человеке.

У православных есть правило, когда они читают какие-то советы духовного отца лично какому-то человеку – они никогда не делают их общей нормой. Так как то, что полезно для одного – не полезно для другого и то, что полезно для одного сейчас, может быть уже не полезно через некоторое время. Совет школьнику пятого класса не применим к студенту пятого курса, разные уровни.

Помните, что для нас волей Божией являются все наши обстоятельства, то есть все обстоятельства, которые с нами происходят, они для нас совершаются по воле Божией. Вопрос, как мы их должны использовать. Например, человек, который погиб во время теракта, можно ли сказать, что он погиб без воли Божией? Нет, это будет грехом для террориста, но смерть данного человека для самого умирающего не является случайностью – это то, что по воле Божией с ним происходит. Помните, что скорби посылаются нам или в наказание, или в качестве кары, или для того, чтобы мы получили венцы. Что значит в наказание? То есть ты сделал грех и тебя надо научить, чтобы ты его больше не делал. Причем наказание может быть как прямое, Бог может вмешаться, а может оставить грех человека на него самого, например, человек напился и у него начался цирроз печени, виноват человек, что он спился, но это произошло по воле Божией, это наказание от Бога. Наказание в форме кары бывает двух видов: или смерть или безумие. Во время кары невозможно исправиться, то есть Бог видит, что человек уже не способен исправиться, Он видит его волю и карает, чтобы его пример послужил для вразумления окружающих. Когда же человек не заслужил по воле Господа данное наказание, а у него скорбь пришла, эту скорбь Господь посылает для того, чтобы человек вытерпел, использовал ее как плацдарм для тренировки своей воли и, сразившись, победил и за это получил награду на Небесах. Если с вами скандалят, а вы умудрились промолчать и еще в добавок помолиться за обидчика, вы, таким образом, победили, скорбь послужила вам на пользу, воля ваша закалилась даже на земле, а Господь за это на Небе готовит награду, которая нам не видима пока, а потом будет очень даже видима.

Как правильно по воле Божией переносить скорби? Надо говорить: во имя Господа терплю. Помните, что страданий на земле не избежать, вопрос в том, как их переносить. Если мы переносим их ради Господа, чтобы участвовать в Его страданиях, тогда мы вместе с Ним и прославимся. Господь сказал: где я там и слуга Мой будет” (Ин.12:26) и в Апокалипсисе: “следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел” (Откр. 14:4). Агнец идет на Голгофу, а потом воскресает. Так же и праведники, те люди, которые хотят праведности, страдают вместе с Господом, ради Господа терпят, чтобы вместе с ним и прославиться. Страдания сами по себе не облагораживают никого, посмотрите на людей в больнице, как они, бывает, ропщут, если о воле Господа забывают. Страдания сами по себе не спасают, спасает Господь через страдания в том числе. У Церкви будут страдания до прихода Господа, у нас – до самой смерти.

На Бога надейтесь, на Него полагайтесь, Его ищите, Его слушайте и Господь вам в помощь!

(Расшифровка, в некоторых местах близкий к тексту пересказ, беседы иерея Даниила Сысоева)
.
.
Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

2 Responses to Как узнать волю Божию? Иерей Даниил Сысоев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *