Донская икона Божией Матери

by on 31.08.2016 » Add the first comment.

1 сентября — празднование Донской иконы Божией Матери.

Икона Божией Матери Донская получила свое имя в па­мять великой победы русских воинов на поле Куликовом в 1380 г. Куликовская битва стала новым этапом великого противо­стояния Руси татаро — монгольскому нашествию. Само существо­вание русского государства и русского народа ставилось под вопрос.

Русскому народу были дарованы огромные духовные силы Самой Матерью Божией, благословившей преподобного Анто­ния Печерского на создание своего земного Удела — Киевской Руси. Русь была призвана стать великим христианским госу­дарством, несущим окружающим народам свет веры Христо­вой, утверждая в мире идеалы братства и любви. Однако народ, при крещении посвятивший себя Богу, перестал испол­нять данные им обеты — вместо братолюбия и единства он избрал вражду и разделение. Следствием этого отступления от предназначения явилось вражеское нашествие и ужасаю­щий военный разгром.

Всенародное покаяние положило начало духовной битве в тяжелейших условиях иноземного ига. Трудами великих по­движников Русской земли — св. Алексия, митрополита Мос­ковского ( 1378 г.), преподобного Сергия Радонежского ( «Г 1392 г.), их учеников и последователей на Руси бы­ла восстановлена духовная жизнь, нарушенная вражеским на­шествием и неустройством в стране. Вся Русская земля опоясалась духовной оградой — монастырями, твердынями ду­ха. Монашество повело за собой русский народ, являя приме­ры праведной жизни и возвышая дух народа, направляя на путь жертвенного служения.

Первая победа была одержана в сердцах людских — мил­лионы русских людей, надломленных вековым рабством, пре­одолев страх перед врагом, укрепились в вере и надежде на благодатную помощь Божию. Теперь предстояло выйти на по­ле брани, выстоять и победить.

Великий князь, да и весь народ знал о приготовлениях Мамая и причинах его нашествия. О них ясно сказано в ле­тописном повествовании о великом князе Димитрии Иоанновиче: «И рече Мамай князем своим и рядцем: «Прииму землю Рускую и разорю церкви християнския, и веру их на свою преложю и велю кланятися своему Махметю (т.е. Ма­гомету); а идеже были церкви, ту ропати (мечети) поставлю, а баскаки посажю по всем градом Руским, а князи Руска избию». То есть, речь шла не о том, чтобы разграбить и опустошить Русь, а о разрушении храмов, насильном обраще­нии народа в ислам, уничтожении русской государственности. Смертельная опасность нависла над русской землей и наро­дом ее.

Великий князь Димитрий Иоаннович после совета с воеводами и духовными наставниками решил выступить с войском против Мамая, не допустив его в пределы Руси. Началось собирание воинских сил. 15 августа 1380 г., в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, был назначен в Коломне сбор и смотр полков, вставших под стяг великого князя Московского. Русские воины и весь народ обращались к помощи и защите Божией Ма­тери. Готовясь к битве с Ордой, великий князь с воево­дами и отборной дружиной отправились за благословением к преподобному Сергию Радонежскому в Троицкую обитель. Святой старец укрепил князя в его решении выступить на защиту Отчизны и благословил крестом всех отправлявшихся на битву со словами: «Гос­подь Бог будет ти Помощник и Заступник и тем побе­дит и низложит супостаты твои и прославит тя».

6 сентября передовые отряды русских войск подошли к Дону и после совета с воеводами великий князь принял ре­шение не ожидать удара татар, а переправиться, оставив Дон за спиной — в этом случае отступление означало гибель все­го войска. Никоновская летопись сохранила слова Димитрия Иоанновича, сказанные после принятия решения о переправе: «Лутчи было не ити противу безбожных, ниже пришед и ничтоже сотворив, возвратитися вспять; прейдем убо ныне в сий день за Дон вси и тамо положим главы своя за святыа церкви и за православную веру и за братию нашу, за хри­стианство…»

8 сентября 1380 г. в день праздника Рождества Пресвя­той Богородицы русские войска стояли на правом берегу До­на. «Чье поле, того и воля: биться не хотим, а поля не отдадим», в этих словах неведомый мудрец выразил главный смысл того, что должно было свершиться в тот день на поле Родины.

Перед началом битвы прискакал гонец с грамотой от преподобного Сергия, который духом прозревал чувства вои­нов и в самый нужный момент укрепил и вдохновил ратни­ков на подвиг. Весть о Сергиевом гонце облетела ряды русских воинов. Великий князь Димитрий Иоаннович прекло­нил колени в молитве пред образом Спасителя, шитым золо­том на великокняжеском стяге. В день битвы среди русских войск находилась икона Божией Матери, которая после побе­ды была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию «в дар и помощь против врагов». Икону, укреп­ленную на древке как хоругвь, носили среди воинов для ободрения и помощи против врагов. Перед ней ночью молил­ся великий князь и воины.

1 сентября, день Донской иконы Божией Матери, стал главным праздником российского казачества

«Видя икону Богоматери, на поле брани от донских пре­дел пришедшую, и, прияв от рук иноков послание Сергия Преподобного с напутием «Да поможет ти Бог и святая Бо­городица», возрадовался князь Димитрий, яко Сама Владычи­ца грядет на супостаты, и воспрянув духом, с надеждою поведе воины своя на тьмочисленныя полчища и победу одержа» (Икос 4 акафиста Донской иконе).

Образ, осенявший русское воинство на Куликовом поле, двухсторонний: на одной стороне его изображение Божией Матери с Богомладенцем, на другой — Успение Божией Мате­ри. Этот образ стал благословением Божией Матери и обето­ванием победы русского воинства.

Божия Матерь на иконе изображена с Богомладенцем Христом на руках, нежно обнимающим Ее. Этот образ, известный в древнерусском искусстве под названием Уми­ление (в Византийской иконографии он назывался Елеуса, т.е. Милостивая), есть воплощение любви. Именно лик Елеуса из всех икон Божией Матери, пришедших из Ви­зантии, оказался наиболее близок национальному характе­ру и особенностям душевного склада русских людей, что отразилось во всеобщем почитании первой на Руси иконы Елеуса, названной впоследствии Владимирской. Русский пе­ревод слова Елеуса — Умиление — еще точнее отражал ду­ховное содержание образа. Оно говорит о высочайшей радости Богообщения, об «умиленном» состоянии самого молящегося пред иконой. На Руси образ Умиление зани­мает первое место после икон Спасителя.

Божия Матерь на иконе склонила лик Свой к Богомладенцу: «Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Хри­ста держащую и главою к Пречистому лику Его кротце притекшую, разумеваем Божественную любовь Твою и не­престанное о мире ходатайство» (Кондак 2 акафиста Дон­ской иконе). Для верующих русских людей, вышедших на поле брани, пребывание с ними образа Божией Матери с Богомладенцем обретает особое значение, которое замеча­тельно выразил в «Задонщине» Софроний Рязанец: «Нам земля подобна есть русская милому младенцу у матери своей».

В левой руке Своей Божия Матерь держит плат (в более поздних списках с иконы плат этот часто изображается бе­лым). В акафисте Донской иконе поется об этом так: «В шуйце (левой руке) держиши плат чистый, еже слезы плачу­щих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет» (Кондак 2). Вера в Покров Божией Матери и Ее чистый плат, осушающий слезы и утешающий плачущих в скорбях, сохранялась во все времена бытия Руси и России. И в 1914 г., в преддверии жесточайших испытаний Русской земли, А.Ахматова напишет:

Сроки страшные близятся.Скоро

Станет тесно от свежих могил.

Ждите глада, и труса, и мора,

И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелит

Над скорбями великими плат.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Донская» молятся об избавлении от иноплеменных и о сохранении Российской державы, о помощи православному русскому воинству, в трудные для России времена

Глубочайшего смысла исполнен и образ Успения, изо­браженный на обратной стороне иконы. «Благодатную по­мощь многажды являла еси Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донской, егда смерть вскоре предстояще людем. Сего ради на обратней стране иконы Твоея древния изображено есть всечестное Успение Твое, да всяк, подвизающийся во славу Бога и на благо ближнего, не убоится смерти, но взирая, како Твоя душа приемлется в руце Бога Живаго, с надеждею предает себе в час смертный Судии всех Богу, вопия Ему: Аллилуиа» (Кондак 11 акафиста Донской иконе).

Матери и жены, провожая воинов на Куликовскую битву, давали им «конечное целование» — так издревле прощались на Руси с теми, кто шел на верную смерть.

Созерцая образ Успения Божией Матери, русские ратники, шедшие на смертный бой, воспринимали обетование бессмер­тия. Та же вера в вечную жизнь звучала и в призыве великого князя Димитрия Иоанновича, когда он в последний раз перед битвой обходил полки, «со слезами глаголаше: «От­цы и братия. Господа ради подвизайтеся и святых церквей и веры христианскыа, сиа бо смерть нам ныне несть смерть, но живот вечный, ничтоже земнаго промышляйте, не укло­нимся убо на свое, но венци победными уязвимся от Христа Бога Спаса душам нашим».

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентяб­ря 1380 г., когда русские воины сражались на поле бра­ни, в монастыре преподобного Сергия, в церкви Живоначальной Троицы, стоял другой полк — полк воинов Христовых — иноков монастыря, собранных игуменом для молитвы за победу Руси. Епифаний Премудрый пишет в житии преподобного Сергия: «Телом стоял он на молитве во храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Кули­ковом, прозревая очами веры все, что совершалось там; он, как очевидец, поведал предстоявшей братии о посте­пенных успехах нашего воинства; от времени до времени называл павших героев по именам, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелел то же делать братии». Преподобный Сергий возвестил братии и о победе русско­го воинства.

Эта победа была оплачена ценой огромных жертв. В «Задонщине» говорится: «…а Дон река три дни кровью текла» и «изгибло нас всей дружины пол 300000″. Подвиг, совершен­ный русскими воинами во имя любви к Отчизне, принес им, как верует Святая Церковь, мученические венцы. В октябре 1380 г. в Троицкой обители преподобного Сергия было совер­шено первое поминовение воинов, убиенных на поле брани Куликовом.

В этой молитве участвовали и великий князь Димитрий Иоаннович с дружиной. По его просьбе в субботу перед 26 октября (8 ноября) — день ангела великого князя, память святого великомученика Димитрия Солунского — было уста­новлено ежегодно совершать поминовение убиенных на поле Куликовом воинов. По благословению преподобного Сергия это поминовение должно совершаться до тех пор, пока стоит Русская земля.

После победы икона, осенявшая воинство на поле Кули­ковом, была названа Донской и стала почитаться защитницей Руси и покровительницей русских воинов. Великий князь Ди­митрий Иоаннович, также названный после победы Донским, поставил икону в Благовещенском соборе. Вскоре появляются списки с иконы, одним из первых был сделан список для Успенского собора в Коломне, который воздвигли по повеле­нию князя в честь победы на Куликовом поле.

С того времени Божия Матерь неоднократно являла бла­годатную помощь стране нашей и граду Москве через чудо­творную Свою икону Донскую. Перед Донской иконой молился царь Иоанн Васильевич Грозный, собираясь в побе­доносный поход на Казань в 1552 г. В 1563 г., отправляясь на Ливонскую войну, царь берет Донскую икону с собой.

В 1591 г. Русь подверглась грозной опасности — много­численное войско крымских татар вторглось в пределы стра­ны. Русские войска находились в это время на севере, где шла война со шведами. Зная об этом, татары стремительно приближались к Москве и даже не грабили по пути русские города, надеясь на богатую добычу в столице. 3 июля 1591 г. Казы-Гирей разбил свой стан под стенами Москвы. Не­многочисленные русские войска создают укрепленный лагерь, преградив татарам путь к столице. Царь Феодор Иоаннович, памятуя о помощи, дарованной по молитвам Божией Матери на Куликовом поле, обратился с мольбой к Ней о помощи и заступлении. Он повелел совершить Крестный ход с Дон­ской иконой вокруг города и затем поставил образ в поход­ной церкви, посвященной преподобному Сергию Радонежскому, в обозе русского воинства. Ночь накануне битвы царь провел вместе с воинами в молитве пред Дон­ской иконой. На следующий день татары после короткого боя, устрашенные невидимой силой, неожиданно отступили от Москвы и побежали; столица была спасена от разорения. В память этого избавления в 1591 г. на месте, где стоял по­ходный храм с Донской иконой, был воздвигнут монастырь в честь Донской иконы Божией Матери и установлено праз­днование иконе 19 августа. В главном храме монастыря по­ставили список с чудотворной иконы Божией Матери «да незабвенны пребудут нам великие щедроты Бога нашего и Пречистыя Его Матере, Владычицы нашея, помощь и заступ­ление».

В течение многих веков Донская икона, как и икона Владимирская, были неразрывно связаны со многими события­ми истории Русского государства. В 1598 г. перед Донской иконой Патриарх Иов совершил наречение на царство Бориса Годунова . Об этом событии вспоминает А.С.Пушкин в тра­гедии «Борис Годунов»:

Заутра вновь святейший патриарх,

В Кремле отпев торжественный молебен,

Предшествуем хоругвями святыми,

С иконами Владимирской, Донской

Воздвижется; а с ним синклит, бояре.

Да сонм дворян, да выборные люди,

И весь народ московский православный.

Мы все пойдем молить царицу вновь,

Да сжалится над сирою Москвою

И на венец благословит Бориса…

Покровительство Божией Матери и Ее заступничество бы­ло явлено через Донскую икону и в 1646 г., когда крым­ские царевичи Калга и Нурадын вторглись в пределы Русского государства. И снова, как и в прежние времена, русские люди вознесли свои молитвы о помощи к Божией Матери. По свидетельству «Слова известного» царь Алексей Михайлович, «воспомянув древле бывшее чудотворение и по­мощь на супостаты прародителям его от образа Пресвятыя Богородицы Донския, с великою верою и усердием притек к нему, моля Пречистую о заступлении». 2 января 1646 г. бы­ло совершено празднование Донской иконе, на следующий день — Крестный ход в Донской монастырь. И в том же ме­сяце татар разгромили в Курской земле.

29 мая 1647 г. и 2 сентября 1648 г. снова возникла уг­роза нашествия крымских татар — и вновь по молитвам пра­вославных русских людей пред Донской иконой, Божия Матерь явила Свое заступление.

Связь образа Донской Божией Матери с историческими событиями не утрачивается ни в XYIII, ни в XIX, ни в XX веках. Так, в память взятия Петром I Нарвы, совер­шившемся в августе 1704 г., митрополит Стефан Яварский написал «Слово на празднование образа Донской Богомате­ри».

В Донском монастыре с 1747 г. помещалась Славяно-Гре­ко-Латинская Академия. Здесь же расположен некрополь, ос­нованный царем Грузии Арчилом.

После Октябрьской революции Донской монастырь стал духовным центром Русской Православной Церкви, из него святейший патриарх Тихон управлял Церковью в самый же­стокий и трудный период ее истории. Под покровом Донской иконы Божией Матери завершил святитель Тихон свой жиз­ненный подвиг; здесь же, в малом Донском соборе, был он погребен после блаженной кончины 25 марта (7 апреля) 1925 г. в день праздника Благовещения Пресвятой Богороди­цы.

Образ Донской Божией Матери был написан великим ху­дожником древней Руси Феофаном Греком — учителем препо­добного Андрея Рублева. До 1930 г. икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат. Ныне эта икона хранится в Государственной Третьяковской галерее вместе с Владимирской иконой.
В Московских храмах имеются чтимые списки с Донского образа в Богоявленском патриаршем соборе, в храме Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, в храме Ризоположения, что на Донской улице.

В мае 1991 г. Донской монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Промыслительно это событие для судь­бы России. 400 лет исполнилось с того дня, когда Божия Матерь оградила столицу Руси от вражеского нашествия и благословила создание монастыря, ставшего духовной тверды­ней Москвы. И сегодня, когда каждому ясно, какая напря­женная невидимая борьба идет за души людские, снова встает Донской монастырь в ряды духовных воинов. На на­ших глазах восстанавливается разрушенная духовная мона­стырская ограда Москвы и всей великой России.

Донская икона — это образ любви, отдающей себя до смерти «за други своя». Через него дарует Божия Матерь благодатную помощь всем, решившимся стать воинами Хри­стовыми в духовной битве. В этой битве никто не может остаться в стороне, каждый человек должен сделать свой вы­бор. Необходимо и исторически справедливо поместить вели­кую национальную святыню Русской Церкви в возрожденный монастырь. Икона должна быть среди тех, кто молитвенно обращается через нее к Божией Матери о защите и огражде­нии Отчизны нашей, об умножении любви и веры среди российских людей. Тогда с новой силой зазвучат в каждом сердце замечательные слова акафиста Донской иконе Божией Матери: «Радуйся, Владычице милостивая, града Москвы и страны нашея скорая Заступнице!»

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *