Владимирская икона Богородицы – заступница за Россию

by on 02.06.2011

Журнал «Татьянин День».

По традиции, перед Владимирской иконой Богородицы молятся о России. С «государственным» значением этого образа связаны несколько событий. Одно из них мы вспоминаем сегодня, освобождение от Махмет-Гирея – 3 июня  1521 года.

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Избавление от войск Тамерлана в 1395 году мы вспоминаем 8 сентября, на Сретение; другое – 6 июля, связана с борьбой против хана Ахмата. 1480 год еще в школе заучивают как год свержения татаро – монгольского ига на Руси. За несколько лет до этого русичи перестали платить Орде дань.Естественно, началась борьба, и вот два войска сошлись на реке Угре.Хан Ахмат взял в союзники польско-литовского короля Казимира, Иван Ш привлек на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея. Крымский хан напал на земли Казимира, и тот, защищая свои владения, не смог выступить против Москвы.

Ахмат с воинами несколько недель ждал подкрепления на реке Угре. В первых рядах русского войска держали Владимирскую икону. Между войсками происходили небольшие стычки, но серьезного боя не было. Русичи отошли от берега.Предоставляя хану возможность начать переправу, но тот ждал помощи от Казимира.Прошло несколько недель, Ахмат так и не начал наступление. А когда узнал, что воины Сибирского ханства напали на его столицу-Сарай, – то увел войска. Русь окончательно избавилась от ига, так и не вступив в сражение с ханом.

Через 12 лет Менгли -Гирей нанес Золотой Орде сокрушительное поражение, и Орда перестала существовать.

Образ Богоматери, на который так полагались русские воины, по преданию, написал сам Апостол Лука на доске от стола, за которым ело Святое Семейство.

Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет, – сказала Мария, когда увидела образ.

Сначала икона хранилась в Иерусалиме, потом ее привезли в Константинополь, а из столицы Византии ее привезли на Русь в подарок основателю москвы – Юрию Долгорукому. Привезли не в Москву, как можно подумать (тогда города еще не было), а в Вышгород, недалеко от Киева. Через некоторое время князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир.

Проезжая город, лошади, которые везли икону, остановились и не желали идти дальше. В этом Андрей Боголюбский и его приближенные увидели волю Богоматери, которая хотела, чтобы икона осталась здесь. За два года отстроили Успенский собор, и поместили икону там.

От Владимира написанный Лукой образ и получил свое название.

А потом, когда началась борьба против татаро-монгол, образ впервые привезли в Москву и встретили на месте нынешнего Сретенского монастыря.

В Москве, как и во Владимире, икону поместили в Успенском соборе Кремля. Потом образ вернули во Владимир. Второй раз икону привезли в столицу в 1480 году. Тогда же, после оригинальной победы над Ахматом, установили сегодняшнее празднество в ее честь.

Почему же икону вернули? Во-первых, все-таки это была владимирская святыня. Потом. В те времена Русь еще была разделена на уделы и каждый из них обладал определенными правами на памятники, связанные с их историей. Владимир для москвичей был не просто одним из русских городов: именно оттуда великокняжеский престол перешел в Москву. Недаром в 1408 г московский князь василий Дмитриевич наказал Андрею Рублеву и Даниилу Черному обновить росписи владимирского Успенского собора.

К 1480 г. Ситуация изменилась.Москва стала официальным центром Русского государства. И логично было, чтобы такая значимая святыня, как Владимирская икона Богоматери, хранилась уже в столице, в главном храме государства – Успенском соб

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Обсуждение закрыто.