Мессианские откровения пророка Даниила

by on 30.12.2019 » Add more comments.

30 декабря — память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.).

«Они ушли, имена их исчезли вместе с ними, но писания заставляют вспомнить их». В истории человечества не так много книг, к которым могут быть отнесены эти слова, написанные 3000 лет на­зад...

Поразительная вневременность и глобальность Библии — сложный феномен, о котором часто думают, пытаются его понять. Рассказывает академик, профессор КДА, кандидат Богословия, протоиерей Виталий Косовский.

Иногда говорят, что непреходя­щая сила Библии порождена общече­ловеческой и внеисторической значимостью содержащихся в ней иска­ний и решений. Но возникает воп­рос: почему именно эти сочинения, составляющие Библию, а не ше­девры древнеегипетской, шумеро­аккадской или другой древней лите­ратуры содержат вневременные и глобальные ценности?

Ветхий Завет создавался в XII— II вв. до Р. X. Язык его был обращен к современникам, отнюдь не к гря­дущим поколениям. Значит, «язык» Ветхого Завета содержит нечто, способное преодолевать простран­ственно-временные барьеры.

В чем же вневременность Библии, в чем ее притягательная сила? В том, что в ней слышен голос пророчеств, глас Бога, который беседует со Своим на­родом, учит его, ведет его, касается самых глубин человеческих. Через Слово Божие очень близко слышно «дыхание» Божие, то, чего нет в про­изведениях человеческих, лишенных благодати. Одной из книг, которые заставляют вспоминать о ее авторе, является Книга пророка Даниила.

Даниил (судья Божий, т. е. отк­рывающий от лица Бога Его волю) — четвертый из больших пророков, ис­тория которого в книге, носящей его имя, передана необычайно подроб­но. «Он, по мнению некоторых, был потомок Давида, или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев». Одаренный прекрасными душевны­ми и телесными качествами, Даниил научился здесь языку и мудрости халдеев и вместе с тремя своими то­варищами — Ананией, Азарией и Мисаилом — под именем Валтасара был принят на службу при царе и жил в царском дворце (см.: Дан. 1, 1—7). Там он проявил величайшую стойкость в своей приверженности к отеческой вере (см.: Дан. 6, 10—24), ревностно соблюдая все ее предписа­ния. Язычники всячески мучили Да­ниила, неоднократно обрекали на смерть, но он не изменил своему Богу. За это Господь не только убе­рег его от гибели, но открыл ему в ряде видений тайны грядущего вплоть до “конца дней”, с повелени­ем все увиденное записать, но запи­санное «скрыть до времени»:

«А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4).

Что же содержало это пророчес­тво? Оказывается, Даниил предска­зал ряд важнейших исторических со­бытий, которые произошли на Вос­токе с VI по II в. до Р. X.: Даниилу было открыто, что Вавилонское царство падет под ударами мидян и персов, а Персидское царство, в свою очередь, будет покорено завоевате­лем, который придет с запада, т. е. Александром Македонским. Царство последнего после его смерти распа­дется на ряд государств, и между ца­рями произойдут великие войны.

Один из этих царей, особо над­менный и нечестивый, захватит Святую Землю, осквернит храм Яхве и станет свирепо преследовать вер­ных истинному Богу. Но этого царя постигнет злая участь: он «будет сок­рушен — не рукою» (Дан. 8, 25). Пос­ле чего «царство же, и власть, и вели­чие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и по­виноваться Ему» (Дан. 7, 27). А вмес­те с тем произойдет воскресение из мертвых, «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни веч­ной, другие на вечное поругание и пос­рамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2—3). Заканчи­вается пророчество словами: «Бла­жен, кто ожидает и достигнет тыся­чи трехсот тридцати пяти дней» (Дан. 12, 12).

Особое место в Книге прор. Дани­ила занимает пророчество о семидеся­ти седминах (см.: Дан. 9, 24-27), где говорится о пришествии Мессии —Христа — и о судьбах веры, Церкви Христовой и всего мира.

Даниил был пророком, но кто та­кой пророк?

Под словом «пророки» подразу­меваются посылаемые Богом люди, задача которых состоит не только и не столько возвестить будущее, но исправить греховную жизнь совре­менников, направив их на истинный путь веры и поклонения Единому Богу: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 22; 1 Кор. 4, 3).

«Пророк — это тот, кто по Бо­жественному вдохновению говорит народу о воле Божией и о будущем» — так определяет это понятие Джош Мак-Дауэлл.

Мерилл Ф. Унгер в своем «Биб­лейском словаре Унгера» пишет: «Пророк не только провозглашает волю Бога и Его приговор, не только защищает истину и праведность, не только свидетельствует о превос­ходстве нравственности над ритуа­лом, — он также тесно связан с бла­гими намерениями Господа относи­тельно Израиля».

«Британская энциклопедия» на основе Книги прор. Исаии так опре­деляет пророчество:

«Литературная запись древнеев­рейских пророчеств в Книге прор. Исаии показывает, что под проро­чеством понималось прежде всего слово или устное высказывание, вы­ражающее для слушателей волю Бога с помощью Его избранного послан­ца. Предсказания, обещания или уг­розы при этом ставятся в зависи­мость от реакции слушающих (Ис. 1, 18—20), либо же служат “знамением” предстоящих событий (Ис. 7, 14), поскольку все происходящее в ко­нечном итоге подчиняется целям Господней воли. Исаия придает большое значение важности вави­лонских богов, — пишет далее эн­циклопедия, — и противопоставляет их Яхве, чтобы предсказать их дейс­твия (см.: Ис. 12, 21—24; 18, 3). Пред­сказания пророков касаются не пре­допределенной судьбы людей, но провозглашают цель живого Бога».

Здесь уместно указать, что талмудисты не признавали Даниила пророком. «Даниил, — читаем в Мидраше, — не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними про­роками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те «Не­сомненно, — говорит блж. Иероним, — что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали агиографы». По словам современных блж. Иерониму иудеев, отнесение Книги прор. Дани­ила к “писаниям” было обусловлено его жизнью при иноземном дворе.

Некоторые древние и современ­ные критики подвергали сомнению подлинность Книги прор. Даниила, находя кое-какие «погрешности» в ее тексте. Одни сомневались, что она написана в 600—538 гг. до Р. X., дру­гих смущало наличие в тексте слова «симфония» (Дан. 3, 5), третьих — что о ней молчит Сирах и т. д. Насколь­ко обоснованны эти сомнения?

Иудейский историк Иосиф Фла­вий говорит: “Окончив жизнь, Дани­ил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, чита­ются у нас еще и ныне. И мы удосто­веряемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точ­ность и непреложность его проро­честв”. Иосиф Флавий считает оск­вернение Иерусалимского храма Ан­тиохом Епифаном точным исполне­нием пророчества Даниила (см.: Дан. 11, 31) «произнесенного за 408 лет». В пользу этой книги свидетельствует и тот факт, что она существовала до времен Маккавейских, так как известно, что «эта пророческая книга была показана Александру Македон­скому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. X.), и в ней указано на пророчество Даниила о том, что греческий царь ниспровер­гнет царство персидское».

Прор. Даниил указывает на себя как на современника Вавилонского плена. И действительно, его книга носит следы вавилонского проис­хождения, на ней лежит отпечаток данной эпохи.

И в первую очередь — это язык книги: еврейский и арамей­ский. По отзыву библеистов, еврей­ское наречие книги Даниила сходно с языком современной плену Книги прор. Иезекииля, арамейское — с языком “послепленных” книг Ездры и Неемии. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Да­ниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, то есть слов из персид­ской и вавлонской терминологии.

Даже то, что считалось прежде ошибкой со стороны пророка (имена и личности Валтасара и Дария Мидя­нина), оказывается теперь, благода­ря новейшим открытиям в области ассириологии, несомненной прав­дой. Поэтому неудивительно, что в глазах беспристрастных ученых данная особенность Книги прор. Дании­ла является одним из убедительных доказательств ее подлинности. «Чем чаще я читаю Книгу пророка Дании­ла, — говорит Ленорман, — тем яс­нее выступает предо мною верность картины древнего Вавилона. Такую картину мог написать только современник и очевидец». «Книга Дании­ла, — замечает другой ученый — Менакт, — с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивили­зацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так писать».

Д-р Роберт Д. Вилсон, знамени­тый филолог, изучивший около 45 языков и диалектов (включая вави­лонский, все арамейские диалекты, египетский, коптский, персидский и армянский), относительно Книги прор. Даниила решительно доказал, что принятое традицией время сос­тавления этой книги — верное. Ис­тинность пророчества и подлинность пророческой книги — вещи суть вза­имосвязанные; истинность одного подтверждает истинность другого, и наоборот. Известно, что истинное пророчество — лишь то, которое сбы­вается. Поэтому, имея уже сбывшееся пророчество, мы можем сказать, что и Книга прор. Даниила подлинна.

Однако самым непреложным для нас свидетельством является свиде­тельство Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 24, 15—16). В дан­ных словах Иисус Христос утвержда­ет не только существование самого прор. Даниила, но и принадлежность ему пророчества о седминах (см.: Дан. 9, 25—27). Это пророчество о Мессии состоит из трех отчетливых частей. Первая часть гласит, что по истечении 69 седмин Мессия придет в Иерусалим. Отсчет ведется с мо­мента приказа восстановить и от­строить Иерусалим. Во второй части утверждается, что пришедший Мессия будет предан смерти. Затем при­дет князь, чтобы разрушить Иеруса­лим и его храм.

Все вышеизложенное, согласно Книге прор. Даниила, происходит по истечении 69 седмин (69 раз по семь лет). Но в Дан. 9, 24 говорится о 70 седминах, а не о 69-ти. Последняя седмина описана в Дан. 9, 27. Дани­ил говорит о своем народе (Израиле) и своем городе (Иерусалиме). Он упоминает двух князей: Святого свя­тых — Христа и «вождя, который придет» (Дан. 9, 25-26). По истече­нии 70 седмин Израиль придет к «правде вечной» (Дан. 9, 24).

В хронологическом порядке это выглядит так:

1. Приход Мессии (будущий).

2. Смерть Мессии.

3.  Разрушение города (Иерусали­ма) и святилища (Храма).

В качестве начала отсчета данииловских 70 седмин предлагались различные моменты истории:

1. Указ царя Кира — 539 г. до Р. X. (Езд. 1, 1-4).

2. Указ царя Дария — 519 г. до Р. X. (Езд. 5, 3-7).

3. Указ царя Артаксеркса Ездре- 57 г. до Р. X. (Езд. 7, 11-16).

4.  Указ царя Артаксеркса Неемии— 444 г. до Р. X. (Неем. 2, 1—8).

Африкан в пятой книге «Вре­мен» так говорит о 70 седминах:

“Никто не сомневается в том, что это есть предречение о пришес­твии Христа, Который явился в мире после семидесяти седмин, и после Которого прекратились пороки и окончился грех… Говорит же сам Ан­гел, что семьдесят седмин лет, т. е. четыреста девяносто лет, начинают­ся с выхода слова об ответе и об обстроении Иерусалима, в двадцатый год царя персидского Артаксеркса…

По повелению царя Кира, дав­шего позволение желающим возвра­титься в Иерусалим, первосвящен­ник Иисус и Зоровавель, а впослед­ствии священник Ездра… пытались построить Храм, и город, и стены его, но окрестные народы препят­ствовали исполнению дела, как буд­то бы царь не приказывал этого. По­этому работы оставались неокончен­ными до Неемии и до двадцатого го­да царя Артаксеркса… Тогда впервые повелел Артаксеркс обстроить Иеру­салим; над этими работами начальствовал Неемия; и застроены были улицы и обнесены стенами. Если считать с этого времени, то окажется семьдесят седмин лет до Христа. Если же за начало брать другое вре­мя, то и времена не совпадут; и мно­го противоречий окажется”.

Евсевий же Памфил считает, что счет седминам нужно вести от царя Кира или Дария. Ипполит Рим­ский насчитывает семь седмин до возвращения народа и 67 седмин по возвращении до Рождества Христо­ва. “Но времена их, — замечает здесь же блж. Иероним, — не соот­ветствуют этому”. Климент Алек­сандрийский так говорит в “Строматах” о начале отсчета седмин: “С особым старанием должны быть ис­следуемы времена с первого года Да­рия, сына Ассуирова, до пришествия Христова”. Ему вторит и Тертуллиан: “Мы начнем с первого года Дария, потому что в это именно вре­мя было показано Даниилу самое видение”.

Тем не менее, по мнению боль­шинства современных исследовате­лей, единственная дата, подходящая к историческим данным, — это дата №4 (см. выше) — указ Артаксеркса Неемии, вернее не указ, а разреше­ние отправиться в Иудею. Вот как об этом говорит Дж. Д. Уилсон:

«Об этом распоряжении гово­рится во второй главе Книги Нее- шш, которая по времени относится к двадцатому году правления Артак­серкса. Хотя точные слова царя и не приводятся, содержание распоряжения устанавливается легко. Неемия слышит о бедственном положении заброшенного Иерусалима. Это вы­зывает у него глубокую скорбь. Царь спрашивает его о причине этой скор­би. Неемия говорит ему: «…город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем» (Неем. 2, 3). Царь спрашивает о том, чего же­лает пророк, и тот немедленно отве­чает, что хотел бы отправиться в Иу­дею, «в город, где гробы отцов моих, чтобы я обстроил его» (Неем. 2, 5). Как видно из текста, царь удовлетво­рил его просьбу, и он отстроил Иеру­салим. Таким образом, указ царя по­велевал восстановить и заново отс­троить Иерусалим. Такого указа больше нет нигде в Ветхом Завете. Книга Неемии рассказывает нам о его осуществлении. Все остальные указы, касающиеся Иерусалима, го­ворят лишь о восстановлении храма, и, следовательно, их нельзя исполь­зовать в качестве отправной точки для толкования пророчества«.

Указ Артаксеркса относится к 444 г. до Р. X., что вытекает из следу­ющих соображений:

1. Неемия пишет: «В месяце ниса­не, в двадцатый год царя Артаксер­кса» (Неем. 2, 1).

2. Артаксеркс взошел на трон в 465 г. до Р. X.

3.  Дата не указана, и, следова­тельно, по еврейской традиции, речь идет о первом числе месяца, т. е. 1 нисана 444 г. до Р. X. По нашему календарю эта дата соответствует 5 марта 444 г. до Р. X.

Далее выясним окончание пер­вых семи седмин:

1. Отстройка Иерусалима заняла 49 лет.

2. Ветхозаветный канон, а с ним и древнееврейские пророчества завер­шаются Книгой прор. Малахии, через 49 лет после 444 г. до Р. X. Если прор. Да­ниил прав, то от декрета о восстановлении Иерусалима (1 нисана 444 г. до Р.Х.) до прихода Мес­сии в Иерусалим должно пройти 483 года (69×7), причем год рассчитывается как год ветхозавет­ных пророков, сос­тоящий из 360 дней, т. е. всего 173 880 дней. По истечении этих 69 седмин Сам Христос должен явиться Израилю в качестве Мессии, согласно пророчес­тву Захарии (Зах. 9, 9). Соответствую­щие расчеты находим у Хохнера, тща­тельно исследовавшего пророчество Даниила и связанные с ним даты, ко­торый получает дату 30 марта (10 нисана) 33 г. — т. е. дату торжествен­ного входа Христа в Иерусалим.

По завершении 69 седмин и перед началом 70-й должно было произойти два события:

1. Гибель Мессии (Дан. 9, 26). Христос был распят 3 апреля 33 г., в пятницу, следовавшую за Его входом в Иерусалим.

2. Разрушение Иерусалима и Храма.

“После этого, — комментирует пророчество Даниила Уилсон, — римский вождь (Тит) послал армию, которая полностью разрушила Иерусалим и расположенный в нем Храм. Разрушение было полным. Храм был не просто осквернен, как это было при Антиохе Епифане; он перестал существовать, и с тех пор так и не был восстановлен в Иерусалиме. Отправление еврейских обрядов прекратилось и уже не может возобновиться.

Не было священников со времен падения Иерусалима, ибо все сыны Аароновы погибли. Не стало жертвоприношений священниками, не стало искупления грехов первосвященником, поскольку в этой катастрофе погиб древний завет. Его действенность и жизненность были утрачены, когда Агнец Божий был принесен в жертву на Голгофе, но еще сорок лет продолжала существовать его внешняя оболочка. С падением Иерусалима погибла и она. Это произошло в 70 г. по Р. X.

Таким образом, пророчество Да­ниила о Мессии и сроке в 70 седмин отличается большой точностью. Да­же если оно было сделано, как утвер­ждают некоторые скептики, в 165 г. до Р. X., между пророчеством и пред­сказанными событиями прошло, по меньшей мере, 200 лет. Среди этих событий:

1. Приход Мессии.

2. Смерть Мессии.

3.  Разрушение Иерусалима и Храма.

Третья часть пророчества, отно­сящаяся к 70-й седмине, пока еще не сбылась.

Убедившись в истинности месси­анского пророчества Даниила, мож­но положительно утверждать, что все предсказанное об Иисусе Хрис­те за много веков до его пришествия на землю исполнилось с поразитель­ной или, если позволительно будет здесь употребить другое слово, с ма­тематической точностью в лице Иисуса Христа.

Протоиерей Виталий Косовский

Источник

Смотрите также:

Пророк Наум

Урок Ниневитян

Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах

Великопостные пророчества Исаии

Пророк Иеремия

Носитель жизни и смерти

Зачем христианам «псалмы проклятия»?

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА, События казачьей общины

7 Responses to Мессианские откровения пророка Даниила

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *