Евангельский богач и новые богачи

by on 02.11.2019 » Add more comments.

izgnanie-torguyushhih-iz-hrama

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Александра Шаргунова в неделю 20-ю по Пятидесятнице.

Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

Снова мы слышим это Евангелие о богаче и Лазаре. У этого богача, должно быть, было имя, более того, все богатые и сильные мира сего уверены, что их имена хорошо известны...

Но Господь в Cвоей прекрасной притче не упоминает имени этого богача. Он просто говорит «некоторый богач». Почему? Потому что Господь хочет напомнить нам, что имена богатых и сильных, столь громко звучащие в мире, постепенно забываются, и скоро наступает время, когда уже никто не говорит о них. Они подобны фейерверку, вспыхивающему на мгновения и потом исчезающему. Так проходят богатства и слава мира сего.

И есть бедные, как будто ничего не значащие люди, чьи имена неизвестны миру, но известны Богу, благодаря их вере и добрым делам. Их имена написаны в книге жизни, и в день всеобщего суда эти смиренные и презираемые славными земли люди просияют как солнце в Царстве Небесном.

Этот богач из сегодняшней притчи, имя которого Господь не счел достойным упоминания, имел возможность заслужить любовь и уважение Христа. Каким образом? Если бы он употребил собранное им богатство для делания добра. Этот богач мог сделать очень много добра. Увы, он не сделал ничего доброго. Он никому не помог, даже этому нищему Лазарю, который, будучи бездомным, зимой и летом сидел у дверей дворца богача. Псы приходили и лизали раны, открывшиеся на теле Лазаря. Но даже к этому несчастному человеку богач не проявил на малейшего сострадания. Он не дал ему даже куска хлеба, ни поношенной одежды прикрыть наготу, ни угла в подвалах своего особняка. Этот богач ни для кого ничего не делал, но все только для себя.

Смотрите также:
Ибо удобнее верблюду

А сколько этот богач тратил на себя? Его одежды отличались от одежд других людей. Даже этим он хотел производить впечатление. Он покупал самые дорогие ткани из заморских стран, самый знаменитый портной шил ему одежды, которые в пору были бы только для князей и царей. Он был подобен павлину, который раскрывает перья и гордо выступает как царь птиц.

Пища богача не состояла из хлеба и воды, как это бывает у бедняков, но была роскошной и утонченной. Его повара покупали самое редкое, что было на рынке. Трудно представить, какой только пищи не было на его столе. У древних историков можно найти подобные описания пиров богачей во времена упадка Рима. Самые изысканные вина от знаменитых виноградников лились рекой, лучшие музыканты и певцы услаждали слух этого богача и его друзей и бесстыдные блудницы, как на пиру Иродовом, танцевали перед ними. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — все чувства богача насыщались до предела. На деньги, истраченные на эти ежедневные блистательные пиры можно было бы накормить и одеть множество нищих.

Мы знаем, как сегодня слишком многие, неизвестно (или лучше сказать, известно) как разбогатевшие новые богачи тратят немыслимые деньги на удовлетворение всех своих прихотей (от покупки яхт и футбольных клубов до покупки островов в океане или российских поселков со всеми их жителями) — за счет миллионов Лазарей, которым нечего есть. «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем» — таков лейтмотив жизни богача в евангельской притче. Он никогда не думал, что кроме тела у него есть бессмертная душа, о которой он должен позаботиться. Он никогда не думал, что в один прекрасный день праздник жизни закончится и что за гробом человека ожидает иной мир — рая и ада. Ада и рая? Рассказывайте эти сказки маленьким детям.

Но смерть пришла, вырвала богача из его блистательных пиров и поставила в другом мире. Он очутился в аду. Вот когда богач понял, что есть вечная жизнь, и его ужас был великим, потому что он не употребил свою земную жизнь для делания добра. Вспомнив, что у него есть пять братьев, которые ведут такой же образ жизни, какой недавно вел он, богач восхотел предупредить их о том, что их ждет, чтобы они стали жить иначе. Он умоляет Авраама, находящегося в раю, послать туда Лазаря с предупреждением. Но Авраам говорит ему, что нет необходимости посылать Лазаря, потому что Моисей и пророки уже говорили им о загробной жизни. «Нет, — сказал богач, — но если кто из мертвых возвратится на землю и начнет проповедовать, они покаются». Авраам отвечает: «Если Писанию не верят, то если кто и из мертвых воскреснет, не поверят». Так богач остался в аду, а Лазарь в раю. Положение за гробом остается неизменным. «В чем застану, — говорит Господь, — в том и сужу».

Много уроков предлагает нам сегодня Церковь, но мы хотим обратить внимание только на один. Когда богач убедился в реальности существования другого мира после смерти — неба и ада, он пожелал рассказать об этом своим братьям. По этой причине он просил, чтобы Лазарь чудесно воскрес, и его братья уверовали бы.

Люди нашего времени, живущие материалистическими понятиями и не верящие, что за гробом есть жизнь, говорят: «Вы видели, чтобы хоть кто-то один вернулся после смерти и рассказал нам о небе и аде?» Согласно притче, есть иное свидетельство о вечной жизни, несравненно более высокое, чем если бы кто из людей воскрес из мертвых. Это свидетельство — Священное Писание. Откройте Ветхий и Новый Завет, и вы увидите во многих местах упоминание о другом мире за пределами этого материального тленного мира. Патриархи проповедуют о нем, пророки проповедуют о нем, апостолы проповедуют о нем. И самое значительное — наш Господь Иисус Христос проповедует об этом мире. Он есть поистине Свидетель, в устах Которого от века не было лжи. Он говорит только истину и правду. Христос воскрес из мертвых. Он Сам возвратился из области смерти, чтобы свидетельствовать нам, что есть вечная жизнь. Если мы не верим Христу, то кому мы поверим?

Чтобы уверовать, люди требуют чуда. Но величайшее чудо — Священное Писание. О, Священное Писание! Это чудо из чудес. Мы должны открывать его часто, каждый день и внимательно читать его с молитвой и благоговением. Среди этих страниц мы услышм голос Христа, уверяющего нас: «Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

На анонсе картина Бориса Ольшанского

Источник

Смотрите также:

О безумном богаче

Нашим «богатым юношам»: кое-что о бедности

Протопресвитер Михаил Польский. ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

2 Responses to Евангельский богач и новые богачи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *