Мир — машина или поэма?

by on 30.01.2014 » Add more comments.

В греческом  тексте Символа веры слово, которое у нас звучит как «Творец», произносится «Поитос»  — «Поэт».  В первые века христианства мы постигали мир как поэму, сложенную Величайшим из поэтов, целиком — его отношение к  Богу и к человеку; затем (примерно с  XI до  XVII века) мы  поняли, что мир можно разъять на разнородные элементы и изучать их по  отдельности, и, наконец, в Новое время человек изучает структуру мироздания,  соотнесённость его частей друг с другом. Но в ходе осмысления структуры  мироздания неизбежно рождается мысль о том, как бы эту структуру изменить себе  на пользу. Так появляется техника — логическое следствие углублённого познания  мира. Так что же такое мир сегодня — машина или поэма?

На  наши вопросы отвечает настоятель храма свв. апп. Петра и Павла кандидат  богословия, кандидат физико-математических наук доцент СПбГУ протоиерей Кирилл  Копейкин. 

— Не кажется ли  вам, отец Кирилл, что современная техника, заполонившая мир, заслонившая от  человека природу, понемногу выходит из-под контроля? Следующие одна за другой  технологические катастрофы, стремительное загрязнение окружающей среды — это ещё  не все беды, вызванные техникой! Может быть, главная беда — это разрушение  человека: сегодня человек чувствует себя простым придатком к невероятно сложным  техническим системам. Человек расчеловечивается — вот что страшно!..

— С одной стороны,  с вами нельзя не согласиться: техника, а точнее техническая цивилизация, сейчас  действительно поставила мир на грань гибели. Но давайте не будем судить о таких  вселенских понятиях, как «гибель мира», со своей узкой, сиюминутной точки  зрения. Давайте взглянем на положение вещей так, чтобы увидеть и прошлое, и,  возможно, будущее.

Итак, прошлое:  самое отдалённое начало технической революции можно, видимо, отнести к эпохе  Возрождения. Что это было за время? Мне кажется, что если и есть резон называть  его Возрождением, то прежде всего потому, что тогда возрождалась древняя магия:  всевозможные тайные оккультные учения, колдуны, гадатели плодились тогда  безсчётно. И техника тогда же начала развиваться, ибо она по своему глубинному  смыслу близка к магии!.. Это, кстати, очень хорошо чувствуют творцы  научно-фантастических произведений: в их книгах и фильмах магическая сущность  техники почти не скрывается; зачастую техника и магия идут там рука об руку —  вот, например, как в знаменитом сериале «Звёздные войны»… Как маг ставил задачу  изменить мир в свою пользу, не задумываясь, за счёт чего это изменение  происходит и к чему оно приведёт, так и конструктор новых машин вводил в жизнь  свои изобретения, не зная и не желая знать отдалённых результатов этого  процесса. А сегодня все результаты налицо — земля стоит на грани катастрофы!  Сегодня многие экологи говорят о том, что мы уже перешли точку невозврата!..  Люди-то изначально стремились к благому, а привели человечество к ужасному  кризису. Я думаю, что это связано в первую очередь с магической сутью техники.

— Выходит, что  техническая цивилизация — это некая болезнь человечества? По-настоящему наше  общество должно было развиваться вне техники?

— Нет, это не так!  Прежде всего я хочу сказать: то, что мы называем современной мировой  цивилизацией со всеми её плюсами и минусами, — это не столько мировая, сколько  именно европейская и христианская цивилизация. И то, что происходит сегодня, —  есть вполне логичное завершение процессов, присущих именно этому обществу.  Главная задача, которую ставит перед собой христианская традиция, —  способствовать преображению мира; и техника как будто должна была помогать  человеку в этом деле.

Всё  началось с того, что христианство дало людям новый взгляд на мир и на самих  себя. Человек впервые осознал себя личностью. Нам сейчас трудно представить, как  могло быть иначе, — но могло! Сейчас любят говорить об «общечеловеческих  ценностях», но ценности эти вовсе не принадлежат всему человечеству, — они  сугубо христианские. Виднейшие историки и философы утверждают, что понятие  «личность» не было известно античности. И вдруг Бог сошёл на землю, Бог  вочеловечился, Бог освятил человеческое естество — и человек почувствовал свою  ценность, ценность своей души, своей индивидуальности! И мир раскрылся перед  ним, как великая, Богом данная книга, изучая которую можно постигнуть Господа!  Подумайте, как непросто было людям сделать такой шаг: если мир — это книга, а мы  все — герои этой книги, как же можем мы познавать Автора? Представьте себе Пьера  Безухова и Андрея Болконского, которые обсуждают замысел «Войны и мира»,  художественные приёмы Л.Н. Толстого и его философские идеи. Невозможно! Но  человек в христианскую эпоху оказался именно в таком положении: он начал  познавать замысел своего Творца. Появление такого взгляда на мир — великое чудо,  и оно возможно только на почве христианства.

Итак, мы начали  изучать мир как поэму, сложенную Величайшим из поэтов… (Кстати, в греческом  тексте Символа веры слово, которое у нас звучит как «Творец», произносится «Поитос»  — «Поэт»!) В первые века христианства мы постигали мир целиком — его отношение к  Богу и к человеку; затем (примерно с  XI до  XVII века) мы  поняли, что мир можно разъять на разнородные элементы и изучать их по  отдельности, и, наконец, в Новое время человек изучает структуру мироздания,  соотнесённость его частей друг с другом. Но в ходе осмысления структуры  мироздания неизбежно рождается мысль о том, как бы эту структуру изменить себе  на пользу. Так появляется техника — логическое следствие углублённого познания  мира. Техника не претендует на глубинное понимание мира: мы не знаем, что такое  электричество, но прекрасно умеем пользоваться им. Однако это принципиальное  незнание в конце концов приводит ко многим бедам.

Ещё раз подчеркну:  всё это становится возможным только в христианском мире, — ни в какой другой  цивилизации ничего подобного не произошло, там могут только перенимать и  пользоваться тем, что создано в христианском человечестве.

— Так, стало быть,  технического прогресса со всеми его катастрофами людям не миновать, и  цивилизация сама роет себе могилу?

— От катастроф  никто не застрахован, но мне кажется, что у мира есть возможности для развития.  Дело в том, что нынешний этап христианской цивилизации — тот этап, который как  раз и породил научно-техническую революцию, — подходит к концу. Например,  современная физика — квантовая механика в особенности — дошла до таких границ, за которыми она уже  безсильна исследовать мир: перед ней стоят вопросы уже не столько научные,  сколько мировоззренческие. Но это не конец науки. Это только завершение  очередного этапа познания мира, в том числе и технической эпохи. Исследовать мир  далее мы не в силах, — настало время осмыслять его. Диктатура техники должна  отныне понемногу отступить.

Что нас ждёт на  этом пути — никто не сможет вам предсказать: мы такого и представить себе не  можем, подобно тому как люди Средневековья даже отдалённо не могли себе  представить мир после научно-технической революции. Но я скажу так: для того  чтобы понять некую вещь, нужно в своём уме, в своей душе найти что-то, что  соответствует этой вещи, — нужно возвыситься до понимания! А следовательно,  осмысление мира не может не привести к небывалому развитию внутренних сил  человека! Богом заложены в нас огромные возможности, — мы не используем их и в  малой степени. Только святые приближались к подлинному человеческому образу; и  сегодня, изучая жития святых, мы должны понимать: вот это и есть собственно  люди! Мария Египетская, которая поднималась на воздух во время молитвы и  переходила Иордан яко посуху, Серафим Саровский, который кормил с рук огромного,  страшного медведя, — эти люди показывают нам, какие силы изначально даны  человеку Господом. А раз Он дал эти силы, мы обязаны их использовать.

Встав на новый  путь, мы будем обязаны с новой глубиной взглянуть и на Писание. Библия —  удивительная книга, она питает и простецов, и мудрецов. Её можно понимать  буквально — как это сделал прп. Павел Препростый: он услышал однажды: «Если  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23), — после чего сделал огромный деревянный крест, повсюду носил его с  собой — и тем спасся. Но ведь кроме такого, буквального понимания возможно и  более глубокое погружение в премудрость Божию, — и оно принесёт многочисленные  благодатные плоды. Огромный пласт научного познания мира, накопленный в минувшую  эпоху, позволит нам найти в Писании новые сокровища.

Вообще сам по себе  процесс познания и преображения мира закончиться не может никогда: человек на то  и был создан, чтобы садовничать в Божием саду, который есть вся Вселенная,  чтобы служить посредником между Богом и миром. Ведь человек в каком-то смысле  слова собирает в себе мироздание. Сказано, что он сотворён из праха земного, и  даже в физическом смысле это так. Вот смотрите: мы состоим из органических  веществ, а значит, главным образом из атомов водорода и углерода. Откуда взялся  во Вселенной углерод? Физики говорят, что он образуется в недрах звёзд, в  протекающих там ядерных реакциях. Когда звезда выгорает до конца, она взрывается  и выбрасывает углерод в окружающее пространство. То есть мы буквально состоим из  праха, рассыпанного в космосе. Если бы размер Вселенной был меньше, то просто не  хватило бы элементов, чтобы построить наши тела. Если бы Вселенная была моложе,  не выгорело бы столько звёзд, сколько нужно. Мы вмещаем в себя Вселенную — не  только душой, но и телом. И задача человека, насколько я понимаю, заключается в  том, чтобы преображать мир через себя: если я становлюсь ближе к Богу, то и мир  вокруг просветлится.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Источник

Смотрите также:

Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал Митрофанушкой

Академик Борис Раушенбах: От ракеты — к иконе, от математики — к Троице

Космология соглашается с первым стихом Книги Бытия

Вера ученых. Беседа с профессором мехмата МГУ В.И. Богачевым

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

8 Responses to Мир — машина или поэма?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *